Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

545
5
Ссылка на пост
29 декабря - Календарь Истории.
  • IMG_4687.jpg
В этот день родились -
  • Сикейрос Давид Альфаро Сикейрос Давид
  • маркиза де Помпадур Жанна-Антуанетта Пуассон Маркиза де

29 декабря.

 

 

 

363-й день года, до Нового года остается 2 дня.

 

 

 

Трамвай № А («Аннушка»)День трамвая "Аннушка".

29 декабря 1911 года в Москве появился маршрут легендарной "Аннушки". "Аннушка" - самый знаменитый трамвай в российской истории, неразрывно связанный с историей Чистых прудов. Его маршрут назывался "А" и проходил по Бульварному кольцу и Москворецкой набережной. Поэтому москвичи любовно прозвали его женским именем Аннушка.

 

Аннушка, Аннушка - подружка,
 Сколько мы с тобою провели минут!
 Дорогая Аннушка, ты уже старушка,
 С каждым днём короче твой маршрут...

 

Первоначально маршрут № А появился в Москве в 1911 году и был кольцевым. Основной трассой его следования было Бульварное кольцо, которому он и обязан названием (второе название Бульварного кольца - "кольцо А"). Кольцо замыкалось по Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой набережным, а также по Соймоновскому и Устьинскому проездам. При этом по большей части маршрута электрический трамвай прошёл впервые - ранее по этим улицам проходила конка.

Маршрут впервые был незначительно изменён в 1931 году - его перенесли с Соймоновского проезда и Пречистенской набережной на улицы Волхонка и Ленивка. В 1934 году маршрут на короткое время был разомкнут (проходил по трассе Зацепская площадь — Кропоткинские ворота), затем через год вновь восстановлен. В 1936 году из-за демонтажа путей на Кремлёвской и Москворецкой набережным южная часть маршрута была перенесена на другой берег реки Москвы - на улицы Серафимовича, Болотную и Осипенко (ныне Садовническую). В это же время трамвайные пути были убраны с Яузского бульвара и Устьинского проезда, имевшего слишком большой наклон, и перенесены на Солянку, улицу Разина (ныне Варварка) и соседние переулки.

В 1937 году пути на Болотной улице также были разобраны, и "Аннушка" вернулась на незамкнутую трассу Зацепская площадь - Кропоткинские ворота. С тех пор маршрут никогда не был кольцевым. В 1938 году маршрут вернулся на Устьинский проезд, но по-прежнему обходил по параллельным улицам Яузский бульвар. До Зацепской площади трасса проходила по улице Осипенко, улице Балчуг, Пятницкой и Новокузнецкой улицам. В 1939 году от Кропоткинских ворот маршрут был продлён по Кропоткинской (ныне Пречистенка), Зубовской и Большой Пироговской улицам до Клинической площади (находилась на пересечении улиц Еланского, Плющихи и Погодинской и 2-го переулка Тружеников). В 1943 году маршрут на короткое время сокращался до Кропоткинской, затем был восстановлен по прежней трассе, а в 1948 году продлён до конечной "Улица Десятилетия Октября" по Малой Пироговской улице.

Через год были сняты пути на западной стороне Бульварного кольца, и трасса маршрута была перенесена на улицы Чехова (ныне улица Малая Дмитровка), 3- ю Тверскую - Ямскую, Большую Грузинскую, Красную Пресню и Шмитовский проезд. Маршрут "Зацепская площадь-Шмитовский проезд" просуществовал с небольшими изменениями трассы до 1967 года. В 1955 году маршрут вернулся на Яузский бульвар, а в 1963 году был перенесён на новую прямую трассу от метро "Новокузнецкая" к Большому Устьинскому мосту через Садовнический проезд.

В связи с закрытием линии по улицам Большой Грузинской и Заморёнова в 1967 году маршрут был резко сокращён до Трубной площади, таким образом, его северная часть вновь полностью проходила по Бульварному кольцу.

В 1971 году в связи с демонтажом линии по Рождественскому и Сретенскому бульварам (по ним и до настоящего времени нет движения общественного транспорта из-за больших уклонов) маршрут был ещё сокращён - до станции метро "Чистые пруды" (в то время "Кировская").

В 1991 году с закрытием по просьбе Русской православной церкви кольца на Зацепской площади, проходившего вокруг церкви Фрола и Лавра, маршрут был отменён.

В 1997 году маршрут был запущен по нынешней трассе.

В 1998 году маршрут был сокращён до временного кольца, построенного возле станции метро "Новокузнецкая".

В 1999 году былa восстановлена трасса 1997 года, по которой маршрут проходит и сегодня.

 

 

 

Именины.

Александр, Аркадий, Владимир, Илья, Макар, Николай, Павел, Пётр, Софья.

 

 

Народные приеты и фольклор Руси.

 

Агей (Аггей) по прозвищу Иней Сей.

Аггей Зимоуказчик: "Агей - пророк сеет иней на порог".

Если в этот день сильный мороз - то ему Святки трещать, до Крещения (православного - 19 января) стоять.

Если иней на деревьях, то Святки будут теплыми.

Если на Агея день будет со светлым инеем - жди завтра ясный день. Снег к заборам привалит вплотную - плохое лето, останется промежуток - урожайное. Холодный Агей - к лютой зиме.

Примечено народом: Каков Агей, таков и месяц апрель.

Если мороз ударит, то будет стоять морозная погода еще три недели.

Родившимся в этот день следует носить сапфир и карнеол.

 

 

Знаменательные события.

 

 московская гостиница «Националь»Состоялась официальная церемония открытия московской гостиницы "Националь".

В начале 20 века в российской архитектуре был моден эклектичный стиль. В этом стиле Варваринское Общество Домовладельцев и заказало новую гостиницу архитектору, академику Александру Иванову.

 Здание гостиницы возводилось с применением новых строительных материалов - железобетона, облицовочного кирпича, гидроизоляционных материалов. Заказчик хотел, чтобы гостиница была самой лучшей в Москве.

