Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

252
1
Ссылка на пост
Хор Ленинградского радио и телевиденияесни п/у Григория Сандлера (Удивительный путь)

 

История хора ЛГУ, впоследствии прогремевшего не только на всю страну, но и на весь мир (хор приглашали даже в США), началась в 1949 году. Именно тогда декан дирижерско-хорового факультета Георгий Дмитревский, знавший Григория Моисеевича еще с довоенного времени, когда сам он был профессором Московской консерватории, а Сандлер — первокурсником, рекомендовал его в руководители хора Ленинградского университета. «В университете, когда там появился Григорий Моисеевич, хора по существу не было — в коллективе числилось всего двенадцать человек. Никаких выступлений не было тоже. Спустя всего лишь полгода Сандлер располагал уже сотней хористов, еще через полгода — ста пятьюдесятью. Люди шли и шли, и вели с собою все новых, — так это оказалось интересно».

В 1954 году Григорий Моисеевич официально стал руководителем хора Ленинградского радио. И его буквально накрыла народная любовь. «Радиоточки имелись везде — в магазинах, в столовых, в парикмахерских, — где угодно. Но слушать любили по радио далеко не всё и не всех. А хор Сандлера — слушали, это я знаю совершенно точно. Вот конкретный пример: Григорий Моисеевич ходил в одну парикмахерскую, на Невском, у Литейного, в “низочке”, и там его встречали просто восторженно, все хотели его обслуживать».

 

Как известно, пророка в своем отечестве нет. Но зато за границей, в Европе, Сандлера очень любили и принимали всегда тепло. Так, однажды хор выступал в Гамбурге в рамках проведения Фестиваля цветов. Хору ЛГУ предстояло выступить в одном концерте с прославленным в Европе студенческим хором имени Монтеверди. «Концерт в университете прошел на подъеме, его снимали и потом показывали по гамбургскому телевидению. Основатель и дирижер хора имени Монтеверди Юрген Юргенс и через 20 лет вспоминал: «Хор Сандлера — это такое высокое мастерство, такое благородное звучание — редкая драгоценность».

А когда хор выступил во Франции, в Гренобле, то на следующий день после выступления Григорию Сандлеру позвонили из мэрии и пригласили на прием. Мэр Гренобля горячо благодарил и Сандлера, и артистов хора: «Ваш концерт, — сказал он, — был самым крупным музыкальным событием в нашем городе за последние годы». Если учесть, что всего за месяц до выступления хора ЛГУ в Гренобле побывал Владимир Спиваков со своим оркестром, давшим там несколько концертов, такая высокая оценка дорогого стоит.

Но она и вполне заслуженная. Сандлер привозил не просто великолепный хор. Он открывал для европейцев новое исполнение, новые трактовки известных произведений. Характерный в этом смысле эпизод связан с поездкой хора в Лейпциг в 1976 год. «Мы пели там в одном из крупных концертных залов, и Григорий Моисеевич очень беспокоился — как примут? Особенно волновался он по поводу входившей в нашу программу весьма трудной вещи Баха, его Мотета № 3, и это понятно — традиция баховского исполнительства в Германии более чем серьезная. Зал набился битком. Принимавший нас руководитель Лейпцигского хора (кстати, потомок Баха) был любезен, но говорил с нами чуть снисходительно, как бы похлопывая по плечу… Помню, когда мы закончили, несколько мгновений длилась тишина, а потом весь зал встал и долго нас не отпускал. Музыканты после концерта просто ходили за Сандлером по пятам, чтобы хоть немножко побыть с ним рядом. А в газете написали, что исполнение наше было совершенно непохоже на принятое у них, но мы убедительно доказали, что Бах может быть и таким».

Интересно, что хор Сандлера в чужих руках звучал иначе. Но стоило Сандлеру просто стоять рядом, и хор, как по волшебству, преображался. Однажды на радио, когда Григория Моисеевича задержало начальство и он опоздал к началу репетиции, хор начал распеваться без него. «Они пели небрежно, кое-как, я сердилась, — рассказывает Екатерина Петровна Протопопова, — останавливала, напоминала, как надо петь, и вдруг, на какой-то ноте запел совершенно “другой” хор! Я поразилась, обернулась — в дверях стоял Сандлер!».

Материал вышеизложенный - лишь выдержки-абзацы из электронного журнала "Санкт-Петербургский Университет"

 

    hqd
Комментарии (8)
0
#875877

⁣Здравствуйте, Михаил!

1. (Любительский) Хор студентов Ленинградского государственного университета и (профессиональный) Хор Ленинградского радио и телевидения - это два РАЗНЫХ коллектива.

