Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

57
0
Ссылка на пост
Всем,всем, добрый день! Народный прогноз погоды: 15 января почитается память святителя Сильвестра Римского, преподобных Сильвестра Печерского и Серафима Саровского. В прежние времена в этот день был Куриный праздник. 15 января чистили курятники и окурива

                                                                           

 

В 1903 году состоялось прославление прп. Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с вел.торжеством открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый при жизни, прп. Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа, как и прп. Сергий Радонежский.
Духовный путь прп.Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний восходит от силы в силу в стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, превосходящие человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.
Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие прп.Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие наставления, записанные отчасти самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого найдена, в 1903 г. напечатана "Беседа прп.Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 г.за год до преставления. Беседа стала драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней новое изъяснение важнейших мест Священного Писания.
"Пост, молитва, бдение и всякие дела христианские, - учил преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни христианской есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена фимиамом молитв верующих.
В описаниях подвигов св.Серафима есть много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для раскаяния во грехах и нравственного исправления.
"Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".
Благодатные дары и силу Божию людям прп.Серафим назидал приходивших к нему, как идти путем спасения. Он заповедал духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим путеми, не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".
Самым главным средством к стяжанию Святого Духа преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".
Прп.Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать взор на образ или горящую свечу, предлагал сравнение жизни человеческой с восковой свечой.Св.старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. Если располагает временем, говорил преподобный, пусть присоединяет и др.душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти
Прп.Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о.Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы не наложить тяжести на немощных. При этом святой напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменитым стало Серафимово правило для мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую"; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".
"В молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя..." Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.
"Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным", - наставлял св.подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший Новый Завет в течение недели.
Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, прп.Серафим на вопрос, как часто следует причащаться, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".
"Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося..."
Святой не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"
"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, - говорил св.Серафим. Он светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он наполнял сердца окружавших, приветствуя их: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей толпилось около его келии и пустыньки, желая приобщиться благодати от угодника Божия.
На глазах всех подтверждалась истина, высказанная святым в вел. ангельском призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Прп.Серафим, опытно прошедший древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву".
Прп. Серафим может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась, наставляла и укрепляла его. Еще в начале пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".
По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве, говоря, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.
Прп. Серафим стоит в начале взлета русской православной духовности. С вел.силой звучит его напоминание: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".
Прп.Серафим Саровский родился 19 июля 1759 (по др.данным - 1754) г. в древнем Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. Во Св. Крещении наречен Прохором в честь апостола от семидесяти и одного из первых семи диаконов Церкви. Родители, занимавшиеся строительством каменных зданий и храов, - люди богоугодные, добродетельные. трудолюбивые. Незадолго до кончины Исидор Мошнин приступил к возведению храма Казанской Божией Матери и прп.Сергия Радонежского (Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор). Сроительство завершено матерью Прохора. она воспитывала сына в благочестии.
Покров Божий проявился над Прохором с ранних лет: Господь сохранил невредимым, его,когда он упал со строящейся колокольни Отроком он чудесно избавлен от тяжкого недуга по молитве пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение»: во время болезни Прохор удостоен видения Божией Матери, Которая обещала посетить и исцелить его. С тех пор молитвенное прославление Царицы Небесной стало для него постоянным.
После болезни Прохор с усердием продолжил учение, быстро постигал церковную грамоту, ежедневно читал Священное Писание, духовные книги, обнаруживая светлый ум, ясную память, кротость и смирение.
Прохора начали обучать торговому делу, которым занимался брат Алексей. Работа не привлекала отрока, но он повиновался старшим.
Он возлюбил пребывание в храме, сердечную молитву и непрестанное размышление о Боге, предпочитая уединение и безмолвие. Возрастало стремление к иноческой жизни. Благочестивая мать благословила сына медным Распятием, которое он открыто носил на груди до кончины.
Прежде чем принять постриг, Прохор с пятью сверстниками, из которых четверо по его примеру посвятили жизнь служению Богу, отправился в Киев на поклонение св.угодникам Печерским и за наставлениями к старцам. Прозорливый старец-затворник Досифей, которого посетил Прохор, одобрил намерение юноши и указал на Саровскую пустынь: «Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией там окончишь ты и земное странствование. Святой Дух, Сокровище всех благих, управит жизнь твою во святыне».
20 ноября 1778 г., накануне праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы, Прохор прибыл в Саровскую обитель, где принят как послушник кротким и смиренно-мудрым иеромонахом Пахомием (Леонтьевым; 1794), в научение отдан старцу иеромонаху Иосифу (+1785 год), казначею. Подражая старцам, он раньше других приходил в храм, неподвижно, с закрытыми глазами выстаивал богослужение и уходил последним, жалея, что человек не может беспрерывно, подобно Ангелам, служить Богу.