 В строительство были вложены огромные по тем временам средства в один миллион рублей. Были оборудованы шикарные меблированные квартиры, роскошные апартаменты, прекрасные рестораны и магазины.

29 декабря 1902 года главной московской новостью стало открытие гостиницы "Националь", а для постояльцев она была открыта через три дня - 1 января 1903 года.

 Сильно пострадавшее во время уличных боев 1917 года, здание гостиницы в 1918 году использовали для первого Дома Советов. В 1930-е Интерьер гостиницы годы гостиница вновь возродилась под названием "Интурист". Здесь останавливались зарубежные гости: Герберт Уэллс, Анри Барбюс, Мартин Андерсен Нексе, Анатоль Франс, Поль Робсон, Арманд Хаммер и многие другие. В это время сильно изменился облик гостиницы. Дубовые оконные рамы были заменены на "современные" алюминиевые переплеты, а первый этаж был выкрашен в густой свекольный цвет "под гранит". Большое майоликовое панно на углу здания также было переделано: вместо античного сюжета на нем теперь был изображен индустриальный пейзаж.

 Однако гостиница, ни разу капитально не ремонтировавшаяся с момента постройки, постепенно ветшала. Только в 1986 году было принято решение ее реставрировать. Перед строителями и реставраторами была поставлена трудная задача: гостиница должна была обрести свой первоначальный вид.

 Когда 9 мая 1995 года "Националь" вновь распахнул свои двери перед гостями, здание обрело почти тот же облик и внутреннее убранство, которое имело до революции. В коридорах и комнатах висели бронзовые люстры, часть из них была восстановлена по сохранившимся чертежам. Вновь заискрились громадные стеклянные витрины в залах первого и второго этажей, оправленные в дубовые рамы, были восстановлены чугунные украшения и светильники над главным входом.

 Внешне не изменившись, гостиница тем не менее стала другой. У нее появился еще один, седьмой этаж, где разместились номера, технические помещения, а также оздоровительный центр с бассейном, саунами, тренажерным залом и баром. Внутренний двор, ранее использовавшийся в хозяйственных целях, был перекрыт стеклянной крышей и стал уютным баром с зимним садом. Сегодня гостиница успешно работает и предлагает гостям Москвы уникальное сочетание исторического колорита, высоких стандартов обслуживания и комфорта.

 

 

Коммуна имени Дзержинского Открыта коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, детское воспитательное учреждение.

Коммуна имени Дзержинского - детское воспитательное учреждение - была создана в поселке Новый Харьков (пригород Харькова) в системе учреждений ГПУ для борьбы с детской беспризорностью на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины.

29 декабря 1927 года колония была открыта, возглавил ее педагог Антон Макаренко, автор знаменитой "Педагогической поэмы". В коммуну поступали как беспризорные дети, так и дети из семей. Коммунары получали широкое общее образование. Одним из основных принципов воспитания в коммуне было соединение обучения с производительным трудом.

 Первоначально ребята ежедневно работали четыре часа в мастерских (1927-1929), которые позже были преобразованы в производственные цеха. В 1932 году был открыт завод электроинструментов. Здесь была выпущена первая советская электросверлилка марки ФД-I. Затем был построен завод пленочных фотоаппаратов, где изготавливались знаменитые "ФЭДы".

 В коммуне работал школьный комбинат. Его учебная база включала школу-семилетку, а с 1934 года - полную среднюю школу-десятилетку. Также действовали подготовительные группы для поступающих на рабфак. В школе работало свыше 40 творческих кружков, а оркестр коммуны стал одним из лучших самодеятельных коллективов УССР. Летом все коммунары участвовали в походах в Москву, Крым, на Кавказ.

 В коммуне действовала конституция, на основе которой организовывались работа органов самоуправления, дежурства, самообслуживание, составлялся перечень обязанностей выборного актива и его прав, распорядок дня, правила поведения на производстве и в быту и другое.

 Коммунары объединялись в отряды, а на производстве - в бригады. В колонии был свой руководящий орган - совет командиров, которые избирались на определенный период. Для текущих дел создавались комиссии: санитарная, хозяйственная и прочая, клубный совет, штаб социалистического соревнования.

 

 

почетное звание «Ворошиловский стрелок»Центральный комитет Осоавиахима установил почетное звание "Ворошиловский стрелок" 1-й и 2-й степеней.

29 декабря 1932 года в честь председателя Реввоенсовета СССР, наркома по военным и морским делам Климента Ефремовича Ворошилова - "отличного стрелка из всех видов стрелкового оружия", Центральный комитет Осоавиахима установил почетное звание "Ворошиловский стрелок" 1-й и 2-й степеней, присваиваемое с вручением соответствующего нагрудного значка.

 Подготовка ворошиловских стрелков стала неотъемлемой частью оборонно-массовой работы и вскоре была превращена в широкое движение трудящихся, молодежи за овладение стрелковым делом.

  Осенью 1934 года в Бауманском районе Москвы открылся первый в стране клуб Ворошиловских стрелков, который первым представлял оборонное Общество на международных соревнованиях, где встретились команды клуба Ворошиловских стрелков и команда Портсмутского стрелкового клуба США. Победили москвичи, выбившие на 207 очков больше американских спортсменов.

 Изготовлялся знак в различных организациях, в том числе и на Ленинградском монетном дворе (ЛМД). Всего было выпущено почти 700 тысяч экземпляров "Ворошиловского стрелка", а общее количество награждений по разным сведениям достигло 6-9 миллионов.

 В Рабоче-Крестьянской Красной Армии награждения знаком "Ворошиловский стрелок" проводились с 1934 года до мая 1939 года, когда появилась награда "За отличную стрельбу РККА", а в оборонных организациях звание присваивали вплоть до начала Великой Отечественной Войны.