Вот воспоминания бывшей участницы Хора студентов ЛГУ :
"Услышав хоровое пение из громкоговорителя, я безошибочно
узнавала свой любимый хор, хотя Хор Ленинградского радио (а потом и телевидения)
под руководством Григория Моисеевича исполнял иногда абсолютно тот же репертуар,
выстроенный в том же порядке. Хор студентов, по-моему, пел лучше профессионального —
с полной самоотдачей, с отрывом от всего будничного, где надо — с явным озорством.
Gaudeamus igitur в исполнении студенческого коллектива звучал по–особому возвышенно
и торжественно. И мне всегда казалось, что Григорий Моисеевич больше любит студенческий хор." -
("Наш хор поёт…" - spbumag.nw.ru/2007/11/14)

2. Выложенные Вами "Русские народные песни" были записаны в 1973 году.

3. Не укажете ли точнее раздел сайта "Санкт-Петербургский Университет", содержащий приведённые Вами сведения? Кто автор этих "воспоминаний"?

  • image
  • image-1
0
#875879

⁣Но простите, весь Ваш текст относится к Хору студентов ЛГУ!
Тогда какое отношение этот текст имеет к записям Хора ЛРТ?

Русские народные песни хор ЛРТ записывал в 1973 году.
Часть их была сразу же выпущена на пластинке,обложки которой
я привёл. Вы можете показать обложки своего "альбома"?

0
#875883
Развернуть
Ответ на сообщение от , 01.01.1970 03:00

Когда записывались, я Вам уже ДВАЖДЫ указал.
Повторно же прошу не НАЗВАНИЕ хора сообщать, а точное название АЛЬБОМА
и его внешний ВИД ("обложку")...
Это что - CD? Mp3 сборник?

0
#875888
Развернуть
Ответ на сообщение от , 01.01.1970 03:00

Понятно. 

0
#876007

Извлечения из буклета, прилагаемого к двойному CD [Catalogue N: PRS0151/152],
выпущенному издательством "Композитор (СПб)" в 2008 году:


Григорий Сандлер - исключительное, уникальное явление в музыкальной культуре России. «Царь музыки», «Маэстро экстра класса» - так называли его и профессиональные музыканты, и любители хорового пения в стране и за рубежом.


Григорий Моисеевич Сандлер родился в 1912 году в Островно Витебской губернии. В 1935 году он поступил на хоровое отделение Московского музыкального училища имени
Октябрьской революции, а затем - в училище при Московской консерватории в классы профессоров П. Чеснокова и В. Мухина. Продолжил своё образование в Московской консерватории у профессора А. Александрова. В первые дни Великой Отечественной войны студент второго курса Сандлер ушёл в народное ополчение; позднее уже в звании лейтенанта воевал на Ленинградском фронте, командовал стрелковым взводом. Дважды был тяжело ранен в боях за освобождение Ленинграда. Награждён боевыми орденами и медалями. По окончании войны, Григорий Сандлер продолжает музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора Г. Дмитревского, одновременно занимаясь вокалом у известной певицы и педагога С. Акимовой, и работает с военными хорами.


Сразу после окончания консерватории в 1949 году дирижёр создает хор Ленинградского университета, получивший вскоре всемирную известность, и руководит им 45 лет. В 1954 году он становится художественным руководителем и главным дирижёром хора Ленинградского радио и телевидения.


Руководитель двух великолепных коллективов, Григорий Моисеевич был верным рыцарем музыки, зажигал в окружающих его людях свет творческого горения, утверждал веру в добро и красоту искусства. Великий музыкант, одарённый педагог-вокалист научил сотни молодых людей красиво петь, слушать себя и других, следовать хорошему вкусу, любить искусство, людей и труд.


Его талантом, умением решать самые высокие художественные задачи восхищались и певцы, только что пришедшие в коллектив, и всеми признанные профессиональные музыканты. Так, знаменитый солист Большого театра Иван Козловский в исполнении хора Сандлера с восторгом отмечал «высокий профессионализм, наличие высокой вокальной культуры. А главное -высокий вкус, безукоризненное чувство формы, и во всём слышится музыка и музыка, т. е. гармония, человеческими голосами повествующая радость и величие человеческих борений, любование природой, жизнью». Прославленный эстонский хормейстер Густав Эрнесакс считал Сандлера выдающимся дирижёром - «энергичным, сильным, обладающим большим динамическим запасом и большой силой убедительности трактовок». Он писал, что хоры Сандлера «поражают ... своей жизнерадостной увлечённостью, точностью интонаций, гибким темпераментом, безупречной постановкой и слитностью голосов. Дирижёр сразу захватывает слушателей как своим мастерством, так и содержательностью программ концертов».


