Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

114980
16
Ссылка на пост
«Под небом голубым»: как появилась одна из лучших песен XX века

 

 

    Под небом голубым есть город золотой

   С прозрачными воротами и ясною звездой, 
   А в городе том сад, все травы да цветы, 
   Гуляют там животные невиданной красы: 

   Одно, как желтый огнегривый лев, 
   Другое вол, исполненный очей, 
   С ними золотой орел небесный, 
   Чей так светел взор незабываемый. 

   А в небе голубом горит одна звезда. 
   Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда. 
   Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят, 
   Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад. 

   Тебя там встретит огнегривй лев, 
   И синий вол, исполненный очей, 
   С ними золотой орел небесный, 
   Чей так светел взор незабываемый.

 

 

Музыка, слова - всё удивительно красиво, наполнено светом, ощущением чего-то неземного. Существует множество суждений об источнике вдохновения, но то, что образы, описанные в тексте, библейские - несомненно. Удивительно популярной она стала, когда её стал исполнять Борис Гребенщиков с группой «Аквариум». Но это оказывается был не первый исполнитель композиции, названной лучшей песней 20-го века, а об авторах слов и музыки и вовсе долгое время ходили споры.

        Композитор Франческо да Милано. 

                          

Песня, окутанная тайной

 

Появление песни «Город» долгие годы было окутано тайной. Даже сам Гребенщиков, исполняя ее в 1984 году в Харькове, признался, что ему не известен создатель композиции. Было много версий авторства песни. С течением времени с музыкой более-менее стало ясно: слова положены на канцону композитора Франческо да Милано, что дошла до нас с самой эпохи Возрождения. А вот с автором слов вышло сложнее: называли и самого Гребенщикова, и Алексея Хвостенко, знаменитого рок-барда питерского «андеграунда» 1970-1980-х.

Была версия, что автор стихов - Елена Камбурова. А вдруг это Пушкин? Между прочим, в его творчестве есть романс с таким же названием, который совпадает полностью рифмой и размером. Впрочем, это несерьезно. И только недавно после расследования, которое провел Зеев Гейзель, знаменитый израильский бард, журналист и переводчик, свет увидела действительно захватывающая история! А начало пошло с грандиозной мистификации 20-го века!

 

Автор музыки

 Владимир Вавилов.



В нач. 70-х гг. «Мелодия» выпускает пластинку с композициями лютневой музыки, ставшую поистине легендарной и произведшей большой фурор. Ее слушали буквально «до дыр» все, вне зависимости от пола, возраста и профессии. Композиции с нее взяли в качестве фона различные передачи на радио, телевидении, в кино. И первая композиция - это «Канцона», которая стала прародителем песни «Город». В сопровождении говорилось, что Франческо да Милано был выдающимся лютнистом. Современники прозвали его «божественным». Он был придворным музыкантом при дворе Медичи, а затем у Павла Третьего, сотворил большое количество произведений.

 

 

 

Однако наша «Канцона» не содержится в списке опусов композитора, а ряд специалистов полагает, что музыка, выпущенная на пластинке, исполнена вовсе не на лютне, а на обычной гитаре. Да и сама пластинка считается профанацией! На обложке записи указывается фамилия «Вавилов». Он исполнил все композиции на лютне, но в записи принимали участие и прочие инструменты. Согласно расследованию было установлено, что Вавилов и есть автор этих произведений. Владимир Вавилов – это знаменитый в 60-е гг. семиструнник, виртуозно владеющий инструментом.


        Тот самый винил.

Вдохновленный музыкой Ренессанса, он научился играть на лютне, вернее, лютневой гитаре своего производства и примерно в 1968 г. написал великолепные композиции в стиле того времени. Изначально он исполнял их во время концертов, предварял все благозвучными именами эпохи Ренессанса. При этом публика была в полном восторге. После этого Вавилов издал свою пластинку. Фамилии «авторов» он приписал произвольно. Возникает логичный вопрос: для чего? По всей видимости, он хотел донести музыку до аудитории, чтобы привлечь ее внимание к старинному исполнению.

 

    Мастерство не ржавеет. Уже на CD.