 

 

 

Комментарии (3)
0
#863590

1708 - Указом Петра I территория Российской империи была разделена на 8 губерний.
До 1708 года территория Российского государства делилась на различные по размеру и статусу уезды (прежние княжеские земли, уделы, приказы и тому подобное) и разряды.
Первые 8 губерний образованы в ходе Областной реформы, по указу Петра I от 18 (29) декабря 1708 года:
Ингерманландская (в 1710 году преобразована в Санкт-Петербургскую) — её возглавил Александр Данилович Меншиков;
Московская — Тихон Никитич Стрешнев;
Архангелогородская — Пётр Алексеевич Голицын;
Смоленская — Пётр Самойлович Салтыков;
Киевская — Дмитрий Михайлович Голицын;
Казанская — Пётр Матвеевич Апраксин;
Азовская — Фёдор Матвеевич Апраксин;
Сибирская — Матвей Петрович Гагарин.
В ходе реформы все уезды были отменены, губернии составлялись из городов и прилегающих к ним земель. Вследствие этого границы губерний были достаточно условными. Губернии возглавлялись губернаторами или генерал-губернаторами, которые выполняли административную, полицейскую, финансовую, судебную функции. Генерал-губернаторы были также командующими войсками в подведомственных им губерниях.

1918 - Открыт памятник Софье Перовской. Находился около Московского вокзала на Знаменской площади в Петрограде.
Памятник террористке Софье Перовской был выполнен итальянским скульптором-футуристом О. Гризелли, в рамках реализации ленинского плана монументальной пропаганды, не имел портретного сходства и представлял собой, по словам современников, «могучую львицу с громадной прической, с могучими формами лица и шеи». При его открытии, по воспоминаниям Луначарского, «некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят». (Лилина – первая жена Зиновьева, работала в петроградском правительстве).
Снят по постановлению Петросовета от 8 апреля 1919 года.

1958 - Из Уголовного кодекса РСФСР изъято понятие «враг народа».
Словосочетание «враг народа» впервые было использовано в российской революционной практике в августе 1917 года в листовках Комитета народной борьбы с контрреволюцией. «Врагом народа» назывался генерал Л. Г. Корнилов, поднявший мятеж.
Термин «враг народа» не был только клише политической риторики сталинского периода, он употреблялся и в официальных документах, в частности, в части 2 статьи 131 Конституции СССР 1936 года говорилось:
"Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа." — КОНСТИТУЦИЯ СССР, утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года.
Таким образом, юридически это понятие пережило сталинскую эпоху и исчезло из советского законодательства только в 1977 году, с принятием «Брежневской Конституции».
* Римский сенат объявил Нерона врагом народа в 68 году нашей эры.
* В новое время термин «враг народа» получил широкое распространение во времена Французской революции для обозначения противников режима и для обоснования массового террора. Первоначально в риторике революционеров, был как синоним понятия «враг революции». Декрет от 22 прериаля II года (10 июня 1794 года), открывшем собой эпоху так называемого «Большого террора», определял врагов народа как личностей, стремящихся уничтожить общественную свободу, силой или хитростью. Врагами народа были сторонники возврата королевской власти, вредители, препятствовавшие снабжению Парижа продовольствием, укрывавшие заговорщиков и аристократов, преследователи и клеветники на патриотов, злоупотреблявшие законами революции, обманщики народа, способствовавшие упадку революционного духа, распространители ложных известий с целью вызвать смуту, направлявшие народ на ложный путь, мешавшие его просвещению. По этому закону враги народа наказывались смертной казнью. Революционный трибунал якобинцев ежедневно выносил по 50 смертных приговоров.
* Термин англ. public enemy (дословно «враг общества, народа») широко распространился в Соединённых Штатах Америки в 1930-х гг. по отношению к преступникам, наносящим обществу особо крупный ущерб. ФБР и его директор Эдгар Гувер использовали термин по отношению к известным преступникам (Аль Капоне, Джон Диллинджер и ряд других).
* В Китае во времена Мао Цзэдуна людей называли не «врагами народа», а противниками культурной революции.

1977 - Создан спецотряд МВД «Витязь».
Военнослужащих в это подразделение отбирали из числа лучших спортсменов Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения на добровольной основе. Кандидаты должны были иметь отличную физическую подготовку и обладать психологической устойчивостью. В 1989 году на базе роты был создан батальон, который в 1991 году стал отрядом специального назначения «Витязь».
В 1980 году отряду было поручено обеспечение безопасности участников Московской Олимпиады. В 1981 году «витязи» участвовали в освобождении детей, захваченных террористами в одном из сел близ Ижевска. В 1986 году они ликвидировали группу преступников, которые пытались захватить самолет в Уфе. В 1990 году «Витязь» совместно с группой «Альфа» провел спецоперацию по освобождению захваченных бандитами заложников в Сухумском следственном изоляторе.
Отряд принимал участие в разрешении всех межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР, а также в разоружении незаконных вооруженных формирований на территории Чечни в 1994-1996 годах. Еще в 1980-х годах символом бойцов этого подразделения стал краповый берет.
С 1999 года отряд выполнял задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ. В 2002 году отряд участвовал в специальной операции по освобождению заложников, захваченных террористами на мюзикле «Норд-Ост» в Москве.
В 2008 году на базе отряда «Витязь», путём слияния с отрядом специального назначения «Русь», был сформирован 604 Центр специального назначения внутренних войск МВД России. Символом бойцов Центра остался краповый берет.

1989 - Вацлав Гавел стал президентом Чехословакии. На совместном заседании обеих палат Федерального Собрания ЧССР во Владиславском зале пражского Града Гавел был единогласно избран президентом — первым некоммунистическим президентом за последние 40 лет.

