Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

255
0
Ссылка на пост
24 февраля - В этот день родились.
  • 24 февраля.jpg
День в истории -
  • Foto_567.jpg 24 февраля-

Карл V1500 - Карл V Габсбург (1500 - 24. 09. 1558), император Священной Римской империи, король Испании (как Карлос I). Крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века, внёсший наибольший вклад в историю среди правителей того времени. Карл V - последний человек, когда-либо формально провозглашённый римским императором, он же - последний человек, отпраздновавший в Риме триумф.

Карл родился в замке Принцесгоф близ Гента (Фландрия), его отцом был герцог Бургундский Филипп Красивый, а матерью - Хуана Безумная, дочь Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской. Родным языком Карла был французский. Карл оставался жить в Нидерландах. Вскоре Филипп умер, а Хуана сошла с ума. Карл до 17 лет жил под покровительством тетки, Маргариты Австрийской, правительницы Нидерландов.
Благодаря скрещению династических линий Карл получил в наследство огромные территории в Западной, Южной и Центральной Европе, доныне никогда не объединявшиеся. Никто из европейских монархов, ни до, ни после, не имел так много титулов. Одних только королевских корон у Карла было девять - он одновременно был королем Леона и Кастилии, Валенсии, Арагона, Гранады, Неаполя, Сицилии, Богемии, а также титулярным королем Германии и Италии.
В возрасте 15 лет Карл по настоянию бургундских штатов принял на себя звание герцога Бургундского в Нидерландах.
Испания впервые фактически объединилась именно под скипетром Карла.
28 июня 1519 года коллегия германских курфюрстов (выборщиков) во Франкфурте единогласно избрала императором Священной Римской империи Карла V. Серебряную корону короля Германии Карл получил в 1521 году в Ахене, а в 1530 году в Болонье папа короновал его в качестве императора Священной Римской империи.
Задачи, с которыми столкнулся Карл, были весьма непростыми. В его владениях не наблюдалось административного единства. Кастилия, Арагон, Неаполь, Сицилия и Сардиния имели независимые органы управления. То же самое можно сказать и о различных государствах, входивших в габсбургскую часть империи.
Главным оплотом империи Карла являлись испанские владения, благодаря которым он мог осуществлять все свои замыслы. Однако эти предприятия ложились на казну все большим бременем, поскольку военные затраты постоянно росли. Сосредоточения огромных территорий в руках Карла опасалась Франция. Карл, со своей стороны, усматривал во Франции угрозу единству своих владений.  Их противостояние вылилось в борьбу за влияние в Италии. Первый агрессивный шаг предприняла в 1522 году Франция, двинувшая сюда свои войска под предлогом династических притязаний на Милан и Неаполь. В 1525 году при Павии - к югу от Милана - сошлись две 30-тысячные армии. Карл разбил французскую армию и даже взял в плен французского короля Франциска I. То была громкая победа, так как в глазах Европы Франция была в тот момент самой могущественной державой на континенте. Карл принудил плененного короля подписать Мадридский договор (14 января 1526 года), по которому признавались притязания Карла на Италию, а также его права феодального сюзерена на Артуа и Фландрию. Однако, как только Франциску удалось получить свободу, он объявил договор недействительным. Враждующие армии вторглись в Италию, и силы императора, которые возглавлял коннетабль де Бурбон подвергли Рим беспощадному разграблению в мае 1527 года. В 1528 году Карл заключил мир с королем Англии Генрихом VIII, а в 1529 году - с папой Климентом VII.  Габсбурги заполучили Милан и вытеснили французов с Апеннинского полуострова, утвердив там свое присутствие на многие века. Это, пожалуй, было одним из главных достижений Карла, хотя разоренная и обнищавшая Италия была далеко не столь ценным трофеем, как прежде. Франциск затеял против Карла еще две войны (1536-1538 годы и 1542-1544 годы), но изменить положение не смог.