Об этом также рассказала дочь композитора Тамара. За более, чем 35 лет с момента издания пластинки ее множество раз переиздавали, причем она раскупалась молниеносно, передавалась из рук в руки, и по-прежнему переиздается, уже на CD. Невероятно красивые композиции запомнились навсегда и даже вошли в учебники под авторством «мнимых» композиторов. Что же ощутил Вавилов, когда пластинка стала появляться почти во всех семьях Советского Союза? И очень жалко, что он совсем немного не дожил то того дня, когда песня на его музыку полюбилась огромному количеству людей! Композитор скончался в 1973 году…


Автор текста

 

Текст песни Анри Волохонский написал за 15 минут.

 

Конец 1972 года. Ленинград. Наш следующий герой — 36-летний Анри Волохонский, химик по образованию, но поэт-философ по призванию, «человек поистине возрожденческого идеала». Шуточные пьесы и басни, проза и длинные многофигурные поэмы, ирония и метафизика, венки сонетов и философские трактаты, толкование Апокалипсиса и квазипереводы Катулла, Джойса, книги «Зогар»… И при этом самиздат и единственное стихотворение в журнале «Аврора» — типичная судьба поэта «бронзового века». Мифологический шлейф и вынужденная эмиграция в 1973 году…

Но до нее еще есть немного времени! А между тем вот уже месяц Анри не дает покоя пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков», оставленная кем-то из друзей, а мелодия «Канцоны» и вовсе постоянно звучит в голове. Почему-то в памяти стали всплывать знакомые места из Экклезиаста: Небесный Град Иерусалим, его невиданные звери, символические библейские персонажи: орел, телец и лев. И загадочный оборот «исполненные очей»…

Ноги сами привели поэта в мастерскую к его другу Акселю, где он за пятнадцать минут «наиправдивейшего диктанта свыше» написал стихотворение, начинавшееся со слов Писания: «Над небом голубым…», и назвал его просто: «Рай».

 

            Алексей Хвостенко

 

Его многолетний друг и соавтор, в творческом союзе с которым они написали порядка ста песен под именем АХВ, — Алексей Хвостенко наложил стихи Анри на канцону «Франческо да Милано» (так появилась первая редакция песни). Он же первым исполнил ее под гитару — своим знаменитым скрипучим и хриплым голосом, немного упростив припев на бардовский лад (именно из этого варианта исходил потом БГ). За зиму АХВ записали целую кассету с песнями на «старинные» мелодии с пластинки, и весной 1973 года «Рай» отправился в путь по «квартирникам» и магнитофонам Москвы и Питера. Вскоре оба — АВ и АХ — оказались за пределами страны с ярлыком «враг народа». Но, оставшись сиротой, песня продолжила жить, ее полюбили, пели. От кого-то ее услышала Елена Камбурова, от нее, уже с началом «Над твердью голубой…», — известный бард Виктор Луферов. Оба стали исполнять ее в своих вариантах.

Настоящие авторы уже определились, это Владимир Вавилов и Анри Волохонский. Осталось еще непонятно — все-таки над или под небом голубым? И еще очень хочется узнать, что это за «волшебное место», куда зашел Волохонский, где за 15 минут, как в алхимическом атаноре, рождаются шедевры?

 

1976 год. Студия «Радуга» Эрика Горошевского (тогда еще студента у Георгия Товстоногова) была очень популярна среди питерских студентов и вообще среди молодежи. Долгое время у них была одна студия для записи с группой «Аквариум», они часто вместе записывались, репетировали. В 1974 году даже совместно поставили концептуальный спектакль-капустник «Притчи графа Диффузора», с которого и началась официальная история «Аквариума». И вот при полном аншлаге состоялась премьера легендарного спектакля «Сид» по пьесе драматурга XVII века Корнеля. По воспоминаниям, «там оказался в полном составе „Аквариум“», а один из них, «Дюша» Романов, даже играл в «Сиде» роль. В качестве музыкального сопровождения в спектакле звучала песня «Рай», но музыка была взята в первоначальном варианте, с пластинки. Видимо, Бориса Гребенщикова она глубоко «зацепила», ибо через восемь лет он все-таки включил ее и в свой репертуар.

Так БГ стал пятым исполнителем этой песни, уже в известной всем редакции.