0
#863591

В этот день родились -

1709 - Елизавета Петровна (1709 - 5.01.1762), российская императрица из династии Романовых, младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.
Елизавета Петровна Романова, дочь Петра I и Екатерины I, родилась в Коломенском дворце (Московская губерния).
С детства Елизавета пользовалась любовью и заботой отца, рано обучилась грамоте, учила французский язык, основы истории, географии. По характеру была веселой, добродушной и одновременно капризной и вспыльчивой. Больше всего на свете любила светские развлечения: балы, танцы, охоту, маскарады. Елизавета Петровна слыла первой красавицей своего времени.
В царствование Анны Иоанновны положение Елизаветы осложнилось, поскольку императрица завидовала ее красоте и видела в ней опасную политическую соперницу. В то же время она пользовалась большой симпатией жителей Петербурга, особенно гвардейских солдат и офицеров, видевших в ней наследницу Петра Великого — именно они ее и привели к власти (25 ноября) 6 декабря 1741 года, совершив под ее управлением государственный переворот.
Обстоятельства восшествия на престол отразились на всем царствовании Елизаветы. Был провозглашен курс на возврат к наследию Петра Великого, в частности, восстановлена роль Сената и некоторых других центральных учреждений. Кабинет министров был упразднен, незаметной стала деятельность Тайной канцелярии, возросло значение Синода и духовенства.
Во время правления Елизаветы были основаны первые русские банки, осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны; получила развитие тяжелая промышленность. В социальной политике продолжалась линия расширения прав дворянства. Была отменена смертная казнь.
В свое царствование Елизавета государственными делами почти не занималась, передоверив их своим фаворитам - Лестоку, братьям Разумовским, Шуваловым, Воронцовым, А.П. Бестужеву-Рюмину, которые занимали все важные государственные посты.
В конце 1740-х - первой половине 1750-х годов по инициативе П.И. Шувалова был осуществлен ряд серьезных преобразований, важнейшим из которых стала отмена в 1754 году внутренних таможен. Это привело к значительному оживлению торговых связей между различными регионами страны.
Елизавета любила живопись, музыку, театр, способствовала развитию наук. На время ее царствования приходятся расцвет деятельности М.В. Ломоносова, открытие в 1755 году Московского университета, а в 1760 году – Академии художеств, учреждение первого русского театра Ф.Г. Волкова, создание выдающихся памятников культуры, в том числе строительство Зимнего дворца Ф.Растрелли. Также при Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения, расширена сеть начальных школ, открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). Во внешней политике правительство Елизаветы Петровны придерживалось принципов Петра Великого.
С точки зрения русской историографии Елизавета не была великой императрицей, однако отличалась (в лучшую сторону) от Петра III или Павла I, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. Хотя она была любительницей кутежей, фаворитов, но даже этим государству не вредила, так как ее фавориты были людьми русскими и действовали во благо государству.
Умерла императрица Елизавета Петровна (25 декабря 1761) 5 января 1762 года в Санкт-Петербурге.

1721 - Маркиза де Помпадур (имя при рождении - Жанна-Антуанетта Пуассон) (1721 - 15.04.1764), официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV, которая на протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.
Родилась 29 декабря 1721 года в Париже. Получила прекрасное образование благодаря приемному отцу - известному в светском обществе юристу. Он же устроил и брак Жанны-Антуанетты, выдав ее за своего племянника - Шарля Гийома Ленормана д’Этиоля. А благодаря красоте и и уму, она быстро завоевала внимание столичного общества.
Знакомство молодой мадам д'Этиоль с королем произошло на бал-маскараде, который проходил в Парижской Ратуше 28 февраля 1745 года. Интересно, что король обратил на Жанну внимание, когда она была в маске. Манера держаться и пластика девушки привлекли его.
Вскоре он сделал ее своей официальной фавориткой, а ее мужу было предоставлено доходное место. Обладая острым умом, она быстро подчинила себе короля. Внешняя и внутренняя политика государства оказалась в ее руках. Она окружила короля преданными ей людьми.
По ее воле был назначен маршалом Франции герцог Ришелье, министром иностранных дел герцог Шуазель, министром финансов Машо. Она заставила короля заключить невыгодный союз с Австрией. Ее частные расходы были огромны, она считалась законодательницей мод.
Деятельность Помпадур вызывала восхищение при дворе, но резко осуждалась народом. Другой стороной ее биографии было покровительственное отношение к деятелям культуры и искусства. Она помогала многим энциклопедистам своего времени, выделяла денежные средства для ученых, художников и писателей.
Дружила с Дюкло и Мармонтелем. Организовала фарфоровое производство, изделия которого отличались необычным розовым цветом. Этот сорт был назван в ее честь: Rose Pompadour. Благодаря ее усилиям в Версальском дворце был создан камерный театр, в котором маркиза часто играла разные роли.
Маркиза приложила много сил и для организации Военной школы для детей дворян. Феномен закулисного правления Маркизы де Помпадур оказал большое влияние на формирование французской культуры.
К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, ввесьма сократились. У короля к тому времени уже появились новые фаворитки. Но она до конца оставалась другом и советником короля.
Умерла маркиза де Помпадур 15 апреля 1764 года в Париже после тяжелой болезни.

