Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

199
5
Ссылка на пост
Мастера художественного свиста

 

   Свистунами издревле называли любителей приврать,
много поболтать, попросту обмануть. Про особо “талантливых” говорили и говорят – «художественно свистит». Ну а если говорить серьезно,- художественный свист является редким музыкальным направлением.

   Многие из нас пробовали насвистеть какую-нибудь знакомую мелодию. И у многих это неплохо получалось. Но, наверное, всем приходилось слышать о существовании пословицы «не свисти — денег не будет» или «у свистунов тридцать второго получка». Обидно, что мы нередко сталкиваемся с разного рода глупостями и суевериями.
   Отношение к свисту очень разное. У одних народов он был в почете, у других — запрещен. Нелюбовь к свисту имеет давнее происхождение. Фольклор чаще всего связывает его с неприятностями. В арабских странах, например, считалось, что свистнувший осквернил свой рот на целых сорок дней. Европейские матросы могли очень круто обойтись со свистуном, если судно находилось в открытом море,— по поверью, он мог накликать бурю. А шахтеры суеверно избегали насвистывать под землей — из боязни взрыва. Во многих странах почиталось за грех свистеть в доме, а по воскресеньям — где угодно. Особенно нетерпимо относились к свистуньям. Английская поговорка гласит: «Не жди добра от кричащей петухом курицы и свистящей женщины». Американские пуритане были и того суровее: «Женщина свистит — у Святой Девы сердце кровью обливается». Теперь эти предрассудки исчезли. В фестивалях женщины свистят наравне с мужчинами.
   А вот у древних китайских философов свист, наоборот, являлся почетным занятием. С помощью свиста даоссы разговаривали с духами и природой, управляли дождем и ветром.
   Колумбийские шаманы с помощью свиста устраивали спиритические сеансы. Свистели они на специальных «свистящих бутылках», дуя в их горлышко. Им удавалось воспроизводить звуки частотой до 24 тысяч колебаний в секунду: это помогало вводить своих слушателей в состояние транса.


На одном из Канарских островов сохранился язык свиста — сильбо гомера, изобретенный местными жителями в незапамятные времена. Подобный же язык использовали пастухи и крестьяне в Испании, где свист разносится на многие километры. Традиционное пересвистывание собеседников сохранилось кое-где в Гватемале и Мексике, в Пиренеях, Турции, разных странах Африки.


   Первой в ряду виртуозов художественного свиста, как бы странно это не звучало, стала женщина — Милая Свистунья —Алиса Шоу. Пока никто не сравнялся с ней в славе. Развить свой дар и выступать с концертами ее заставила нужда: девушке-сироте нужно было прокормить четырех младших сестер. Музыкальные критики оторопели: «Неслыханно! Алиса Шоу свистит в пределах двух октав! Она владеет стаккато и трелями, тремоло и плавными переходами! Это не свист, а игра на волшебной невидимой флейте!» В течение сорока лет Милая Свистунья выступала в аристократических салонах и мастерских художников, в лучших концертных и оперных залах Нового и Старого Света. Лондонские медики дотошно обследовали Шоу, чтобы уяснить природу ее дара, но только руками развели: кроме необычно высокого и узкого нёба, никаких других «нарушений». Музыканты же объясняли чудо блистательным владением амбюшуром — виртуозным искусством правильно напрягать губы и мышцы рта. Репертуар Алисы Шоу был огромен: от баллад до инструментальных произведений, в том числе специально для нее сочиненных.



   В 1888 году Томас Эдисон записал ее свист на восковые валики своего «усовершенствованного фонографа». А двадцать лет спустя она оказалась среди первых исполнителей, чей голос был увековечен на граммофонных пластинках.

   В Луисбурге (Louisburg, штат Северная Каролина,США) ежегодно, в конце апреля, проводится конкурс свистунов «International Whistlers Convention» (IWC). http://www.whistlingiwc.com – сайт фестиваля. Посоревноваться в этом изящном виде искусства собираются исполнители со всего мира. …В наши дни можно услышать Джона Брэндона, Рэма Макроби… Еще один всемирно известный бельгийский музыкант, замечательно владеющий техникой художественного свиста — Жан Батист (Тутс) Тилеманс, исполнитель на хроматической губной гармонике и гитаре. Наиболее известна его композиция Bluesette с удивительным сочетанием гитарной игры и художественного свиста.