В 1526 году Карл женился на Изабелле Португальской. Она приходилась ему двоюродной сестрой (их матери Хуана и Мария были сестрами). Это был один из первых близкородственных браков в династии, в конце концов, приведший род испанских Габсбургов к краху и вырождению.
В борьбе с Турцией Карл принял на себя роль крестоносца, защитника и объединителя христианского мира. В конце 1529 года турецкие войска осадили Вену, уже превратившие Венгрию в свою провинцию. Но взять город приступом им не удалось, а приближавшаяся зима заставила их отступить. Используя перерыв в войне, Карл в 1535 году отправляет флот к берегам Туниса, оплоту знаменитого корсара Хайраддина Барбароссы. Флот Карла взял город и освободил тысячи обращенных в рабство христиан. Здесь была возведена крепость и оставлен испанский гарнизон. Однако эта победа была сведена на нет исходом сражения при Превезе (в Эпире) в 1538 году, когда христианам противостоял заново выстроенный султаном Сулейманом I Великолепным турецкий флот.
В 1541 году Карл пытался с помощью флота взять Алжир, но корабли разметало по морю внезапной бурей. Пользуясь турецко-персидским конфликтом, в 1545 году Карл подписал с султаном перемирие, а затем в 1547 году и мир сроком на пять лет. Таким образом, несмотря на неоднократные попытки Карла вытеснить Сулеймана, ему пришлось его признать и даже выплачивать ему дань, поскольку он постоянно угрожал владениям Карла в Испании и Италии, а также в Австрии.
После заключения перемирия с Турцией Карл обратил внимание на Германию и попытался восстановить религиозное единство своей империи, активно вмешиваясь во внутренние дела германских правителей. Лютеране образовали военный союз, Шмалькальденскую лигу. Карл, после нескольких попыток расколоть протестантский лагерь, в июне 1546 года перешел в решительное наступление. 24 апреля 1547 года при Мюльберге (на Эльбе) войска Карла, которыми командовал Фернандо Альварес де Толедо герцог Альба, одержали крупную победу.  За ней последовал и успех в области религии - Аугсбургский религиозный компромисс, заключенный 19 мая 1548 года, согласно которому стороны согласились в том, что "есть лишь одна Церковь, главным епископом которой является папа".
Но эти успехи оказались недолговечными. В 1552 году протестантские государи вступили в союз с королем Франции Генрихом II, пообещав ему за предоставление помощи три епископства – Мец, Туль и Верден. Осада Карлом Меца не увенчалась успехом, и война завершилась заключением Пассауского договора от 22 августа 1552 года, по которому немецким лютеранам впервые обеспечивалась свобода вероисповедания.
После этого Карл прекратил попытки осуществить свою мечту о всеохватной империи .  Мечты его разбились, натолкнувшись прежде всего на упорное сопротивление протестантов и немецких государей. Теперь Карл взялся за дело с другой стороны, он попытался компенсировать свою неудачу в Германии успехами в Англии - через заключение брака между королевой Англии Марии I и своим сыном Филиппом.  Он почти играючи сколачивал Испанскую империю по другую сторону Атлантики. Конкистадоры, церковь и колониальная бюрократия позволили Карлу создать здесь надежные твердыни испанского господства.  К концу правления Карла был установлен великий маршрут, который вел через Мексику в Юго-Восточную Азию. Европейские финансисты вкладывали в колонии свои средства. Купцы отправляли обратно в Испанию груженые корабли, везли туда и драгоценные металлы в слитках.
В Европе Карл терпел одно поражение за другим. 25 октября 1555 года отказался от Нидерландов в пользу сына Филиппа. 16 января 1556 года он, также в пользу Филиппа, сложил с себя испанскую корону, в том числе отдал владения Испании в Италии и Новом Свете. Хотя Карл изъявлял желание отказаться от императорской власти ещё в 1556 году, курфюрсты приняли его отречение и избрали императором Фердинанда лишь в феврале 1558 года. В сентябре 1556 года бывший император приехал в местечко Юсте в провинции Эстремадура, где построил себе дом по соседству с монастырем Сан-Херонимо. Умер Карл в Юсте 21 сентября 1558 года. Похоронен в королевской усыпальнице Эскориала.