1775 - Карл Росси (урождённый Карло ди Джованни Росси) (1775 - 1849 году), российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Карл Росси родился 29 декабря 1775 года в Венеции. В пятилетнем возрасте матерью, известной немецкой балериной, был привезён в Париж, а оттуда в 17 лет — в Санкт-Петербург.
С юности был связан с миром искусств, воспитывался и обучался у архитектора В.Ф. Бренна. В 1795 поступил на службу в «Aдмиралтейскую коллегию архитектурии».
В 1802-1803 годах Росси учился в Италии. В 1806 году получил звание архитектора «Кабинета Его Величества». В 1808 году был командирован в Кремлёвскую экспедицию в Москву, где построил театр на Арбатской площади (уничтожен пожаром в 1812). В 1814 году получил чин коллежского советника. В 1815 году вернулся в Петербург. В 1816 году назначен членом Комитета строений и гидравлических работ.
Для построек Росси характерен «имперский стиль», сочетающий грандиозность с благородной простотой. Главные работы: Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818), Михайловский дворец, здание Сената и Синода (1829-1833), фасад Императорской публичной библиотеки, выходящий на Александринскую площадь, павильоны при Аничковом дворце, здание Главного Штаба, Александринский театр и расположенные за ним здания дирекции театров и Министерства внутренних дел (Театральная улица, затем переименованная в улицу зодчего Росси).
Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.
Зодчий работал также в Аничковом дворце, в Зимнем дворце оформил Военную галерею 1812 года.
В Павловске Росси построил библиотечную галерею при дворце. Одной из последних построек архитектора была колокольня Юрьевского монастыря близ Новгорода.
Скончался Карл Росси (6) 18 апреля 1849 года в Петербурге.

0
#863593

1936 - Эдуард Евгеньевич Марцевич (1936 - 12.10.2013), советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации.
Эдуард Марцевич родился в актерской семье, - его родители работали в Бакинском драматическом театре. Отец, Евгений Михайлович Марцевич, вел театральную студию, а мама, Нина Алексеевна, была суфлером. В декабре 1936 года театр выехал на гастроли в Тбилиси, где и появился на свет Эдуард.
Как у многих актерских детей, детство Эдуарда проходило за кулисами. Мальчик впитывал в себя неповторимую атмосферу театра, наблюдая за репетициями и спектаклями. Особенно эмоционально он реагировал на выступления отца. В 1940 году родители развелись, но и после этого Эдик продолжал посещать театр.
Когда грянула Великая Отечественная война, Евгений Михайлович Марцевич ушел на фронт. Ему довелось побывать в окружении, а затем и в немецком плену. И все-таки Евгений Михайлович выжил. После войны он поселился в Вильнюсе, где стал работать в местном театре и параллельно вести драматический кружок в клубе связи.
По удивительной случайности в Вильнюсе оказались Эдуард с мамой и отчимом. К чести Нины Алексеевны, она не стала препятствовать общению сына с отцом. Эдик стал бывать в клубе связи. Он записался сразу в несколько кружков: танцевальный, певческий, художественного чтения, а чуть позже (когда отец убедился в его таланте) и в театральный.
Юноша мечтал об актерском будущем. Имея столь хорошую подготовку, он, уверенный в успехе, отправился в Москву. Эдуард подал документы в несколько театральных вузов. В ГИТИСе Марцевича ждало разочарование. Приемная комиссия заявила, что ему вообще не следует заниматься театральным искусством! К счастью, в других вузах экзаменаторы были другого мнения. Его приглашали сразу на третий тур в школу-студию МХАТ, но Эдуард предпочел ей Щепкинское училище.
В Щепкинском училище Эдуард Марцевич был зачислен на курс знаменитого актера, режиссера и педагога Константина Александровича Зубова. Вместе с Марцевичем учились, ставшие в будущем знаменитыми актерами, Нелли Корниенко и Станислав Любшин.
Тогда же, в студенческие годы, Эдуард Марцевич начал сниматься в кино. Его дебютом на экране стала роль Аркадия Кирсанова в драме «Отцы и дети» по одноименному роману Тургенева. Этой работой молодой актер привлек к себе внимание серьезных режиссеров. Сам Сергей Бондарчук пригласил его на роль Друбецкого в экранизацию великого романа Льва Толстого «Война и мир, а Борис Барнет доверил Марцевичу одну из ролей в фильме «Аннушка».
К окончанию обучения в Щепкинском училище перед Марцевичем встал вопрос о дальнейшем трудоустройстве. На последнем курсе его пригласили в театр им. Маяковского сыграть не кого-нибудь, а самого Гамлета! А после того, как Марцевич с большим успехом сыграл роль Алексея в дипломном спектакле «Оптимистическая трагедия», он получил официальное приглашение из Малого театра.
И все-таки Гамлет перевесил. В 1959 году Эдуард Марцевич окончил училище и стал актером Театра им. Вл.Маяковского. Яркий дебют в роли Гамлета принес начинающему актеру широкую известность в театральных кругах. Затем последовали работы в спектаклях «Иркутская история», «Нас где-то ждут», «Как поживаешь, парень?», «Проводы белых ночей» и других, очень скоро став одним из ведущих актеров труппы.
На сцене театра Маяковского Эдуард Марцевич выступал до 1969 года. Все это время он практически не снимался в кино, уделяя внимание, прежде всего, работе в театре. Все изменилось со смертью главного режиссера Николая Павловича Охлопкова. Новые руководители полностью изменили художественное направление театра, и в этих условиях Марцевич просто не видел для себя места в коллективе.
Тем временем, в 1969 году, режиссер Михаил Калатозов пригласил Марцевича на роль Мальмгрена в историко-приключенческую драму «Красная палатка». В этой картине Михаил Константинович собрал поистине великолепный актерский ансамбль. Помимо Марцевича в фильме снялись такие звезды, как: Клаудиа Кардинале, Шон Коннери, Петер Финч, Юрий Соломин, Никита Михалков, Донатас Банионис. Картина, имевшая большой международный успех, принесла Эдуарду Марцевичу первую широкую популярность.
Уезжая на съемки «Красной палатки» Марцевич навсегда покинул театр Маяковского. Новым местом работы он избрал для себя Малый театр. Свой «альма-матер».
Возвращение в Малый театр стало логическим и закономерным шагом. Актер органично влился в труппу, что продемонстрировали первые же его работы: Мешем в спектакле «Стакан воды» Э.Скриба, Дон Жуан в «Каменном хозяине» Л.Украинки и Аркадий Кирсанов в «Отцах и детях» по И.Тургеневу.
За эти годы им было сыграно множество разнообразных ролей. Среди них такие сложные образы классического репертуара, как: Кисельников («Пучина» А.Островского), Алеша Валковский («Униженные и оскорбленные» по Ф.Достоевскому), главная роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого. Каким импозантным, обаятельным, и в тоже время циничным и лицемерным был его Иван фон Крижовец в пьесе «Агония», и каким вдохновенным и честолюбивым Фиеско в спектакле «Заговор Фиеско в Генуе»! С не меньшим успехом Марцквич исполняет и характерные роли: Репетилов («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Веточкин («Холопы» П.П.Гнедича), Князь К. («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), Лыняев («Волки и овцы» А.Н.Островского).
Свои самые известные роли в кино Эдуард Марцевич сыграл в период с 1974 по 1985 год. Зрители запомнили и полюбили актера по ролям в драме «Ищу мою судьбу» (священник Александр), историческом сериале «Карл Маркс. Молодые годы» (немецкий поэт Генрих Гейне), комедии «Идеальный муж» (лорд Горинг), исторической картине «Россия молодая» (Лефорт) и других фильмах. Всего артист снялся более чем в 60-ти картинах.

