Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

120
3
Ссылка на пост
  • Гуттузо Ренато
    Дата рождения: 2 января (26 декабря) 1912 года
    Дата смерти: 17 января 1987 года
  • Гуттузо Ренато
    Гуттузо Ренато

    Итальянский живописец, график, почётный член Академии художеств СССР (1962).

  • Боттичелли Сандро Боттичелли Сандро
  • Шарден Жан-Батист Симеон Шарден Жан-Батист

Биография Ренато Гуттузо


Ренато Гуттузо родился на Сицилии в Багерии близ Палермо 2 января 1912 года, в семье землемера. Свои первые профессиональные навыки он получил от народного мастера Эмилио Мурдоло, расписывавшего кареты. Учась в лицее, Гуттузо одновременно занимается живописью знакомится с книгами по искусству, посещает мастерские художников. В конце двадцатых годов появляются его первые картины. 


На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит успех - на две его картины обратила внимание критика. Вдохновленный этим, в 1931 году Ренато едет в Рим. Здесь, чтобы прокормиться, он работает реставратором в галерее Боргезе. Его политической ангажированности способствовало общение с молодыми художниками и писателями - Лучо Фонтана, Джакомо Манцу, Альберте Моравиа, Лукино Висконти и Ренато Биролли. Вместе со своими друзьями сначала в Риме, а затем в Милане (с 1935 года) Гуттузо на страницах прогрессивной литературно-художественной печати ведет борьбу против официальных тенденций в искусстве, принимающих все более политическую окраску. В 1933 году его обвиняют в нарушении общественной безопасности за выступление в газете «Ора». 


Ранние работы Гуттузо - портреты, натюрморты, бытовые сцены - отличаются энергичной манерой и выразительностью. В 1938 году он создает первое значительное произведение - «Казнь в поле», посвященное поэту Федерико Гарсиа Лорке. В том же году семнадцатилетний студент Э. Треккани организовал антифашистский литературно-художественный журнал «Корренте», в издании которого активное участие принял и Гуттузо. 

 


В 1939 году Ренато пишет картину «Извержение Этны». «Всмотритесь в картину, - пишет Г.С. Оганов. - Осмысленны взгляды людей, как молнии перекрещивающиеся в пространстве полотна, энергичны, сильны их движения, выразительны, одухотворенны лица. Возникает представление о некоем явно социальном подтексте, о подлинном смысле картины.

 

Сила, взбудоражившая, возмутившая, поднявшая сицилийских крестьян,- это не слепая сила разбушевавшейся стихии, с которой нет смысла бороться, это зло иного порядка, и ему можно противопоставить волю, организованность, борьбу. И вот что кажется глубоко символичным на переднем плане картины Гуттузо изобразил самого себя в фигуре молодого крестьянина, с энергично поднятой рукой и волевым взглядом из картины - вперед». 


В это время творчество художника делится на два русла. С одной стороны, он создает картины, которые нельзя выставлять («Расстрел Гарсиа Лорки», портреты испанских антифашистов), с другой - пишет произведения для широкой публики (бытовые сцены, натюрморты). 


В 1940 году он пишет знаменитую картину «Распятие» «Это время войны и кровавой резни, Абиссиния, газ, виселицы, Испания. Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену... Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи». 

 

Воскресный день калабрийского рабочего в Риме (Рокко с патефоном), 1961


В 1942 году Гуттузо экспонировал картину на выставке «Премио Бергамо» и получил премию. Евангельский сюжет не мог скрыть ее острого антифашистского содержания. Газета Ватикана «Обсерваторе Романо» с «христианской кротостью» потребовала срочных санкций против коммуниста Гуттузо. Однако в атмосфере всеобщего недовольства Муссолини официальная критика не решилась прибегнуть к травле художника. 


В это время Гуттузо уже был членом Коммунистической партии Италии. В 1943 году он вступает в партизанскую бригаду Юга, носившую имя Гарибальди. Гуттузо становится связным. 


24 марта 1944 года Рим был потрясен известием о расправе с 320 заложниками, расстрелянными гитлеровцами в Фоссо Адреатино. Гуттузо стал свидетелем этого расстрела. Возвращаясь вечером в опустевшую редакцию «Документе», Гуттузо на случайных листах бумаги набрасывал первые рисунки. Так появился альбом акварельных рисунков «С нами бог!». Эта серия в 1951 году была удостоена одной из высших премий Всемирного Совета Мира. 


После войны художник работает над известными сериями картин «Прачки», «Швеи», «Возчики», «Рудокопы». К концу сороковых годов Гуттузо создает картины «Убийство руководителя профсоюза», «Мафия» и первые эскизы к «Захвату крестьянами пустующих земель в Сицилии». Английский искусствовед Д. Берджер определил искания художника как «полемическую битву за реализм». 

