Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

220
1
Ссылка на пост
Реформация, изменившая мир

 

В 2017 году в мире будет отмечаться 500-летие Реформации, создавшей третью, северную ветвь христианства. Рождение и становление протестантизма в нескольких европейских странах изменили жизнь христиан Европы и Нового Света, оказали заметное влияние и на православные восточные церкви. В настоящее время протестанты являются вторым, по числу верующих, направлением в христианстве и насчитывают 800 млн верующих.

Реформация была сложным, многосторонним явлением, включавшим в себя не только христианское духовное возрождение и возвращение к апостольским нормам церковной жизни, но и политическую, социально – экономическую и культурную трансформацию прежде всего европейских обществ. Предстоящий юбилей – прекрасный повод обратиться к истории этих событий с позиций сегодняшнего дня, к урокам и опыту религиозных реформ, их результатам и актуальности богатейшего опыта для современных христиан всех конфессий и деноминаций без исключения

 

Юбилей Реформации – общий для всех христианский праздник. Российские протестанты готовят обширную программу празднования этого юбилея в нашей стране. Она будет включать не только праздничные собрания и богослужения, но и серию круглых столов, дискуссий, семинаров, разностороннюю культурную программу. Планируется обсудить вопросы истории Реформации, попытаться лучше осмыслить и проанализировать ее результаты, влияние новых христианских церквей на социальную, экономическую, политическую жизнь, обменяться мнениями о сегодняшних успехах и проблемах протестантских церквей. Ожидается, что Программой юбилейных мероприятий будут предусмотрены международные контакты, не только приезд зарубежных гостей, но и поездки российских протестантов для участия в европейских мероприятиях, посвященных празднованию Реформации.

 

Для протестантских церквей России – это замечательная возможность объединить усилия и показать пример братского сотрудничества. Важно, чтобы в подготовке к юбилею участвовали все протестантские религиозные объединения России : баптистские, евангельские, лютеранские, пятидесятнические, адвентистские, харизматические и другие церкви. Предъюбилейная совместная деятельность и увеличение числа встреч и контактов предоставит российским протестантам возможность не только обмениваться мнениями и лучше узнавать друг друга, но и проводить научную работу по уточнению своего места в жизни России и в мировом протестантизме.

 

Координацию работ по подготовке празднования юбилея Реформации будет осуществлять Оргкомитет, куда вошли известные лидеры протестантских объединений и церквей, ученые, государственные, общественные и политические деятели. Планируется открыть специальный сайт, который будет информировать о календаре, содержании, месте проведения и участниках юбилейных мероприятий. Сайт предоставит всем желающим площадку для диалога и обмена мнениями о значении Реформации и ее влиянии на судьбы российских протестантских церквей.

 

Protestant.ru

    500
    2
Комментарии (4)
1
#876592

⁣Реформация, отмечающая в этом году пятисотлетие,— не просто событие, которое радикально повлияло на конфессиональный расклад христианства и на демографию Европы, изрядно потрепанной религиозными войнами. Это еще и точка отсчета истории современного западного мира со всеми его бедами и успехами.

Еще до конца 1517 года лютеровы тезисы против индульгенций, традиционной покаянной доктрины и прерогатив римского папы разошлись — слава печатному станку! — в сотнях экземпляров по всему немецкоязычному краю. Семь лет спустя под знаменем религиозной свободы восстают германские крестьяне. Восемь лет спустя великий магистр Тевтонского ордена секуляризирует земли ордена и присваивает их себе, новоявленному герцогу Пруссии. Десять лет спустя орава международного контингента с серьезным участием немецких ландскнехтов-лютеран разоряет папскую столицу. Четырнадцать лет спустя против католического императора Священной Римской империи вооружаются шесть имперских князей и одиннадцать вольных имперских городов.
Семнадцать лет спустя от Рима окончательно отпадает Англия, примеру которой следуют королевства Скандинавии. Пятьдесят лет спустя присоединяются Нидерланды. Проповедники все умножающихся протестантских толков наводняют Европу, троны шатаются, тысячелетнее здание послеримской Европы разваливается на глазах. Сто один год спустя выбрасыванием императорских наместников из дворцового окна Пражского Града начинаются монструозные бедствия Тридцатилетней войны. Еще пару лет спустя, в 1620-м, группа английских приверженцев одного из радикальных направлений протестантизма отплывает из Плимута на корабле "Мэйфлауэр" в сторону американского континента, и из этого много чего последует — от Дня благодарения до президента Трампа.