1942 - Всеволод Осипович Абдулов (1942 - 27.07.2002), советский и российский актёр театра и кино, мастер дубляжа.
Всеволод Абдулов родился в Москве, в семье народного артиста РСФСР Осипа Наумовича Абдулова и Елизаветы Моисеевны Метельской. Отец много работал на радио, участвуя в радиопостановках пьес. Репетиции спектаклей часто проходили у них дома. Собирались лучшие артисты Москвы: Раневская, Плятт, Вахтангов, Завадская и другие. В семье Абдуловых бывали люди, прошедшие сталинские лагеря. В семье открыто говорили, что Сталин тиран, и при этом никто не наказывал Всеволоду, мол "помалкивай в школе". Осип Наумович умер в 1953 году. Всеволод стал подрабатывать на озвучании зарубежных фильмов.
По поводу профессии у Абдулова раздумий не было - он с детства мечтал стать актером. Самой большой мечтой был, конечно, МХАТ. В 1960 оду Всеволод сдал документы во все театральные институты. Его уже приняли в ГИТИС, в Вахтанговскую школу, а вот с МХАТом были проблемы. На одной из консультаций он познакомился с Владимиром Высоцким. Высоцкий, уже будучи студентом-старшекурсником, приметил молодого абитуриента. Он научил Абдулова кое-каким тонкостям актерского искусства. В результате Абдулов был принят в Школу-студию МХАТ.
На первом курсе Всеволод Абдулов женился. Она сдавала экзамены в МВТУ. Однако учиться ей не пришлось. Через год у них родилась дочь, и жене пришлось оставить институт, ради воспитания ребенка.
Ранняя юность актера совпала с хрущевской оттепелью. Друзья вспоминают, как студент Абдулов выходил на площадь около памятника Маяковского и читал вслух стихи тогда полузапрещенных поэтов - Пастернака, Цветаевой, Гумилева, Самойлова. У Всеволода Абдулова были особенные друзья, и это тоже говорит о многом. К примеру, Владимир Буковский жил у него на даче, а Владимир Высоцкий посвящал Абдулову стихи. Кстати Абдулов после смерти Высоцкого практически никогда не говорил о нем - слишком дорога была для него память о друге. На вопрос, почему он так ничего не написал о Высоцком, Абдулов отвечал: "Зачем? Мне как-то довелось работать над пьесой о А.С.Пушкине. Я заметил, что наиболее "красочные" мемуары вышли из-под пера людей, едва знакомых с Александром Сергеевичем. По настоящему же близкие ему люди были немногословны". О том же, как они были близки, говорит записка Высоцкого "Ты самый близкий мне человек... Я не предполагал, что друг может быть так необходим…", которую Абдулов хранил всю жизнь в своем сейфе.
Семейная жизнь Абдулова продолжалась не долго. Сам считает, что "я был слишком молод, есть же мнение, что мужчина должен быть старше, ответственнее, устойчивее в жизни, чем его женщина". Абдулов увлекся одной из молодых актрис… Однако отношений с дочерью он не порвал. Она часто бывала у отца, подолгу жила у него. Ездила с ним на съемки. Тем не менее, она избрала другую профессию, окончила факультет иностранных языком, впоследствии переводила книгу Марины Влади.
Абдулов, как сам он признается, был женат пять или шесть раз, утверждая, что официальный или не официальный брак - для него различия нет. О том, что есть или нет дети кроме дочери, предпочитал умолчать. Деликатность по отношению к близким вообще была его отличительной чертой. Так в беседах с журналистами, он практически ничего не рассказывал о своих бывших женах, не называя даже их имен. Он считал, что у них теперь другая жизнь, зачем в нее вмешиваться. О своих бывших женах, всех без исключения, отзывался очень хорошо: "Я вообще стараюсь сохранять теплые отношениями со своими женщинами, практически ни с кем не расставался со скандалом".
Учась в школе-студии МТАТа, Абдулов был приглашен в театр-студию при клубе МВД, который был организован сокурсниками Владимира Высоцкого. Несмотря на то, что Абдулов был моложе всех лет на пять-шесть, к 1964 году он занимал довольно прочную позицию в театре-студии, был членом Художественного совета. О своей работе Абдулов вспоминал: "Мы были невероятно увлечены, работали почти круглосуточно, и даже особо не задумывались - точнее, не сознавали, не хотели задумываться - о том, что обстановка в стране начинает меняться в сторону некоторого ужесточения".
После окончания учебы Абдулов играл в Московском театре на Таганке. Играл он и на сцене Московского Художественного театра. Здесь молодому Абдулову посчастливилось выходить на сцену вместе со знаменитыми МХАТовскими стариками Андровской, Яншиным, Грибовым, Прудкиным. Во МХАТе он сыграл в "Соло для часов с боем" и - совершенно блестяще - Раздватриса в "Трех толстяках". В старом, доефремовском МХАТе Абдулов был на виду, но потом ушел в тень. После раздела театра он оказался у Дорониной. Там у него не задалось... Актер также мастерски читал Пастернака, Ахматову, Цветаеву. Его записи хранятся в фондах отечественного радио.
Всеволод Абдулов в кино сыграл не так много ролей, хотя сниматься начал еще в середине 1960-х годов. На его счету работы в таких фильмах, как детектив Станислава Говорухина "Контрабанда", приключенческая лента Владимира Вайнштока "Вооружен и очень опасен", политический памфлет Павла Любимова "Гол в Спасские ворота". Однако гораздо более заметные роли актеру довелось сыграть в телевизионных фильмах - в "Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна", поставленных Станиславом Говорухиным по произведениям Марка Твена, в комедийном мюзикле Александра Павловского "Трест, который лопнул".
В 1979 году Абдулов снялся в легендарном телесериале "Место встречи изменить нельзя". Он сыграл милиционера Соловьева, который сидел в засаде и, струсив, отпустил Фокса.
В этот фильм его порекомендовал Владимир Высоцкий, и эта роль для него была своеобразным возрождением после аварии. А произошло это так. Осенью 1977 года Всеволод Абдулов возвращался на своей машине из Баку со съемок. Под городом Ефремовым взорвалось переднее колесо, машина перевернулась 6 раз. Актер попал в больницу, и 21 день он не приходил в сознание. Его возили по разным больницам, врачи говорили: "Неперспективный". К весне Абдулов пошел на поправку, и в это время к нему в палату приехали Высоцкий и Говорухин. Они привезли 5 томов сценария фильма "Место встречи изменить нельзя" и предложили на выбор любую роль. "Для меня это было настоящим испытанием, потому, что я после травмы вообще ничего не соображал, не мог запомнить ни строчки текста" - вспоминал Абдулов. Во время съемок Высоцкий все время был рядом, поддерживал его, помогал работать. И Абдулов смог преодолеть последствия травм.
В последние годы Всеволод Абдулов озвучивал многие зарубежные фильмы и телесериалы. Он участвовал в русском дубляже фильма "Властелин колец" где озвучивал роль Барлемана.