В НАШЕЙ СТРАНЕ СВИСТ БЫЛ ПОПУЛЯРЕН В 40-х, 50-х ГОДАХ. ИЗВЕСТНЫМИ МАСТЕРАМИ ТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛИ ЕФИМ НЕЙД И ТАИСА САВВА

  


Ефим Максимович Нейд (1923–1989). Все советские кинофильмы, где нужно было по ходу фильма свистеть или насвистывать озвучивал Ефим Нейд. Например: к/ф»Высота» «не кочегары мы не плотники» или увертюра к к/ф»Джентльмены удачи». Также у него были эстрадные номера как «Лунная рапсодия» Л.О.Утесова и многое другое. По жизни это был еврей маленького роста, который один кормил всю свою большую семью. В трудовой книжке у него была только одна запись - в 1947г. он поступил на службу в Мосэстраду и проработал там всю свою жизнь. Его репертуар составляли классические произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, «Тарантелла» Д. Россини, «Соловей» Алябьева, попурри из оперетт: «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса.

Таи́са Са́вва (наст. имя — Таи́сия Алекса́ндровна Саве́нко; 1907—1973) — советская артистка эстрады, солистка Ленинградского и Московского Мюзик-Холлов, мастер художественного свиста. Участвовала в записи нескольких грампластинок, а также исполнила ряд небольших ролей в нескольких кинофильмах. Пик популярности Таисии Савенко пришёлся на начало 1930-х годов. Она выступала в дивертисменте ленинградского кинотеатра «Пикадилли» (сейчас «Аврора»), принимала участие практически во всех программах Московского Мюзик-Холла. Так, в спектакле «Шестая часть мира» она исполняла роль птицы. Её концертмейстером в течение многих лет был Э. Д. Захаров. На эстраде Таиса Савва выступала, в том числе, в составе экспериментального дуэта: флейта и художественный свист. Основу её репертуара составляла серьёзная академическая музыка: фантазия на темы оперы Джузеппе Верди «Риголетто», «Соловей»Алябьева. Некоторые номера были поставлены в сопровождении арфы (ария из оперы Доницетти «Любовный напиток») или флейты («Жёлтенькая птичка»Ипполитова-Иванова).

   В общем, посвистеть нашим предкам довелось вдоволь. В наши дни это занятие не в почете и считается признаком вульгарности. А зря. Прислушаемся к мнению ученых. Свист, оказывается, улучшает настроение и помогает справиться с одиночеством. Более того, он способен устранить глубокую депрессию и другие заболевания. Дело в том, что свист каждого человека индивидуален. И подсознательно свистящий человек воспроизводит свист на тех частотах и с теми модуляционными колебаниями, которые соответствуют или благотворно сочетаются с колебаниями и частотами импульсов мозга и всего организма. Происходит целительный эффект.

   В американских психиатрических клиниках в наши дни стали проводить сеансы свиста. Пациентам предписывается в течение получаса утром и вечером насвистывать все, что приходит им в голову. После месяца таких занятий медики отмечают значительное улучшение состояния больных.
   Кстати, в тех же США в 30-х годах прошлого века на почве отношения к художественному свисту разразился скандал. В прессе появилась статья «Пристрастие к свисту — верный признак кретинизма. Интервью с профессором философии Чарлзом Дж. Шоу». Самые мягкие фразы из филиппики профессора звучали так: «Ни один достойный и уважаемый человек не унизится до подобных пошлых звуков. По-птичьи свистят только те, кто уже все просвистал и свистит в кулак, а при случае может свистнуть у вас бумажник!» Какую бурю подняли его слова! На следующий день ни один студент не явился на лекции профессора: пикетчики толпились в коридорах университета и вызывающе насвистывали. В журналах появились гневные отповеди: «А не забыл ли профессор, что заядлыми свистунами, кроме простых граждан, были знаменитые ученые — к примеру, Альберт Эйнштейн, миллионеры Генри Форд и Джон Рокфеллер-младший, наконец, президенты — Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон?..»


   
Некоторые считают, что свист стимулирует и творческую активность. Многие художники или математики, бьющиеся над серьезной задачей, насвистывают почти неосознанно. Свист — это отзвуки той музыки, которую мы слышим внутри себя, наше внутреннее эхо. Так что если есть настроение и потребность — не стесняйтесь, свистите на здоровье!



    image79
    ed2f04691b510aaf45940086ddd_prev
Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.