Она получила название «Город», и у нее изменилось первое слово: «Под небом голубым…». Многие утверждают, что это Борис плохо расслышал или запомнил, сколько лет-то прошло!

Однако сам БГ считает это принципиальным, ибо, говорит он в одном из интервью, «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно».

Но справедливости ради давайте откроем, например, 156-ю страницу сборника «Анри Волохонский. Стихотворения» 1983, HERMITAGE USA и читаем (сохранена пунктуация автора):

 

    

 

А как же родились другие варианты текста? Скорее всего (судя по воспоминаниям разных людей, да и просто по логике), БГ просто плохо расслышал запись на кассете. Так, например, полагает Хвостенко: «Да, подпортил текст — он ее, наверно, усвоил на слух. Слух у парня так себе — что же делать…»

Впрочем, тот же Волохонский допускает и менее энтропийную версию:«Видимо, у Гребенщикова была плохая копия [записи исполнения Хвостенко - З.Г.]. Что-то он, возможно, заменил ради музыкального благозвучия, как он его видел. А вот что касается «Над небом голубым» — мне кажется, что они опасались антирелигиозной цензуры, вот и заменили это…»

Кстати, сам Гребенщиков в некоторых интервью не склонен вспоминать о комплименте Хвостенко (см. выше), а развивает высокоидеологическую ноту:«И по этому поводу с Лешей Хвостенко… мы в Париже как-то раз и схватились ночью… Я же… высказывал теологическую концепцию, что царство Божие находится внутри нас и поэтому помещать небесный Иерусалим на небо… — бессмысленно». Сам АХ об этом споре не вспоминает. Да и непонятно, почему Гребенщиков спор о тексте ведет не с автором оного (т.е. с Волохонским)? Впрочем, это уже неинтересно.

 

           Группа "Аквариум"

 

Осталась версия, которую исполняла Е. А. Камбурова — «Над ТВЕРДЬЮ голубой…». Меня уверяли: это — редакция Юнны Мориц. И я… поверил, то есть решил проверить. Написал Юнне Петровне — и получил от нее заслуженный нагоняй. Пользуясь случаем — еще раз приношу ей свои самые искренние извинения.

Так может, сама Камбурова и является автором своей редакции текста? Оказалось (из телефонного разговора с Еленой Антоновной), что так оно и есть.

 

 Елена Камбурова

 

И последнее — попутно мы отмежевались еще от одной распространенной легенды. А именно: почему-то многие «припоминают, что слышали эту песню то ли в 1969, то ли в 1970 г. Из приведенных выше воспоминаний Волохонского и некоторых других источников можно считать установленным: слова песни написаны примерно в конце ноября 1972 г.

 

 

 

Более сотни раз «Город» звучал на концертах «Аквариума» в десятках городов, в 1986 году песня вошла в альбом «Десять стрел».

В 1987 году она прозвучала на всю страну в культовом фильме Сергея Соловьева «Асса», правда, без имен создателей песни в титрах, поэтому с тех пор автором повсеместно считался БГ. «Город» стал своего рода гимном целого поколения.

Анри Волохонский: «Я ему исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд, — чушь».

Немного грустно, что за столько лет никто даже не упомянул: «авторы песни А. Волохонский и В. Вавилов», зато далеко не каждому посчастливилось написать произведение, которое знает и любит вся страна. Тем более что обоих роднит желание: «Главное, чтобы услышали».

Вот такая история.

Уже сорок лет живет в мире удивительная Песня, и поет ее уже совсем новое поколение. Уверен, что и следующее запоет. Потому что столько замечательных людей вложили в нее самое лучшее, что у них есть. И потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звездном небе над головой.