Мы живем в мире, который создан Реформацией. Или Реформацией и Контрреформацией, если совсем точно. Административные и культурные границы, фундаментальные правовые понятия, расхожие истины общественных наук — все они восходят к великому перевороту, преобразившему тогда европейскую цивилизацию. Информационные технологии и джаз, школьное образование и экзистенциализм, большие дела любого преуспевающего банка и минималистская мебель, стоящая в его офисе,— тоже разнокалиберные отзвуки пресловутого лютеровского поступка.

1
#876593

⁣500 лет Реформации – от размежевания к диалогу

В этом году во всем мире широко отмечается 500-летие Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов, где выступил с открытой критикой церковной практики индульгенций. Его целью, однако, не было внести раскол и основать новую конфессию. Лютер, как и многие его современники, остро осознавал необходимость реформ с целью очищения Церкви от злоупотреблений, не совместимых с евангельской истиной. Индульгенции были той порочной практикой, которая явилась лишь следствием духовного кризиса. Этот кризис заключался в утрате авторитета, который Церкви дают не ее иерархическое устройство и власть, но трансцендентное начало. Продажа отпущения грехов за деньги – лишь последняя капля, которая переполнила чашу терпеливого молчания. Римская церковь утрачивает свою эксклюзивную посредническую функцию между Богом и человеком. Начался процесс, который уже невозможно будет остановить, – Церковь начинает перерождаться снизу.

Это событие ознаменовало собой окончательный разрыв между старой и новой Церковью. Между ними сначала будет жестокое противостояние, а затем размежевание. Лишь в конце XIX – начале XX века начнется настоящий диалог, который поставит старую и новую Церковь на путь примирения и единения. Этот путь от конфликта к единению уже многому нас научил. Реформация медленно, но верно окажет свое благотворное воздействие на Римскую церковь. А протестантизм придет к осознанию невозможности полноценного мира с Богом без обретения мира с другими людьми.

В нашу страну, Россию, идеи Реформации попали очень рано. В прошлом году мы отмечали 440-летие с освящения первой лютеранской церкви – храма Святого Михаила в Москве. Со времен Ивана Грозного лютеране чувствуют себя на новой родине вполне комфортно, а в дальнейшем станут частью ее элиты. При Петре I даже структура Российской православной церкви реформирована по протестантскому образцу. Царь лично выступал инициатором строительства евангелических церквей. Екатерина II организует колонии для переселенцев из германских земель. Глава государства был одновременно и светским главой лютеранской Церкви в России. Но это еще не конец истории.

В нашей стране юбилей Реформации стоит, к сожалению, в тени другой годовщины – 100-летия Октябрьской революции. Для нас это 100-летие окрашено в багровый цвет мученичества. В 1920-е, 30-е годы во время так называемого красного террора наша Церковь пережила настоящий геноцид. В течение нескольких лет жизнь общин стала невозможной, церковные структуры разрушены, имущество национализировано. Но самое главное – были казнены пасторы и члены советов общин. Те, кто пережил первую волну террора, были подвергнуты новым испытаниям с началом Второй мировой войны. В 1941 году многие оказались в концентрационных лагерях, которые принято называть трудармией.

Несмотря на эти страшные обстоятельства, верующие собирались и на новых местах. Без Церкви, без пасторов, без напечатанной Библии, без песенников, только с верой в сердце люди совершали богослужения. До сих пор мы задаемся вопросом: как они могли выживать в то время и продолжать верить, надеяться, любить? Вероятно, ответ на этот вопрос кроется в том духе внутренней свободы и реформации сознания, которые дарит нам Иисус Христос. Такой дух и такая реформация вдохновляют надеяться в самой безнадежной ситуации, доверять среди всеобщего недоверия, нести свет во тьму, жить вопреки смерти.

30 лет назад перестройка положила начало новому этапу нашей жизни. Эти годы были очень интенсивными и важными. Ведь по человеческому рассуждению их могло вовсе и не быть. Эти 30 лет лежат между столетиями и тысячелетиями. После чумы диктатур XX века Божий виноградник был превращен в кладбище. Люди жили воспоминанием под аккомпанемент смерти. Репрессии и война стали страшной катастрофой, трагедией в жизни людей, потому что число погибших, пострадавших, беженцев до сих пор не подсчитано точно. А также все это принесло страшное разочарование в человеке в целом.

Ведь если вначале создавался миф о человеке, который может, подобно Богу или даже вместо Бога, держать в своих руках мир и управлять им, превращая его своими руками в рай, то дальнейшее показало всем совсем иного человека, в котором не осталось и капли человеческого, человека, превращающего мир в кромешный ад.

