Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

555
1
Ссылка на пост
Ушёл из жизни философ Теодор Ойзерман

 

Ушёл из жизни Теодор Ильич Ойзерман (1914-2017) - советский философ-марксист, историк философии.

 

Каждому, кто изучал в советском или постсоветском вузе философию, знакомо имя Теодора Ойзермана... Патриарх отечественной философской науки и жил до последних своих дней в квартире, расположенной прямо в высотном здании МГУ.

 

Ойзерман много лет "отвечал" в СССР за адекватное представление о формировании философии марксизма и за немецкую классическую философию.

 

Его усилиям советский читатель обязан появлению в середине 1960х годов легендарного "чёрного" 6-томника Канта, позволившего поправить "гегельянский перекос", ставший было отечественной традицией философского мышления.

 

 

И философом, и марксистом Теодор Ойзерман был не по должности,

а по призванию и умственному складу.

 

Работоспособность и научное долголетие Ойзермана были необычайны - он автор

не менее 34 монографий (первая из которых вышла в 1948 году), более 20 из них

были изданы на иностранных языках в 10 странах, несколько монументальных трудов были им опубликованы в возрасте более 90 лет.

 

Одновременно философ не затруднился "сочинить" и троих незаурядных детей.

 

Светлая память...

    teodor_ojzerman
    formirovanie-filosofii-marksizma
    gfn-1971
    kant.-sochineniya
    oyzerman-t.i.-izbrannyie-trudyi-v-5-tomah
Комментарии (4)
0
#880924

⁣Из жизни Теодора Ойзермана: — Очень интересный эпизод вашей биографии — участие в разработке Конституции СССР 1977 года. — Ну, это сильно сказано (смеется). В ходе работы над конституцией было создано несколько комиссий из ученых разных специальностей. Одну из них возглавлял сам Алексей Николаевич Косыгин, председатель Совета министров СССР. Меня пригласили туда, хотя особой охоты работать в ней у меня не было, но и отказаться прямо я не мог. Я пришел туда, а там сидят одни экономисты, обсуждают формы собственности при социализме. Я спрашиваю одного из помощников Косыгина: — Для чего меня пригласили, я ведь заведую кафедрой зарубежной философии? — Положено, чтобы был философ, — ответили мне. Как я там выступил, вспоминали потом еще долго. Очевидно, я Каутского начитался. Я сказал, что существуют разные виды общественной собственности: профсоюзов, общественных организаций, существует, наконец, частная собственность. Мне, конечно, возразили, что в СССР нет частной собственности, только личная. А я говорю: крестьянин имеет свинью, корову, и это не просто продукт питания, а средство производства (если он, скажем, торгует на базаре мясом или яйцами), значит, в полном согласии с марксистским определением, — это частная собственность. Больше меня туда не приглашали. (Интервью 2010 года)

0
#880934

⁣Начало научной карьеры:

— Она началась, еще когда я учился. В 37-м году столько преподавателей посадили,
что меня, студента пятого курса, отправили преподавать в Саратовский университет.

Там на весь город остался только один преподаватель философии, остальные оказались меньшевиками, эсерами и троцкистами. Я преподавал и решил даже остаться там, тем более, что я уже собирался жениться, но декан [философского факультета МИФЛИ] меня уговорил вернуться в Москву и пойти в аспирантуру.

Однажды я прочитал лекцию, после которой меня вызвали к декану который сказал:
— На вас поступил сигнал: в лекции вы сказали, что при коммунизме будут противоречия.
— Но, вы же знаете, Леонид Федорович, что Ленин говорил по этому поводу: антагонистических противоречий не будет, а неантагонистические останутся.