Прохор со смирением выполнял и др.монастырские работы: в хлебне , на просфорне и в столярне, был будильщиком и пономарем.
Никогда не бывал праздным, но работой ограждался от скуки, считая её одним из «опаснейших искушений для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».
По примеру монахов Прохор, испросив благословения у наставника, в свободные часы уходит в лес для уединения, Иисусовой молитвы и духовных размышлений.
Его подвижничество обратило на себя внимание братии и снискало любовь старцев. Во время тяжелой болезни Прохора они неотлучно находились при нем, заботясь о выздоровлении.
Почти три года безропотно выносил он сильные страдания, отклонив врачебную помощь и предав себя всецело «Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери».
Когда состояние Прохора ухудшилось, о его здравии отслужены всенощное бдение и божественная литургия. Причастившись Святых Христовых Таин, он сподобился чудесного видения Пресвятой Богородицы. Возложив на голову больного руку, Она даровала выздоровление, сказав сопровождавшим ап. Петру и Иоанну Богослову: «Сей - от рода Нашего»...
На месте явления Пречистой Девы, по промыслу Божию, сооружен больничный храм. Сбор пожертвований на строительство как послушание взял на себя Прохор. Он изготовил престол из кипарисового дерева для придела прп.Зосимы и Савватия Соловецких, чудотворцев, в котором в память вел.милости Божией к нему положил за правило причащаться Святых Христовых Таин до конца дней.
18 августа 1786 г.Прохор пострижен настоятелем иеромонахом Пахомием с именем Серафим, выражавшим его горячую любовь ко Господу, а спустя год посвящен в иеродиакона еп.Владимирским и Муромским Виктором (Анисимовым; +1817). Шесть лет он ежедневно совершал богослужения, проводя в храме все время, свободное от монастырских послушаний.
Господь укреплял его видениями: неоднократно созерцал преподобный ангелов, сослужащих братии и поющих в храме, а за Божественной литургией в великий четверток удостоился лицезреть Господа Иисуса Христа в окружении Небесных Бесплотных Сил. Видения усилили ревность подвижника к отшельничеству: днем он трудился в обители, вечером удалялся в лес, где в пустынной келье ночью предавался молитве и богомыслию.
2 сентября 1793 г. прп.Серафим рукоположен во иеромонаха еп.Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; +1811) и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин.
Благодать, даруемая нам Приобщением, - говорил он священнику Дивеевской общины Василию Садовскому (+1884), - так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, - и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется...» Наставляя других, старец следовал этому правилу всю жизнь.
1794 г. отмечен скорбным для обители событием: скончался настоятель пустыни иеромонах Пахомий, много сделавший для ее устроения. По желанию почившего прп.Серафим принял на себя попечение о Дивеевской женской общине и не оставляет её сестер без духовного окормления и материального обеспечения.
20 ноября 1794 г., в годовщину прибытия в Саровскую обитель, преподобный испрашивает у настоятеля иеромонаха Исаии (Зубкова; +1807) благословение на подвиг пустынножительства и поселяется в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря.
По благочестивому обычаю дает разным местам вокруг деревянной избушки названия в память о событиях земной жизни Спасителя: Вифлеемская пещера, Град Иерусалим, река Иордан, поток Кедрон, Голгофа...
В «дальней пустыньке», как любил называть свое жилище св.старец, он ежедневно совершал молитвенное правило по строгому уставу древних пустынножительных обителей, а также по чинопоследованию, самим составленному и известному как «келейное правило отца Серафима», нередко полагая до 1000 поклонов.
С неизменным усердием он читает святоотечественные и богослужебные книги, Священное Писание, особенно Евангелие, с которым никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет (в понедельник - Евангелие от Матфея, во вторник - Евангелие от Марка, в среду - Евангелие от Луки, в четверг - Евангелие от Иоанна, в пятницу - Деяние Святых Апостолов, в субботу - Соборные послания Апостолов и Послания Апостола Павла, в воскресенье - Апокалипсис) и называя его «снабдением души»( спасением от всего пагубного.), «по руководству которого должно устроять и жизнь свою».
В часы труда старец рубит дрова в лесу, заготавливает на болоте мох, работает на пчельнике и возделывает огород, устроенный близ кельи, ь воспевая церковные песнопения.
