Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

246
2
Ссылка на пост
Stan Getz - Quartets (1950)

Стен Гетц (Stan Getz), настоящее имя Стэнли Гаецкий (Stanley Gayetsky) – американский джазовый саксофонист украинско-еврейского происхождения. Родился 2 февраля 1927 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, США. Его родители эмигрировали из Киева в 1903 году.

Биография

      Семья Стэнли, когда ему было 6 лет, из-за поиска работы переехала в Нью-Йорк. Маленький Гетц отлично учился в школе, получая одни пятёрки и очень интересовался музыкой, стараясь играть на всех находящихся в поле его зрения музыкальных инструментах. В школьном оркестре играл на губной гармонике, фаготе, контрабасе. Когда Стэнли Гетцу было 13 лет, отец купил ему первый альт-саксофон. Getz мгновенно влюбился в саксофон и начал тренироваться по восемь часов в день.

      Стен Гетц поступил в James Monroe High School (Нью-Йорк, р-н Бронкс). В 1941 году он был принят в городской оркестр всех вузов Нью-Йорка (All City High School Orchestra of New York City). Это дало ему возможность получить частное бесплатное образование в Нью-Йоркской филармонии на фаготе. Он также продолжал играть на саксофоне. В конце концов, Гетц бросил школу, чтобы продолжить свою музыкальную карьеру, но позже был отправлен обратно в класс.

В 1943 году в возрасте 16 лет, Стен Гетц был принят в группу Джека Тигардена (Jack Teagarden).

      В 1946 начал увлекаться бибопом, уехал в Лос-Анджелес, где собрал трио для работы с Нэтом Кинг Коулом(Nat King Cole). В это же время Getz также играл вместе с Лайонелом Хэмптоном. После игры со Стэном Кентоном, Джимми Дорси и Бенни Гудменом, Getz был солистом оркестра Вуди Германа с 1947 по 1949 г. во втором составе. Первое признание пришло к Стену Гетцу как к участнику оркестра Вуди Германа, в котором было создано абсолютно новое звучание группы саксофонов (три теноровых и один баритоновый саксофон - эта группа называлась Four Brothers, в ней также играли Serge Chaloff, Zoot Sims и Herbie Steward).

7 ноября 1946 года Гетц женился на Беверли Бирн, вокалистке бэнда Джина Крупы, они родили троих детей.

      Вместе с Вуди Германом в 1949 Гетц записал хит "Early Autumn" (композиция Ральфа Бёрнса), после этого удачного соло он смог начать свою сольную карьеру.
В этом же году Стен собрал ансамбль, в который постоянно приглашал таких известных джазменов, как Майлз Дэвис, Джей Джей Джонсон, Хорас Силвер.
В свою очередь, его приглашали Джерри Маллиген, Лайонел Хэмптон, Диззи Гиллеспи, Сара Воэн, Элла Фицджеральд.

Стен Гетц был лидером почти во всех своих сессийных записях начиная с 1950 года.

      В 1951 гастролировал в Швеции. В 1952 в его репертуаре появился еще один хит — баллада Карла Сюсдорфа Moonlight In Vermont. В 1953–54 работал в студиях Нью-Йорка либо с собственными группами, либо в ансамбле Боба Брукмайера. Вошел в антрепризу Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic. Однако дальнейшему успеху помешало увлечение наркотиками. В 1954 под воздействием наркотиков пытался ограбить аптеку, покончить жизнь самоубийством, год провел в тюрьме и затем прошел курс реабилитации с последующим отдыхом в Африке. В 1956 вернулся в Нью-Йорк и снялся в кинофильме "История Бенни Гудмена". Женился на шведке политологе Монике Сильверскьольд (называл ее своей "изумительной Музой") и в 1958 поселился в Копенгагене. В последующие три года играл с европейскими музыкантами (в 1960 выступил на фестивале в Варшаве, в СССР продавалась пластинка "Стэн Гетц в Польше"). Вернулся в США в 1961 по приглашению Эдди Сотера, чтобы записать с его струнным оркестром пластинку Focus.

      Высшего пика популярности добился в 1962, записав вместе с гитаристом Чарли Бёрдом пластинку Jazz Samba (очередные хиты — темы Антонио Карлоса Джобима Desafinado и One Note Samba). Следующие альбомы — Big Band Bossa Nova и Jazz Samba Encore (1963) — закрепили популярность нового стиля, основанного на очередном витке увлечения латиноамериканской музыкой.