1952 - Сергей Борисович Проханов (1952), советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, художественный руководитель московского «Театра Луны».
Сергей Проханов родился в Москве. Воспитывался он как обычный ребенок, увлекаясь всем и понемножку. Благо рядом с домом находился Дом пионеров. В кружках этого дворца его научили и музыке, и пению, и танцам. А еще мальчик увлекался физикой, математикой и театром. Последнее победило, став не просто увлечением, а любимой профессией Сергея.
По окончании школы Сергей Проханов поступил в Театральное училище им. Б. В. Щукина. Очень скоро состоялся и его дебют на киноэкране - в семейной драме Бориса Ниренбурга «Семья, как семья». Дебют был двойной – вместе с Сергеем свою первую роль сыграл и Игорь Костолевский.
До окончания театрального Сергей Проханов снялся еще в нескольких картинах: «Ох, уж эта Настя!» (вожатый), «Юлька», «А пароходы гудят и уходят...» (Лёня). Уже тогда стал закладываться будущий образ актера – веселый, разбитной парень.
В 1974 году Сергей Проханов окончил Театральное училище, и был принят актером в труппу Театра им. Моссовета. Да и кино не забывало молодого актера, предлагая различные роли, как, например, тунеядца и убийцу Пашку Пузырева в детективе «Всего одна ночь». Неплохая работа, но все-таки, это было не его.
На свою первую большую роль «усатого няня» Кеши Сергей Проханов был утвержден удивительно легко. Хотя, почему удивительно? Сергей Проханов с улыбкой вспоминает: «Я был ловкий, талантливый и, как говорил режиссер фильма Владимир Грамматиков, наглый. Пришел на студию и сказал: «Можете не волноваться, вы меня нашли».
Для Грамматикова это была первая полнометражная работа, но режиссер уже тогда обладал прекрасным чутьем на актеров. Утвердив Проханова на роль, он не ошибся. Романтическая внешность, искренность, чистота чувства позволили Сергею Проханову создать запоминающийся образ доброго, музыкального юноши, который после окончания школы никак не мог найти себе дело по душе, пока к его проблеме не подключились общественность ЖЭКа, участковый и заведующая детским садом, обнаружившая у него великий талант воспитателя.
Фильм «Усатый нянь» стал звездным часом молодого актера. В один миг картина стала культовой, а Сергей Проханов необыкновенно знаменитым. Закрепила успех актера главная роль Ивана Ковалева в детской картине «Завтрак на траве», вышедшая тремя годами позже. Собственно говоря, Проханов играл все тот же образ - вновь веселый молодой парень, которому все также интересно повозиться с детьми. Только теперь свои педагогические качества герой Проханова демонстрирует не в детском саду, а в пионерлагере, где является вожатым.
Вдобавок ко всему Проханов в фильме «Завтрак на траве» еще и спел. Прекрасная лирическая песня о Золотой рыбке, к которой обращается герой фильма, прося, чтобы любимая девушка обратила на него внимание. Ну, как могли перед ней устоять миллионы женских сердец?! На актера свалилась просто всенародная любовь. Постоянные приемы в его честь, мешки писем, признания в любви краской на асфальте либо помадой на стекле машины, - через все это Сергей Проханов прошел. Был момент, когда и «звездочку» поймал, в чем сам честно и признается. Ну, как без этого – по молодости-то? Но «вылечился» от этого быстро. Таланту не позволительно почивать на лаврах.
В последующие годы Сергей Проханов продолжал сниматься в кино, правда столь большого успеха уже не было. Самая известная работа первой половины 80-х – главная роль в мелодраме Виктора Трегубовича «Трижды о любви» (1981). Проханов сыграл колхозного шофера Ваську Лобанова, который возвращается в деревню из армии и узнает, что его любимая вышла замуж. Но чаще доставались эпизоды: студент в драме «Магистраль», шофёр Аркадий в детском фильме «Осторожно, Василек!», моряк в военной ленте «Подвиг Одессы».
Зато большие успехи ожидали Сергея Проханова в театре. Своей работой в спектакле «Сашка» режиссера Г.Черняховского (1981) он заявил о себе как о серьезном и талантливом актере. Большой удачей стала и роль Ростика в спектакле «Пять углов» режиссера К.Гинкаса, поставленном на малой сцене Театра им. Моссовета.
В 1983-85 годах на сцене Театра им. Моссовета актером были созданы образы: Якова Лаптева («Егор Булычев и другие» Горького), Шакала («Кошка, которая гуляла сама по себе» Н.Слепаковой), Бибичева («Фабричная девчонка» А.Володина), Темо («Премьера» Л.Росеба) и другие. Закономерным итогом было присвоена Сергею Проханову в 1986 году звания «Заслуженный артист РСФСР».