 

 

Комментарии (4)
0
#646

1536 - Климент VIII (в миру Ипполито Альдобрандини) (1536 - 3. 03. 1605), папа римский с 30 января 1592 по 3 марта 1605 года.

 Ипполито Альдобрандини родился в Фано, около Флоренции. Образованием Ипполито занимался его отец, известный юрист. Карьеру при папском дворе Альдобрандини начал со скромной должности адвоката консистории. В 1585 году был назначен кардиналом. За годы службы в курии ему не раз доводилось исполнять миссии за границей. В частности, он выполнял функции папского легата в Польше, где поддерживал кандидатуру Габсбургов после смерти Стефана Батория. Он даже стал близким другом этой династии после того, как ему удалось добиться освобождения из польского плена эрцгерцога Максимилиана Габсбурга. Не удивительно, что, имея за своей спиной столь мощную поддержку, после смерти Иннокентия IX он был избран папой римским. Получив тиару, он взял имя Климент VIII. Он сурово осуждал практику непотизма (кумовство, раздача римскими папами ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам), но, став папой, назначил кардиналами четырёх своих родственников. Одним из них был Пьетро Альдобрандини, который получил пурпур в 22 года и замещал папу во всех важнейших делах. Папа и его непот осуществляли соуправление как в политических, так и в религиозных делах.
 Связи с Испанией несколько ослабли, и апостольская столица снова сблизилась с Францией. Шаги, предпринятые папой, позволили расширить территорию папского государства. В религиозной области господствовала инквизиция, гася любое проявление прогрессивной мысли и развитие свободной, не подчиненной теологии науки. В 1600 году был сожжен на костре выдающийся итальянский философ Джордано Бруно.
 В 1596 году была заключена Брестская уния, которая привела к появлению на востоке Речи Посполитой католиков восточного обряда. Брестская уния лишь отчасти оправдала надежды, которые возлагал на неё папа, поскольку не привела к обращению в католичество всей Руси.
 В доктринальной области папа безуспешно пытался разрешить спор между теологами-иезуитами и доминиканцами, дискутировавшими о границах влияния милости божьей на волю человека грешного и спасённого. После длительных прений и столкновения разных точек зрения папа, познания которого в теологии были весьма ограниченными, решил не оглашать окончательного решения. Вопрос остался открытым. В 1600 году Климент VIII с огромной помпой открыл Юбилейный год, на который прибыло почти 3 миллиона паломников. Тогдашние хронисты отметили "пышность".
 Среди прочего Климент VIII оценил вкус кофе, привезенного из Османской империи, и вопреки советам окружения объявить напиток "нечистым" благословил его, чем в определенной мере способствовал распространению кофе в Европе.

 

 

 

0
#647

1597 - Венсан Вуатюр (1597 - 26. 05. 1648), французский поэт XVII века, видный представитель литературы барокко.

 Вуатюр родился в семье богатого виноторговца из Амьена, поставлявшего вино ко двору. В 1605 году его семья переезжает в Париж. Венсан получает хорошее образование в двух парижских коллежах. По окончании коллежа он изучал право в Орлеанском университете. 

С 1625 года посещает знаменитый в ту эпоху салон мадам де Рамбуйе, где вскоре стал одним из самых желанных и популярных посетителей, своим остроумием, приятными манерами и вполне светским обхождением заставив более знатных и родовитых гостей маркизы отказаться от взгляда на него, как на человека, вторгающегося в чуждую для него среду. В салоне мадам де Рамбуйе собирались аристократы, знаменитые писатели и поэты. Этот салон был центром "прециозной мысли" или "прециозного стиля" (фр.precieux - драгоценный).  Посетители салона именовали себя прециозниками (прециозницами), говорили на специфическом жаргоне, в котором вместо обычных слов преобладали метафоры, иносказания, перифразы. Поэзия здесь была развлечением. Основной темой такой поэзии были утонченные чувства и платоническая любовь, тогда как интерес к повседневной жизни отсутствовал вовсе.
 Тщедушный, меланхоличный и женственный, Вуатюр обладал глубоким умом. С 1629 года состоял на службе у Гастона, герцога Орлеанского, который, восстав против короля, послал поэта в Испанию искать помощи у графа Оливареса. Венсан Вуатюр описал свою поездку в Испанию в своих знаменитых "Письмах", считающихся одним из лучших его произведений. Много путешествует по Северной Африке, Англии, Фландрии, Италии, Савойе. С 1634 года - Один из первых членов Французской Академии (кресло № 33). В 1638 году в Риме был принят в Академию Умористов.   Волокита, картежник и дуэлянт. После заговора Сен-Мара стал королевским метрдотелем.  Впоследствии служил при королевском дворе и несколько раз исполнял разные официальные поручения. В конце жизни состоял на службе у графа д'Аво, заведовавшего финансами, что обеспечивало ему материальное благосостояние.
 Вуатюра считали когда-то изящным, изобретательным и тонким поэтом. Его сонеты, рондо заучивались наизусть. Автор сам читал их с большим успехом в салоне Рамбулье. Он писал стихи на французском, испанском, итальянском языках, а также на латыни. Вольтер, отмечая недостатки стиля Венсана Вуатюра, упрекал поэта в чрезмерном пристрастии к "остроумию в игре слов и неожиданных концовках" (Философский словарь, статья "Вкус").
 О Вуатюре рассказывают много забавных историй. Вот одна из них. Однажды, когда Вуатюр прогуливался среди публики вместе с маркизом Пизани и г-ном Арно, забавляясь отгадыванием по лицу сословия того или иного встречного, в карете проехал некто в черном тафтяном платье и зеленых чулках. Венсан Вуатюр предложил: "Бьюсь об заклад, что это - советник палаты вспоможений!" Пизани и Арно приняли заклад с условием, что Вуатюр сам спросит у человека, кто он. Венсан Вуатюр вышел из кареты и остановил проезжающего. "Извините, милостивый государь, - обратился он к седоку, - я бился об заклад, что вы - советник палаты вспоможений, и мне хочется знать, не ошибся ли я". - "Милостивый государь, - хладнокровно ответил незнакомец, - смело всегда бейтесь об заклад, что вы - глупец, и вы никогда не проиграете". Вуатюр со стыдом вернулся к друзьям. "Ну что? - вскричали они. - Угадал ли ты, кто он?" –– "Не знаю, - мрачно ответил Вуатюр, - но знаю, что он угадал, кто я".