 

По материал сайта: kulturologia.ru

 

 

 

 

 

    gorod-zolotoy
Продолжение темы - авторы песни
  • vladimir-vavilov " Под небом
  • poet-anri-volohonskiy Почил Анри
Комментарии (33)
1
#850940

Ира, спасибо большое!Пост просто замечательный

⁣Владимир Вавилов - "Canzona" / "Канцона Франческо да Милано".
Альбом: "Лютневая Музыка XVI-XVII Века" (1970)

1
#850942

АНРИ ВОЛХОНСКИЙ:)

⁣Конец 1972 года. Ленинград. Наш следующий герой — 36-летний Анри Волохонский, химик по образованию, но поэт-философ по призванию, «человек поистине возрожденческого идеала». Шуточные пьесы и басни, проза и длинные многофигурные поэмы, ирония и метафизика, венки сонетов и философские трактаты, толкование Апокалипсиса и квазипереводы Катулла, Джойса, книги «Зогар»… И при этом самиздат и единственное стихотворение в журнале «Аврора» — типичная судьба поэта «бронзового века». Мифологический шлейф и вынужденная эмиграция в 1973 году…

Но до нее еще есть немного времени! А между тем вот уже месяц Анри не дает покоя пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков», оставленная кем-то из друзей, а мелодия «Канцоны» и вовсе постоянно звучит в голове. Почему-то в памяти стали всплывать знакомые места из Экклезиаста: Небесный Град Иерусалим, его невиданные звери, символические библейские персонажи: орел, телец и лев. И загадочный оборот «исполненные очей»…

Ноги сами привели поэта в мастерскую к его другу Акселю, где он за пятнадцать минут «наиправдивейшего диктанта свыше» написал стихотворение, начинавшееся со слов Писания: «Над небом голубым…», и назвал его просто: «Рай».

  • anri
1
#850944

Еще Владимир Вавилов...

⁣Исполняется автором на лютне.


Видеоряд - стилизованные под живопись фото Билла Гекаса (Австралия).
Фотограф - самоучка Билл Гекас из австралийского города Мельбурн, создал фотографии, которые имитируют картины голландских, фламандских и итальянских мастеров 17-го века — таких, как Рембрандт, Рубенс и Караваджо.


Его пятилетняя дочь Афина блестяще справилась с нелегкой работой фотомодели. Афина настолько гармонично вписалась в ренессансные светотени, что кажется, будто она действительно девочка из 17 века.


⁣783nata-----

1
#850945

⁣Художник из Ашдода (Израиль)— Виктор Кинус


Иерусалим

  • ierus
1
#850952

Сколько слышала эту песню-всегда думала, что автор БГ:)

Оказывается, не совсем так-спасибо Иринке:)

Очень интересно , очень

  • ierusal
1
#850953
Развернуть
Ответ на сообщение от Tatiana, 27.10.2016 23:17

Таня, привет! Да, очень интересная история песни оказалась!
Спасибо большое за замечательный добавленный материал!

1
#850959

Спасибо, Ирина, очень интересно А песня и правда шедевр

1
#850966
Развернуть
Ответ на сообщение от Irina_V, 28.10.2016 00:18

Знаешь, Ирина...песня эта не из разряда моих самых-самых...а вот историю песни прочитать интересно.
Тем более что я по воле судьбы близко знакома с этим городом....

Эйфории по этому поводу уже нет, той, которая была вначале, прекрасно знаю все плюсы и минусы Иерусалима, а вот что город 3-х-религий-особенный, необычный-это действительно так.

Доброго утра тебе, Иринка! Под небом голубым))))

  • pod-nebom-golubyim-
1
#851033

⁣Анна Широченко - Над небом голубым (муз. Владимир Вавилов, ст. Анри Волхонский)

2
#851046

Ирина,спасибо за тему. Мне нравится как эту песню исполняет Лариса Герштейн.

0
#851055
Развернуть
Ответ на сообщение от Famuss, 28.10.2016 15:45

Мне тоже)))))

1
#851088

Впервые эту песню я услышал по радио в каком-то радиоспектакле, где-то в середине 70-х годов. Кто исполнял, не помню. ( Окуджава не мог, не?) Песня сразу запомнилась. Много позже услышал её уже у Гребенщикова.

0
#851101
Развернуть
Ответ на сообщение от Moroder, 28.10.2016 19:16

Олег, добрый вечер! Песня действительно звучала в спектакле в середине 70-х.