Одеждой преподобному служил один и тот же белый полотняный балахон; носил он также старую камилавку и лапти, в ненастную погоду подрясник из черного толстого сукна да кожаные полумантию и чулки - бахилы. Вериг и влсяницы для умерщвления плоти он никогда не надевал, говоря: «Кто нас оскорбит словом или делом, если мы переносим обиды по-евангельски, - вот и вериги наши, вот и власяница».
Образ жизни старца был суров, даже в сильные морозы его келья не отапливалась. Спал он, сидя на полу, прислонившись спиной к стене либо положив под голову камень или поленья, и делал это «ради умерщвления страстей».
Добывая пропитание, преподобный соблюдал очень строгий пост, питаясь один раз в сутки овощами и черствым хлебом, небольшими запасами делился с птицами и дикими животными. старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему. Не вкушая в среду и пятницу, в первую седмицу Святой Великой Четыредесятницы, прп. Серафим отказался от помощи обители, усилил воздержание и пост, питаясь три года лишь травой снитью, которую сам сушил,заготовив на зиму.
Стремясь к безмолвию, старец оградился от посетителей, но иноков, желавших уединения, принимал ласково, не отказывая в наставлениях, но благословение на такой подвиг не давал, зная, какие искушения приходится претерпевать в уединении.
И действительно, враг рода человеческого принуждал прп. Серафима «мысленной бранью» оставить подвиги и отказаться от спасения души. Но с Божией помощью, ограждая себя молитвою и крестным знамением, старец побеждал искусителя.
Восходя от силы в силу, подвижник усугубил труды, взял на себя особый подвиг - столпничество. Каждый вечер на закате преподобный поднимался на большой гранитный камень, лежавший в лесу на полпути от обители к его келье, и до рассвета с воздетыми к небу руками повторял молитву мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному».
С наступлением утра он возвращался в келию и в ней, чтобы уровнять ночные подвиги с дневными, вставал на другой, малый камень, принесенный из леса, и оставлял молитву лишь для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей.
Тысячу дней и ночей, несмотря на мороз, дождь, зной и стужу, продолжал он молитвенное стояние. Посрамленный диавол, оказавшись бессильным победить старца, задумал умертвить и наслал разбойников, которые, угрожая расправой, стали требовать денег. Не встретив сопротивления, они жестоко избили подвижника, проломили голову,сломали несколько ребер, затем, все сокрушив и ничего не найдя, кроме иконы и нескольких картофелин, бежали, устыдившись злодеяния.
Утром преподобный с трудом добрел до обители. Восемь суток страдал он от нестерпимой боли, отказавшись от помощи врачей, вызванных настоятелем, предоставив жизнь воле Господа и Пречистой Его Матери.
Когда надежда на выздоровление исчезла, Пресвятая Богородица явилась старцу в тонком сне в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова и даровала ему исцеление, произнеся слова: «Сей - от рода Моего». Преподобный встал с постели и пять месяцев пробыл в монастыре до полного выздоровления. Старец навсегда стал согбенным, ходил, опираясь на топорик или посох, но обидчиков просил не наказывать.
Возвратившись в «дальнюю пустыньку», прп Серафим не изменил прежнего уклада жизни. По смерти настоятеля иеромонаха Исаии принял обет молчания, сравнивая его с крестом, «на котором человек должен распять себя со всеми страстями и похотями». Жизнь его становится еще более сокрытой для окружающих: безмолвствует не только пустынь, но и уста старца, отрешившегося от житейских помыслов.
«Паче всего должно украшать себя молчанием, - любил он впоследствии повторять наставления отцов Церкви, - ибо молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни единого... Молчание есть таинство будущего века», которое «приближает человека к Богу и делает его как бы земным Ангелом", «словеса же - орудия суть мира сего».
Прп.Серафим не выходил к посетителям и, если встречал кого в лесу, падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. Из-за болезни ног он не мог посещать обитель и пищу ему один раз в неделю приносил послушник, которого старец встречал со сложенными крестообразно на груди руками и отпускал, не взглянув на него и не произнеся ни слова. Только иногда клал на лоточек частицу хлеба или немного капусты, давая знать, что принести в следующее воскресенье. В безмолвии преподобный провел около трех лет.
Плодом подвижнической жизни явилось стяжание «мира души», который считал драгоценным даром Божиим, самым важным делом в жизни христиан.
«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - говорил преподобный обращавшимся к нему монахам, - сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средством для достижения её.
«Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия» «Радость моя, - наставлял старец - молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".