Венсан Веатюр умер в 1648 году от подагры.

Я умираю от любви,
От песни, соловьиной трели,
Когда приходит час зари,
От ласки нежной и веселья,
О, как прекрасен этот миг,
Пусть он ещё для нас продлится,
Чтоб утонуть в глазах твоих,
И страстью  бурной там забыться
И я среди прекрасных грёз,
К тебе спешу с благословеньем,
И часть твоих роскошных кос,
Расположились на коленях,
О, как душа моя болит,
И мой язык во рту немеет,
Я задыхаюсь от любви,
Но я об этом не жалею.

ВЕНСАН ВУАТЮР.

Перевод Борис Межиборский.

Уранию люблю сильнее год от году,
Любви не убежать, все говорит о ней.
Неисцелима боль до окончанья дней,
И не вернуть назад изгнанницу-свободу.

Урания строга -- склоняюсь ей в угоду,
Приемлю деспотизм, и смерть, и сто смертей,
Страдания пою. Мне с каждым днём ясней:
Прекрасное ведёт к трагичному исходу.

Судьбы не отвратить, и разум не призвать,
Я знаю наперёд его совет: восстать.
Он робко на себя предложит положиться,

Но, вспомнив красоту, от коей должен пасть, --
Прекрасней в мире нет, -- он с чувством согласится,
И прежде чувств пойдет Урании под власть.

ВЕНСАН ВУАТЮР.

Перевод Ксения Рагозина.

 

0
#648

1786 - Вильгельм Карл Гримм (1786 - 16. 12. 1859), немецкий филолог, брат Якоба Гримма. Представитель, как и брат, гейдельбергских романтиков, ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к народной культуре (фольклору).