Последнее, что актер сыграл в большом кино - роль обаятельного спекулянта Костика, который решил противостоять не менее обаятельному аферисту Ненашеву (блестящая роль Александра Абдулова), шантажирующему мошенников и подлецов, в нашумевшем «Гении» Виктора Сергеева.
Плутовской детектив - так охарактеризовали жанр этого фильма сами его создатели. А после этой роли, новые русские стали считать Проханова своим братком. Однажды, на дороге в «пробке», из соседней машины вылезли два бугая, простые такие, с пистолетами в руках: «Пойдем, кореш, выпьем». В общем, тогда впервые актер понял, что с кино надо завязывать.
Напоследок Сергей Проханов сыграл небольшую роль у Александра Бланки в детективе «Привал странников» и решил, что с кино расстался насовсем.
«Кино умерло, - считает Сергей Проханов. - Раньше фильмы по полгода не уходили из проката, их смотрели по несколько раз. Достаточно было сняться в одной удачной ленте, и ты сразу становился звездой. Сейчас многие хорошие фильмы лежат на полках, или поступают в продажу на видео. Удача, если фильм купит телевидение, тогда его увидят, а так...»
Одно время Сергей Проханов решил попробовать себя на телевидении. Он принял предложение вести передачу «Знай наших», рассказывающую об отечественном кинематографе. Согласившись на роль ведущего, актер надеялся, что программа разрастется в телеальманах, придумал даже несколько интересных рубрик. Но... «...в результате получилась обычная викторина с примитивными вопросами, типа: «Что ел Миронов в таком-то эпизоде?», - вспоминает Сергей Проханов. - Времени эта работа отнимала массу, поэтому я помучился год и ушел».
Тем не менее, сама профессия телеведущего Проханову понравилась. Он, признается, что любит и поговорить, и пообщаться с людьми…
В 1990 году Сергей Проханов приняо участие в постановке знаменитой рок-оперы Э.-Л.Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда», сыграв роль Ирода. Вскоре после этого у него родилась идея создания собственного театра. Первоначально он организовал кооператив «Маскарад», а в феврале 1992 года Сергеем Прохановым был создан на собственные средства «Театр Луны».
Звучное, необычное название. Хотя сам Сергей Проханов ничего необычного в нем не видит: «Есть же «Театр Тумана» в Японии, «Театр Ночи» в Праге, «Театр Солнца» в Париже: Почему наши театры обязательно должны носить имя какого-нибудь патриарха? Полное название «Театр-студия реалистической фантастики», в наших спектаклях обязательно присутствует какая-то оторванность: полет фантазии, нашего подсознания. А это происходит только ночью, при свете Луны».
Сегодня Сергей Проханов живет только своим детищем. Но в принципе, этого с лихвой хватает. Практически все пьесы, которые ставят в театре – его, Сергея Проханова. Он пишет для своей маленькой площадки и сразу под тех актеров, которые будут играть. А в театре у него играет много «звезд»: Певцов, Соколов, Ливанов, Терехова, Кондулайнен. В репертуаре театра: аншлаговая «Лиромания», «Ночь нежна», «Таис Сияющая», «Маленькая Луна» и др. Даже названия спектаклей завораживают...
И еще одно оригинальное «деяние» театра – это киностудия «Луна-фильм». В первой картине, созданной здесь, сыграли все ведущие актеры театра, ну и конечно – Сергей Проханов в главной роли. Сергей Проханов рассказывает: «Нереальная ситуация. Фильм о режиссере, фактически обо мне. Он прощается с театром, уходит, передает дела новому лидеру и невольно снимает кино об этом прощании. Однажды на крышу падает беременная Луна – очень красивые съемки, мы на крыше долго все это снимали, монтировали разные спецэффекты...» В планах Сергея Борисовича и новые работы.
Сергей Проханов очень не любит тратить время впустую. Нет, безусловно, отдых нужен и еще как! Но у Проханова в сутках 26 часов. Как? Встает на два часа раньше, плюс надо уметь распределять свое время, хотя единого рецепта здесь, наверное, быть не может.
Свою будущую жену Татьяну, внучку двух маршалов – Жукова и Василевского, Сергей Проханов, как он, смеясь, рассказывает, нашел в сугробе. Да, вот так, рядом с бывшей дачей Ивана Пырьева, где он отдыхал с друзьями. Впрочем, слово самому актеру: «Идем как-то и видим: сидят в сугробе две девушки, отдыхают. Мы пригласили их зайти в дом погреться, а сами уехали на лыжах кататься. К моменту нашего возвращения девушки еще не ушли. Тогда и состоялось наше знакомство».
С тех пор они вместе. Уже и серебряную свадьбу отметили. Что такое жить с внучкой двух министров обороны? В доме военное положение? Нет, нет, наоборот: сплошной мир... Супруга Сергея Борисовича – мудрая и терпеливая женщина.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.