⁣1976 год. Студия «Радуга» Эрика Горошевского (тогда еще студента у Георгия Товстоногова) была очень популярна среди питерских студентов и вообще среди молодежи. Долгое время у них была одна студия для записи с группой «Аквариум», они часто вместе записывались, репетировали. В 1974 году даже совместно поставили концептуальный спектакль-капустник «Притчи графа Диффузора», с которого и началась официальная история «Аквариума». И вот при полном аншлаге состоялась премьера легендарного спектакля «Сид» по пьесе драматурга XVII века Корнеля. По воспоминаниям, «там оказался в полном составе „Аквариум“», а один из них, «Дюша» Романов, даже играл в «Сиде» роль. В качестве музыкального сопровождения в спектакле звучала песня «Рай», но музыка была взята в первоначальном варианте, с пластинки. Видимо, Бориса Гребенщикова она глубоко «зацепила», ибо через восемь лет он все-таки включил ее и в свой репертуар.

Не знаю, но возможно, был и какой-то радиоспектакль, где звучала песня "Рай" (Город золотой).
Первым исполнителем песни считается Алексей Хвостенко, может быть, Вы слышали песню в его исполнении.

0
#851107

Татьяна, Вероника, Ирина, Ефим, Олег!
Спасибо большое за комментарии и добавленные песни!


Спасибо ВСЕМ заглянувшим на эту страничку!

1
#851110

Просто браво. !!!!! Спасибо лично от меня.

0
#851113
Развернуть
Ответ на сообщение от Datot, 28.10.2016 20:27

Спасибо, Владимир!

1
#851682

Спасибо, Ирочка!

1
#851688
Развернуть
Ответ на сообщение от lenafleur, 30.10.2016 22:01

Леночка!

1
#851953

Есть город золотой!

0
#851964
Развернуть
Ответ на сообщение от New, 01.11.2016 02:32

Смешно

0
#852040

....не грешно!

1
#852116

Как бы это поделикатнее сказать ...ну да ладно.

Давайте все же погуляем именно по ИЕРУСАЛИМУ-городу 3-х религий...а Лондон подождет....... под небом голубым.......

1
#852124

Зайдите в Храм Гроба Господня.....

1
#852126

СТЕНА ПЛАЧА-Иерусалим.....

1
#852128

И еще раз спасибо Ирине за красивый пост.

0
#852251
Развернуть
Ответ на сообщение от Tatiana, 01.11.2016 19:12

Таня, спасибо за фильмы об Иерусалиме!
Надо посмотреть обязательно!

1
#852261

Воочию-еще интереснее)))))

0
#859798

Впервые эта история опубликована на сайте ИсраБард 15 февраля 2005 года. Автор изысканий и публикации ГейзельЗеев (История одной песни). В предложенной публикации есть некоторые новые иллюстрации и несколько новых исполнителей (годы-то идут)

0
#859964

Годы дут, конечно, но Иерусалим и Стена Плача остаются прежними.

0
#864457

Ещё один вариант: Под платьем голубым

0
#883260

В ФРГ на 82-м году жизни скончался поэт и переводчик Анри Волохонский.

Анри Волохонский

Он автор огромного количества произведений, от иронических миниатюр до поэм, в которых эпические и мифологические мотивы подвергаются неожиданной обработке, сочетающей иронию с метафизикой.

Наибольшую известность получило стихотворение "Рай" ("Над небом голубым"). Положенное на музыку Владимира Вавилова, оно было исполнено Алексеем Хвостенко, а затем Борисом Гребенщиковым в культовом фильме "Асса".

Композиция "Город золотой" признана одной из лучших песен русского рока. "Человек, который написал такую гениальную песню, должен остаться в истории русской музыки навсегда. Лучше этой песни я в жизни не слышал и не пел ничего", - цитирует ТАСС Гребенщикова.

Волохонский родился 19 марта 1936 года в Ленинграде. Окончил ленинградский химико-фармацевтический институт. Писать стихи и песни начал в 50-х годах, но в СССР его не публиковали. В 1973 году он иммигрировал в Израиль, а оттуда - в Мюнхен, где работал редактором новостей.

0
#883297
Развернуть
Ответ на сообщение от IGLESIAS, 02.01.2017 00:05

⁣Под платьем голубым есть тело у меня с такими наворотами что бритни Спирз фигня

1
#883298

Спасибо Ирина, за публикацию!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.