 Вильгельм Гримм родился в городке Ганау, в семье трудолюбивого гессенского чиновника, строгого реформата. Когда Вильгельму было 10 лет, отец умер, не оставив почти никаких средств. Сестра матери взяла мальчиков, Вильгельма и его старшего брата Якова, на свое попечение и поместила их в Кассельский лицей. В этом заведении были хорошие учителя, но система учения имела вопиющие недостатки: учебных часов было от 10 до 11 в день. Преподавалась масса наук, в том числе антропология, мораль, логика и философия, а история и языки были в загоне. Вильгельм, вслед за братом окончил курс и поступил в Марбургский университет на юридический факультет. После окончания университета вернулся в Кассель, где жил в доме своей матери, к тому времени уже овдовевшей.
 Из-за проблем со здоровьем, Вильгельм страдал астмой и, кроме того, жаловался на боли в сердце, долгое время не мог получить какую-либо должность. После смерти матери, Якову, старшему брату, удалось пристроиться библиотекарем королевской библиотеки, с порядочным содержанием и массой свободного времени. Теперь он и живший с ним Вильгельм могли вполне отдаться научным и литературным трудам, к которым их возбуждали и лучшие представители романтической школы.
Вильгельм Гримм долгое время лечился в Ганне. Поле чего переехал в Берлин, а позже возвратился в Кассель. С 1814 по 1829 годы занимал должность Секретаря Гессенской ландграфской библиотеки в городе Касселе.
 В 1825 году Вильгельм женился на Генриетте Доротее Вильд. И в 1828 году у них родился сын Герман Гримм - впоследствии известный историк литературы, профессор Берлинского университета и соучредитель "Общества Гёте".
 В 1829-1830 годы братья Яков и Вильгельм Гримм перебрались в Геттинген, где Яков занял кафедру немецкого языка и литературы и место библиотекаря, Вильгельм - место его помощника в библиотеке, а с 1835 года - экстраординатуру по той же кафедре. В 1840 году за участие в политической манифестации оба были уволены из университета Геттингена.  Впрочем,  в 1841 году Вильгельм был приглашён в Берлин прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV. В том же году избран действительным членом Прусской академии наук. В течение 18 лет, до своей смерти, занимал кафедру в Берлинском университете и работал над "Немецким словарём".
 16 декабря 1859 года Вильгельм Гримм скоропостижно скончался из-за паралича лёгких.
Опубликованные братьями Гримм книги по истории и грамматике немецкого языка, на фоне многочисленных диалектов последнего, явились стимулом к оформлению лингвистики (языкознания) в самостоятельную научную дисциплину. Вместе с братом Вильгельм Гримм составил знаменитое собрание немецких сказок, положил начало систематическому научному изучению рунической письменности.

 

Уинслоу Хомер1836 - Уинслоу Гомер (1836 - 29. 09. 1910), американский художник и график, один из основоположников американской реалистической живописи. Наиболее знаменит своими морскими пейзажами. Известен как своими работами маслом, так и акварелями. Большинство исследователей рассматривают Хомера как крупнейшую фигуру в американском искусстве XIX века, оказавшую влияние на всё последующее развитие американской живописи.

Уинслоу Хомер родился в Бостоне в семье из среднего класса, происходившей из старейших семей Новой Англии. Уинслоу Хомер был вторым из трёх сыновей. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Кембридж, где его отец держал магазин. Мать Хомера была художницей-любительницей, стала первым учителем сына, была человеком, оказывавшим на него наибольшее влияние. Хомер, не был прилежным учеником, получил начальное образование в Кембридже в школе Вашингтона. Именно к этому периоду относятся его первые опыты в рисовании. Рисунки описывают городскую жизнь Бостона, позже Нью-Йорка, хотя городские сюжеты после начала 1860-х годов полностью и навсегда исчезают из творчества Хомера.
 Когда Хомеру было тринадцать лет, его отец, Чарльз Хомер бросил бизнес, чтобы попытать счастья в Калифорнийской золотой лихорадке. Финансовые неудачи отца также оказали серьёзное влияние на художника, который всю свою карьеру заботился о финансовой состоятельности.
 В возрасте 18 лет, Уинслоу Хомер принял решение не идти в университет. И вместо учёбы он, не имея формального образования, поступил в ученики в одну из самых известных гравировальных компаний в США, Баффордс в Бостоне. Там он работал до 1859 года. Этот период совпал с наибольшим расцветом иллюстрированных журналов в США. В 1859 году Уинслоу Хомер  переехал в Нью-Йорк и начал выполнять работу в качестве иллюстратора журналов, по разовым договорам. До 1875 года он выполнил около 200 иллюстраций в ведущих журналах. Тем не менее, в то время работа иллюстратора и гравёра рассматривалась как менее престижная, чем живопись. Поэтому начиная с 1857 года, Уинслоу Хомер рассматривал возможности, позволившие бы ему стать художником. В 1859, 1860 и 1863 годах он посещал занятия в ведущем учебном художественном заведении США - Национальной академии дизайна. Кроме того, в 1861 году он брал частные уроки у художников Фредерика Рондела и Томаса Сира Каммингса. В 1860 году акварель Уинслоу Хомера "Катание на коньках в Центральном Парке" была выставлена в Национальной академии дизайна.
 Неизвестно, почему Хомер решил отказаться от получения формального художественного образования, но известно, что в 1860 году он очень хотел отправиться в Европу, уровень живописи в которой в это время многократно превосходил американский. Эти планы были отложены из-за Гражданской войны.
 Уинслоу Хомер принадлежал к первому поколению американских художников, создавших собственную американскую художественную школу. В то время как большинство его современников рассматривали европейское искусство в качестве идеала, Хомер, хотя и испытывал влияние самых разнообразных художественных течений, в своём творчестве прежде всего основывался на чисто американских сюжетах. Позже он писал картины главным образом из жизни простых людей Америки ‒ фермеров, охотников, моряков. Многие произведения художника посвящены жизни негров. Изображая крупно-фигурные сцены на фоне написанных сочными красками американских пейзажей, Уинслоу Хомер подчёркивал благородное мужество, естественность, связь с природой, трудолюбие своих героев.