 

Автопортрет


В 1946 году, с созданием «художественной группы «Нуово фронте делле арти», начинается раскол в итальянском искусстве. Вот что говорит об этом художник А. Пиццинато «Новый фронт искусств просуществовал недолго. Он был создан в 1946 году, а уже в 1949 году начался его кризис, и он распался. Одни художники («Группа восьми») обратились к формалистическим абстрактным опытам, другие, как Гуттузо и я, - к реализму. Реализм, который впервые официально был представлен на «Бьеннале» в Венеции в 1950 году, был принят всеми с удовлетворением и надеждой». 


Гуттузо совершает поворот к искусству реалистическому, национальному и понятному трудящимся. Эти черты уже налицо в его картине «Батраки». На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии».

 

История жизни Ренато Гуттузо

 

К 1951 года относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки, изображающие типы итальянских крестьян. На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина Гуттузо «Расстрел Белояниса» (1953), изображающая героическую смерть одного из революционных вождей греческого народа, производит сильное впечатление своей суровой простотой. 


«Следующим шагом была картина 1953-1954 годов «Буги-вуги в Риме» и «Пляж» (1955-1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, - пишет В.В. Горяинов. - Гуттузо возвращается к многофигурной композиции в 1957 году, когда пишет первую картину из серии «Человек в толпе» «Уличный переход». Тема ее - одиночество человека в буржуазном городе. Гуттузо решает эту тему, акцентируя внимание зрителя на одном лице в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении, хорошо подчеркнутом линиями на мостовой. И только человек на первом плане вырван из общего движения, изолирован от него. Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В.В. Горяинов). 

 

Буги-вуги, 1953


В пятидесятые годы Гуттузо пишет картины о рабочих серных копей, сицилийских крестьянах, рыбаках. Он дает нам глубокие и непреходящие образы Сицилии спящий или мертвый возчик; дети с рыбой, как маленькие зверьки на скалах; раненый рабочий, желтый от серной пыли красота грубая без риторики и эстетства. 


«С 1958 года Гуттузо создает большую группу живописных произведений, в которых решает проблему по-новому понятого образа человека, - пишет В.В. Горяинов. - Особенность этого периода заключается в следующем; человек изображен в остром конфликтном столкновении либо с другими людьми («Толпа», 1957; «Политическая дискуссия», 1959-1960; «Митинг», 1962, и т.д.), либо, значительно чаще, - с самим собой, своими мыслями и переживаниями («Утро в студии», 1961; «Человек с газетой», 1960; портреты Каталано, «Дует смертоносная бора», 1961; «Курильщик», 1959). Конфликт этот не выражается открыто, он перенесен в духовный мир человека. Поэтому Гуттузо стремится к максимальной подвижности живописной фактуры, которая, в контрасте со статикой композиции, передает взволнованность внутреннего мира героя». 


Картины художника шестидесятых - семидесятых годов - «Донесение из Вьетнама», «Рим - открытый город», «Новости», «Посещения» и многие другие, панно, рисунки Гуттузо - говорят о безостановочности поисков художника, его смелом экспериментировании, позволяющем расширить границы образной выразительности, эмоционально-психологического воздействия в соответствии с требованиями и условностями современного восприятия. 

 

Красное облако, 1966


В картине «Новости», пишет Г.С. Оганов: «Вакханалия журнальных обложек, выставленных в газетном киоске, оборачивается реальнейшими, физически осязаемыми образами замученных и расстрелянных патриотов. Жестокость, насилие, кровь жертв - вот конкретное содержание «Новостей» этого мира. Смелость, с которой Гуттузо ввел эти фигуры в композицию, так же как центральную фигуру человека-клише, покрытого растровой решеткой, необходимой полиграфистам для массовой печати, - эта смелость оправдана результатом впечатляющие сами по себе фигуры, будучи вырванные из привычного фона, из соответствующей атрибутики и приемом монтажа введенные в иную среду, удваивают силу воздействия. Эта смелость не ассоциируется с формалистическим произволом - здесь все крепко связано в тугой нравственно-политический узел, перед нами повседневность, поднятая до высоты исторической драмы». 


Творчество Гуттузо характеризуют монументально-героическое восприятие мира, огромное жизнелюбие, преодолевающее трагическое в жизни. 

 

Распятие 1941 Масло, холст Национальная галерея современного искусства, Рим


«Даже природа и предметный мир с их подчеркнутой материальной вещественностью исполнены в его полотнах бурной жизни и огромной силы, - пишет Н.Л. Мальцева. - Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами; натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой («Корзина с каштанами», 1968; «Желтый подсолнух»,1971)». 


Художник оставался верен своему призванию до последних лет жизни. Умер Гуттузо 17 января 1987 года в Риме. 

 

Рокко с сыном, 1960 Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Толпа, 1960 (Государстсвенный Эрмитаж)

 

Кафе Греко, 1976 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

 

 

Серные копи, 1955

Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.