(Интервью 2010 года)

0
#880959

⁣Грустно осознавать, что этот умный, талантливый человек потратил изрядную часть своей жизни на то, что являлось на самом деле не философией, а политической идеологией... Парадокс в том, что именно в стране, где, казалось бы, победили идеи Маркса, марксизм как направление философской мысли фактически перестал развиваться. Хотя Ойзерман все-таки пытался развивать марксизм как научное учение. С годами он находил всё больше противоречий в учении марксизма. - Как бы Вы охарактеризовали роль, которую сыграл марксизм в российской истории? - Я всегда полагал, что Маркс – величайший социальный мыслитель. В то же время, на мой взгляд, он совершил немало ошибок, многие из которых были неизбежны. Он стал социалистом задолго до того, как разработал свое экономическое и социальное учение. Его положение о неизбежности смены капитализма социализмом было убеждением, в сущности, верой, которую он разделял вместе с другими социалистами. Экономического обоснования социализма Маркс не дал, и дать не мог. Он сам писал, что цель «Капитала» - исследовать законы современного, то есть капиталистического общества. О социализме же в первом томе имеются лишь беглые упоминания. Поэтому утверждение Ленина, будто Маркс экономически доказал неизбежность социализма, не соответствует действительности. Ни Маркс, ни Энгельс, и никто другой не могли доказать, что социализм есть единственно возможная альтернатива капитализму. Вообще альтернатива не существует в единственном числе. Единственная тенденция, которая, как ему казалось, подтверждала это убеждение Маркса, был процесс обобществления средств производства при капитализме, то есть концентрация и централизация капитала. Но последующее развитие показало, что средние и мелкие слои отнюдь не исчезают, что мелкое и среднее производство способно возрождаться даже в интересах крупного капитала. И это нормальное развитие капитализма, чего Маркс, конечно, предвидеть не мог. Это главное заблуждение неизбежно сказывалось и на других его высказываниях о будущем обществе. Относительно моей общей оценки марксистской философии. Я по-прежнему стою на позиции материалистического понимания истории, за исключением концепции базиса и надстройки, которую я отвергаю, поскольку она противоречит положению о том, что общественное сознание отражает общественное бытие. Из разделения базиса и надстройки неизбежно следует, что художественные, философские, моральные и прочие взгляды отражают лишь экономические отношения, а не общественное бытие в целом. Здесь я усматриваю явное внутреннее несогласие. В оценке экономического учения Маркса я не специалист, но тем не менее я считаю глубоким заблуждением Маркса его утверждения о прогрессирующем обнищании пролетариата, о законе тенденции нормы прибыли к снижению, а также положение о том, что стоимость товара всегда определяется количеством общественно-необходимого рабочего времени. Марксизм как идеология исчерпал себя уже при Советской власти и к настоящему времени утратил свое влияние. Диалектический материализм и материалистическое понимание истории сохраняют свое значение как научные попытки. И то, и другое учения изложены Марксом и Энгельсом эскизно, фрагментарно, далеко не без серьезных ошибок. Тем не менее конкретное содержание теории марксизма остается достоянием современной науки об обществе. Это достояние подвергается критическому анализу, который выявляет в нем идеи, концепции, заслуживающие дальнейшего развития. Маркс по-прежнему признается самым выдающимся социальным мыслителем, но это нисколько не мешает критически оценивать его теорию. Продуктивно работающих марксистов у нас и за рубежом почти нет. Есть ученые, которые стремятся критически разобраться в марксизме, не порывая с ним окончательно. Марксизм в России сыграл определенную положительную роль в период подготовки буржуазно-демократической (Февральской) революции. Октябрьская революция была ее продолжением. Она обещала землю крестьянам, заводы и фабрики рабочим. Но и земля, и промышленность стали государственной собственностью, то есть обещания не были выполнены. В советское время марксизм стал догматизированной системой, отличной от учения Маркса и Энгельса. Все мы были марксистами, не осознающими этого важного обстоятельства. Марксизм-ленинизм (то есть не настоящий марксизм) стал идейной основой тоталитарного государства. Это трагедия.

0
#881073

Да, Ойзерман бы видным представителем Советской философской школы, достаточно авторитетным и активным участником философского Действа, плодотворным и в научном отношении. Долгожитель, проживший больше 100 лет! Пусть земля ему будет пухом и Царствие Небесное!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.