 

 

 

 

0
#649

1889 - Алексей Денисович Дикий (1889 - 1. 10. 1955),  советский актёр, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1949). Лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949 - дважды, 1950) - в том числе дважды за исполнение роли Сталина в кино.
Алексей Дикий родился в Екатеринославе (ныне - Днепропетровск, Украина).  С раннего детства увлекался театром. Надо сказать, что увлечение театром было семейной традицией: сестра – М. Д. Дикова – украинская актриса, ее муж – актер и режиссер А. Л. Суходольский, в его харьковской труппе Алексею иногда доставались роли шаловливых мальчишек. Дарование молодого актёра открыл И. Уралов и пригласил его в студию при МХАТе.
В 1909 году Алексей Дикий переехал в Москву и поступил в частную театральную школу артистки МХТ С. В. Халютиной, занимался здесь у К. А. Марджанова и В. Л. Мчеделова.
В 1910 году Дикий был принят в МХТ, где успешно дебютировал в небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в "Живом трупе" Л. Толстого. Учителями Алексея Дикого стали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.
С 1913 года, по окончании драматических курсов при Художественном театре, Алексей Дикий начал выступать на сцене 1-й Студии МХТ (позже МХАТ 2-й). Первая роль - Алёшка ("На дне" М. Горького).
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала актёрскую деятельность Дикого. Военные годы он считал "безнадёжно потерянными".
С января 1918 года возобновилась работа в МХТ и в 1-й Студии. Алексей Дикий был мастером острохарактерных, озорных и задиристых портретов. В 1921 году Дикий поставил свой первый спектакль "Зелёный попугай" А. Шницлера в Театре-студии им. Ф. И. Шаляпина. Спектакль получил похвалу в прессе за колоритность, темпераментность и современность - эти черты становятся характерными для Дикого-режиссёра.  
С 1928 года - режиссёр театров Москвы и Ленинграда.
 В 1931-1936 годах - руководил театральной студией (Студия Дикого).
 В 1932-1936 годах - руководил Московским Театром им. ВЦСПС.
1936 год - Алексей Дикий был назначен главным режиссёром Большого драматического театра им. Горького в Ленинграде.
 В 1937-1941 годах был незаконно репрессирован. Особым совещанием при НКВД СССР Алексей Дикий по статье 58 был приговорён к 5 годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД. Оставшиеся без руководителя молодые актёры пришли к решению сохранить свой коллектив. Почти в полном составе они выехали в столицу Таджикской ССР Сталинабад, где стали ядром русского драматического театра.
1941 год - После освобождения из заключения, с осени 1941 года, Алексей Дикий работал в московском Театре им. Вахтангова, находившемся в то время в эвакуации в Омске.
 В 1944-1952 годах - актёр и режиссёр в труппе академического Малого театра.
 С 1952 года - переведён в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.
 Народный артист СССР (1949).
Алексей Дикий с Максимом Штраухом, тоже народным артистом СССР, исполняли роли вождей: Дикий - Сталина, а Штраух - Ленина. Как-то в 30-е оба актера снимались в одном фильме. Загримировавшись на студии, актеры на автомобиле подъехали к Кремлю, где проходили съемки. Охранник потребовал пропуск. Дикий в соответствующем гриме высунулся из окошка автомобиля. Часовой взял под козырек: "Простите, Иосиф Виссарионович, не признал!" В это время в другое окошко высунулся Штраух, загримированный под Ленина, и спросил: "А меня пропустишь?" Охранник упал в обморок.
 Исполнение Диким роли Сталина в фильмах "Третий удар" (1948 год) и "Сталинградская битва" (1949 год) понравилось прототипу, хотя сам Дикий говорил: "Я играю не человека, а гранитный памятник".
 Алексей Денисович Дикий ушёл из жизни 1 октября 1955 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

 

 

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.