Альбом Гетца «Gilberto» получил премию Грэмми в 1963 году и попал в Список 500 лучших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone.

      В 1964 Стен собрал квартет с Гэри Бёртоном, Стивом Своллоу и Роем Хайнзом. Участвовал во многих телевизионных программах, записывался также с Биллом Эвансом, Беном Уэбстером, Грэди Тэйтом, Роном Картером, Джеком ДеЖонеттом и другими. Европейские гастроли с Флорой Пурим (1969) открыли второй период жизни вне Соединенных Штатов. Гетц поселился в Испании и снова начал выступать с европейскими партнерами. Был приглашенным солистом в биг-бэнде Кенни Кларка — Фрэнси Боланда (альбом 1971 года Change Of Scenes).

      В 1971 Стен Гетц встретился в Лондоне с Чиком Кориа и уговорил его написать ряд композиций для новой группы, в результате через год в Нью-Йорке вышел альбом Captain Marvell, записанный Гетцем, Чиком Кориа, Стэнли Кларком, Тони Уильямсом и Аирто Морейрой. В 1975 начал выпускать серию "Стэн Гетц представляет..." и в последующие 10 лет оставался активным на американской и европейской фестивальной сцене, представляя в своих новых ансамблях молодых партнеров — пианистов Лу Леви, Энди Лаверна, Кенни Баррона, контрабасистов Марка Джонсона, Джорджа Мраза, барабанщика Эла Фостера и др.

Позже Стэн Гетц выступал в небольших коллективах. В последние пять лет жизни вернулся к интенсивным записям.

      В середине 1980-х Getz регулярно работал в районе залива Сан-Франциско и до 1988 года преподавал в Стэнфордском университете в качестве артиста в резиденции Stanford Jazz Workshop. В 1986 году он был введен в Зал славы Down Beat Jazz Hall.

      Большую часть жизни Стен Гетц страдал от алкоголизма и наркотической зависимости. Умер от рака печени 06.06.1991 в Лос-Анджелесе. Его тело кремировали, а пепел рассеяли в море недалеко от берега Малибу, Калифорния.

В 1998 в музыкальном колледже Беркли благодаря пожертвованию Фонда Герба Алперта была создана «Библиотека и Медиацентр Стэна Гетца.

      Стен Гетц является одним из величайших представителей кула. Обладая неограниченными техническими возможностями, неповторимой интонацией, врожденным чувством симметрии и необузданной фантазией, Гетц развил исполнительские принципы Лестера Янга и окончательно сформировал само понятие - "прохладный джаз" (кул). Будучи признанным мелодистом, как-то сказал: "Я хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу".

Автор: Роман Черненко

СОДЕРЖАНИЕ

1 There's a Small Hotel (Rodgers, Hart) 
2 I've Got You Under My Skin (Porter)
3 What's New ? (Burke, Haggart) 
4 Too Marvelous for Words (Mercer, Whiting) 
5 You Stepped Out Out of a Dream (Brown, Kahn) 
6 My Old Flame (Coslow) 
7 My Old Flame (Coslow) 
8 Long Island Sound (Getz) 
9 Indian Summer (Herbert) 
10 Mar-Cia (Getz) 
11 Crazy Chords (Getz) 
12 The Lady in Red (Getz) 
13 The Lady in Red (Getz) 
14 Wrap Your Troubles in Dreams (Koehler) 

Personnel
[#1-4]
Stan Getz - ts
Al Haig - p
Tommy Potter - b
Roy Haynes - dr
Recorded January 6, 1950
[# 5-7, 12-14]
Stan Getz - ts
Tony Aless - p
Percy Heath - b
Don Lamond - dr
Recorded April 14, 1950
[# 8-11]
Stan Getz - ts
Al Haig - p
Gene Ramey - b
Stan Levey - dr
Recorded June 21, 1949

 

    cover
Стен Гетц можно послушать ещё на Завалинке
  • front (1) Stan Getz -
  • front Stan Getz With
  • front-[1] Stan Getz Quartet
  • front Stan Getz &
  • front Stan Getz &
  • front Stan Getz &
  • front Stan Getz,
  • front-cover Stan Getz -
  • stan-getz Stan Getz And
  • samba Stan Getz And
  • Сергеич, привет
Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.