А сколько замечательных программ было создано дирижёром с его коллективами! Они включали сочинения мировой классики (в том числе редко исполняемые), современные хоровые композиции (часто звучавшие впервые), чудесные образцы народного искусства. И в каждой интерпретации ощущается бескомпромиссное требование дирижера глубокого понимания артистами замысла, стиля, характера, кропотливая отделка любой детали. За долгие годы работы, которая оборвалась только скоропостижной смертью дирижёра в ночь на 1 января 1994 года, были исполнены сотни произведений а cappella и десятки монументальных сочинений с оркестром. Его хоры выступали с лучшими симфоническими оркестрами и с самыми знаменитыми дирижёрами.


Память о выдающемся музыканте осталась не только в сердцах его бесчисленных почитателей: 27 апреля 1995 года в солнечной системе появилась малая планета с звучным именем САНДЛЕР.


Татьяна Маркелова

0
#876008

⁣Народные песни a cappella. Хор Ленинградского радио и телевидения Дирижёр Григорий Сандлер

Произведения, включённые в программу этого альбома, можно смело назвать шедеврами народной музыки. Песенные сокровища, бережно хранимые народной памятью, в мастерских хоровых обработках, представляют искусство народов мира. Они исполняются без сопровождения Хором Ленинградского радио и телевидения под руководством Григория Сандлера, которого называли «рыцарем пения а cappella». Отсутствие аккомпанемента - совершенно естественное для народной песни явление - даёт возможность хору и дирижёру проявить наряду с артистизмом высочайшее исполнительское мастерство.

Песни передают разнообразную палитру душевных состояний человека. Одни из них связаны с «вечными» темами: любовь и разлука («Кольцо души девицы», «В старом саду»), жизнь и смерть («Степь да степь кругом»), воспоминания об ушедшем («Вечерний звон», «Дударик», «Выросла я за рекою»), страдания в неволе («Слушай!», «Не слышно шума городского»). Другие - рисуют картины родной природы, часто грустной и унылой, но до боли близкой и родной («Ах, не одна во поле дороженька», «Однозвучно гремит колокольчик», «Матушка Волга», «Белочка», «Ку-ку», «Весенняя песня»). И, наконец, есть песни календарные, хороводные, шуточные («Щедрик», «Со вьюном», «Веники», «Тульяк», «Литовская полька», «Як-аша», «Цангала да Гогона»). Все эти произведения охватывают не только различные песенные жанры - они представляют слушателю крестьянскую и городскую фольклорные традиции. Народные песни превращаются в законченные картины, которые передают неповторимый колорит разных стран, дух и национальный характер народов мира.

Великолепное исполнение отличается теплотой, выразительностью, богатством красок, отточенностью фразировки. Всем этим коллектив обязан требованиям своего дирижёра - маэстро Сандлера, уникального Музыканта и Учителя.

Записи Петербургской Студии Грамзаписи 1969-1986 гг., звукорежиссёр Феликс Гурджи.

  • narodnyie-pesni-a-cappella
0
#876009

⁣Остаётся только добавить, что Ленинградским хором радио и телевидения Григорий Сандлер руководил до 1987 года, т.е. свыше 30 лет.

За это время хором были записаны 20 грампластинок русской и мировой музыки а капелла, в том числе «12 хоров на стихи Я. Полонского» С. Танеева, «10 поэм» Д. Шостаковича, «Петербургские серенады» А. Даргомыжского, «Казнь Пугачёва», «Строфы Евгения Онегина» и другие произведения Р. Щедрина, хоры Г. Свиридова, В. Калинникова, А. Аренского, П. Чеснокова, М. Коваля, Б. Кравченко, В. Салманова, Ю. Фалика, французских, немецких композиторов, русские народные песни, песни народов мира.


О каком "пророка в своём отечестве нет" можно говорить в случае Сандлера? Маэстро недоставало почётных званий, наград и лавров? Ещё в 1959 году он был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств РСФСР"...
----------------------

Такие вот "интересные факты"...

  • sandler
  • ryitsar-horovogo-belcanto.-2011
0
#876015

⁣Да, с 1992 года в Санкт-Петербургском университете ЕЖЕГОДНО проводится
хоровой фестиваль ИМЕНИ ГРИГОРИЯ САНДЛЕРА...

Это же имя носит Академический хор ассоциации выпускников
Санкт-Петербургского государственного университета.

В начале апреля состоится очередной хоровой фестиваль...

  • xv
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.