Вместе с разочарованием в человеке XX век принес и некое разочарование в Боге. Как Бог мог допустить такое? Этот вопрос стал для людей не просто теологическим тезисом, но жизненным опытом религиозной растерянности и отчаяния.

Рассуждая в логике XX века, с его войнами, диктатурами, репрессиями, переселениями, нашей Церкви и ее общин не могло быть. Однако в России евангелические общины собирались в местах ссылки в Средней Азии, Сибири, на российском Севере. Поэтому и на месте духовного кладбища когда-то поверили, что из руин возникнет новая жизнь.

В этом юбилейном году мы организовали комитет по проведению 500-летия Реформации. В него вошли различные христианские конфессии России. Таким образом, мы вместе с братьями и сестрами по всему миру имеем возможность вспоминать того храброго монаха, который однажды, защищая евангельскую свободу, произнес: «На сем стою и не могу иначе». И вместе с тем мы вспоминаем и тех мучеников, которые не отреклись от своей веры, несмотря на угрозу жизни.

В отечественном контексте мы имеем дело с постатеистическим обществом. Религиозная память была смыта советской квазирелигиозной идеологией. Сегодня большинство людей с большим трудом ориентируются в многоконфессиональной картине страны. Хотя при этом религиозный фактор нисколько не утратил своего значения, но, наоборот, на многочисленные вызовы современности можно адекватно ответить, только понимая важность религиозного самосознания для человека.

Сегодня многие в России могут совсем ничего не знать о том, что такое Реформация и протестантизм. И это не повод для гордости. Ведь это свидетельствует лишь об отсутствии полноценной исторической памяти. Протестанты оказали большое влияние на формирование российской культуры и духовности, прославили ее своими научными открытиями, героическими действиями и самоотверженным служением Отечеству.

Сегодня отношение к протестантизму нередко поверхностное. Все неправославные и некатолические христиане для простоты называются протестантами, что не является корректным. Протестанты – ни секта, ни агенты иностранного влияния. Они такая же часть российского религиозного ландшафта, как и другие традиционные общины России.

После пережитого в XX веке геноцида лютеранская Церковь возродилась буквально из небытия. Но вернулась она фактически на выжженную землю. Не было почти ни одного храма, который бы не был осквернен и превращен за советский период в руины, не было ни одного учебного заведения, где можно было бы готовить церковных сотрудников, не было ни собственных средств, ни поддержки от государства для того, чтобы как-то восстановить утраченное. Но самое главное – не было возможности вернуть людей, ставших жертвами антицерковной кампании 30–40-х годов XX века. Но, несмотря на все сложности, такое возрождение произошло.

Дитрих Борисович Брауэр – архиепископ, глава Евангелическо-лютеранской церкви России.
"Независимая газета - Религии", 1 марта 2017 года

  • moscow_lutheran_cathedral
  • lutheran_cathedral_moscow
1
#876594

⁣Церковь святых Петра и Павла— одна из старейших лютеранских церквей в России. Она была заложена еще при Петре Первом, но сгорела в пожаре 1812 года. Перестройка началась в 1818-м, и церковь оставалась действующей до 1936 года. Затем пастор и члены церковного совета были арестованы и расстреляны,  власти закрыли церковь, а в здании устроили вначале кинотеатр «Арктика», позже — студию «Диафильм». Уникальный шпиль собора накануне фестиваля молодёжи и студентов 1957 года был разобран. Церковный орган вывезен в оперный театр Новосибирска, где частично был пущен на металлолом, частично — на декорации.

Однако в 90-е годы началось новое восстановление храма, которое продолжается и по сей день.
В 1996 году Правительство Москвы передало собору исторический орган фирмы «Вильгельм Зауэр», обладающий фантастическим звуком и богатейшей музыкальной палитрой. Несмотря на то, что это один из самых старинных органов в России, он сохранился в первозданном виде.

В соборе часто проходят концерты органной музыки совместно с потрясающими видеоинсталляциями. Удивительно, но помимо классической музыки, на таких выступлениях можно услышать танго и даже джаз.
Сочетание богослужений и органных концертов привлекает и поражает своей красотой всех посетителей собора.
------------------------

26 марта 2017 года в программе: В. А. Моцарт «Реквием»
Камерный оркестр Московской областной филармонии «Инструментальная капелла», Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова. Дирижёр – заслуженный артист России Виктор Луценко.

0
#877091

⁣Handel - Messiah: I know that my Redeemer liveth

Илона Ананьина (сопрано),
Гнесинский барочный оркестр,
дир. Хансйорг Альбрехт.

Москва, кафедральный лютеранский собор св. Петра и Павла,
5 марта 2017

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.