Обеспокоенные долгим отсутствием старца, новый настоятель игумен Нифонт (Черницын; +1842) и старшие из братии пустыни предложили прп. Серафиму или приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения Святых Христовых Таин, или совсем вернуться в обитель.
Старец избрал последнее, не в силах преодолевать большие расстояния.
Но, поселившись спустя 15 лет в прежней келии, он продолжил подвиг молчания, никуда не выходя и никого не принимая, кроме больничного служки и священника, приносившего ему Святое Причастие. Началась жизнь в затворе перед иконой Божией Матери «Умиление», которую преподобный с любовью называл «Всех Радостей Радость». Дубовый гроб в сенях напоминал о часе смертном.
Неведомы подвиги старца в затворе, известно, что прп.Серафим удостоен был восхищения в Небесные обители.
Вспоминания о пережитом блаженстве, св.старец так наставлял послушника:
«Если бы ты знал, какая сладость ожидает душу праведного на Небесах, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби, гонения и клевету с благодарением. Если бы самая келия наша (при этом он показал рукою на свою) была полна червей и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтобы только не лишиться той Небесной радости, которую уготовал Бог любящим Его. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания; там сладость и радость неизглаголанные; там праведники просветятся, как солнце.
Но если той Небесной славы и радости не мог изъяснить и сам святой Апостол Павел (2 Кор.12, 2-4), то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту Горнего селения, в котором водворятся души праведных?! О той радости и сладости Небесной, которую там вкушал, сказать тебе невозможно».
По свидетельству послушников, в конце беседы старец преобразился настолько, что стал не от мира сего, являя воочию образ земного Ангела и Небесного человека.
После пяти лет затвора преподобный, по особому откровению, раскрыл двери келии для ищущих духовного руководства, но еще не скоро снял обет молчания. Поучая приходящих примером безмолвного жития, он готовил себя к служению людям.
25 ноября 1825 г.Пресвятая Богородица в сопровождении свтт.Римского Климента и Александрийского Петра явилась прп.Серафиму и повелела выйти из затвора для врачевания немощных человеческих душ. Началось восхождение на высшую ступень монашеского подвига - старчество.
Прп. Серафим стяжал чистоту души и сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворения. Он рано провидел прошедшее и будущее и давал советы, исполненные премудрости и добра.
На вопрос собеседника, как он может, даже не выслушав странника, провидеть его сердце, старец говорил:
«Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю».
«Сердце человеческое открыто одному Господу и один Бог - Серцеведец...
А я, грешный Серафим, первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, только верую, что так мне указывается воля Божия для его пользы».
По молитве преподобного исцелились многие, чьи тяжкие недуги не поддавались земному врачеванию. Первым, на ком проявилась чудотворная сила, был Михаил Васильевич Мантуров - нижегородский помещик, вынужденный оставить военную службы из-за неизлечимой болезни.
Воспоминания очевидцев сохранили подробности события, происшедшего в келии старца за два года до выхода из затвора.
Получив от Мантурова заверения в безусловной вере в Бога, преподобный обратился к нему: «Радость моя! Если ты так веруешь, то верь же и в то, что верующему все возможно от Бога. А потому веруй, что и тебя исцелит Господь.А я, убогий Серафим, помолюсь».
Знаменуя болящего елеем, старец произнес:
«По данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую».
Тут же выздоровев, Мантуров бросился к ногам подвижника, но был поднят преподобным, который строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить, низводить во ад и возводить? Это - дело Единого Господа, Который творит волю боящихся Его и молитву их слушает. Господу Всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение!»
В знак благодарения за милость Божию "Мишенька", как любил называть его преподобный, возложил на себя подвиг добровольной нищеты и всю жизнь посвятил устройству Дивеевской женской обители, исполняя поручения старца.
Среди восставших от одра болезни и «служка»преподобного - симбирский помещик Николай Александрович Мотовилов, все последующее время находившийся под руководством старца и в общении с ним записавший его замечательные поучения о цели христианской жизни.
Оставив затвор, подвижник стал удаляться в новую, «ближнюю пустыньку», устроенную недалеко от монастыря, в лесу, рядом с «богословским»родником, вода которого, по его молитве, стала совершать чудесные исцеления. Проводя здесь в духовных и телесных трудах, старец к вечеру возвращался в обитель. Шел он, опираясь на палку, неся в руке топорик, а за плечами котомку, наполненную песком и камнями, поверх которых лежало Евангелие. Когда спрашивали, для чего он носит такую тяжесть, старец смиренно отвечал словами прп.Ефрема Сирина: «Томлю томящего мя».
Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить от угодника Божия благословение. С раннего утра и до позднего вечера дверь келии в «ближней пустыньке» была открыта для всех, и не знало сердце преподобного различия между ними. Он не тяготился ни числом посетителей, ни их душевных состоянием. К каждому, видя в нем образ Божий, относился старец с любовью: встречал земным поклоном, целованием и неизменным пасхальным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!»
Для каждого находилось особое слово, что согревало сердце, снимало пелену с глаз, озаряло ум, производило впечатление даже на маловерных, обращая на путь спасительного покаяния.
Последние годы жизни прп. Серафим заботился о Мельничной девичьей общине. Устроенная по повелению Пресвятой Богородицы в Дивееве, обитель явилась четвертым уделом Царицы Небесной на земле, местом Ее преимущественного благодатного попечения.
По свидетельству старца, Божия Матерь обошла эту землю, дав обещание быть всегдашней ее Игуменией. Впоследствии вокруг общины проложена канавка, начал которую преподобный. «Канавка эта, - говорил он, - стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до Небес высока. И как Антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит».
Несмотря на преклонные годы, старец усердно трудился над сооружением первых монастырских построек - мельницы, келий и храма Рождества Христова, заготавливая лес, купленный на пожертвования посетителей. Он составил и устав обители, воспитывавший сестер в духе любви, послушания и непрестанного подвига. Претерпевая за отеческое попечение о дивеевских сиротах клевету и оскорбления, старец отвечал монахам, осуждавшим его труды: "Исповедую и Богом свидетельствую, что ни единого камешка я по своей воле у них не поставил, ниже слова единого от себя не сказал им и ни единую из них не принимал я по желанию своему, против воли Царицы Небесной". Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря хранит пророчества преподобного о судьбах обители, и всем им суждено сбыться.
На склоне лет прп.Серафим удостоился еще одного, двенадцатого и последнего при жизни, посещения Пресвятой Богородицы, которое последовало 25 марта 1832 г., в праздник Ее Благовещения, и явилось как бы указанием на блаженную кончину: дав старцу обещание помощи и заступничества в земных трудах, в устроении Дивеевской обители, Царица Небесная сказала: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами».
Получив откровение о кончине, преподобный стал усердно готовиться. Силы старца заметно слабели, он не мог каждый день ходить в свою пустыньку и принимать многочисленных посетителей. «Мы не увидимся больше с вами, - говорил он духовным детям. - Жизнь моя сокращается; духом я как бы сейчас родился, а телом по всему мертв».
Он искал уединения, предаваясь горестным размышлениям о несовершенстве земной жизни, сидя у гроба, приготовленного на случай кончины. Но даже в эти дни, собираясь духом перейти в Небесные Обители, старец не переставал заботиться о спасении человеческих душ, призывая пастырей сеять преподанное им слово Божие:
«Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро».
Накануне кончины прп.Серафим пришел по обычаю в любимую им больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Божественной литургии, причастился, положил земные поклоны пред образами Господа Иисуса Христа и Божией Матери, поставил свечи ко всем иконам , приложился, благословил и поцеловал братию, простился со всеми и сказал:
«Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».
Несколько раз он подходил к месту у собора, которое выбрал для погребения, и подолгу молился. Вечером из его келии доносились пасхальные песнопения, а утром 2 января 1833 года старец иеромонах Серафим был найден коленопреклоненным, с крестообразно сложенными на груди руками пред иконой Божией Матери «Умиление»: его чистая душа во время молитвы была взята к Престолу Господа.
Тело почившего положено в сделанный его руками дубовый гроб и предано земле с правой, южной стороны от алтаря Успенского собора.
В продолжение семидесяти лет со дня кончины отца Серафима множество людей с верой в предстательство его пред Господом приходили к могиле подвижника, находя утешение в скорбях,облегчение в страданиях.Ожидание прославления, уверенность в этом столь сильны в народе, что задолго до канонизации Саровского чудотворца готовились престолы, создавались жизнеописание и церковный образ. Верующий народ увидел в старце Серафиме самые дорогие и сокровенные черты подвижника Православия, поставив его как духовника земли Русской в одном ряду с печальником и молитвенником, игуменом земли Русской - преподобным Сергием Радонежским.
26 января 1903 г. определением Святейшего Синода старец иеромонах Серафим прославлен в лике святых. 19 июля, в день рождения преподобного, с торжеством, в присутствии царской семьи и при многочисленном стечении народа совершилось открытие его многоцелебных мощей. Св.старец провидел это событие при жизни, как и судьбу России, предупреждая о грядущих тяжелых испытаниях и гонениях на православный народ:
«У нас (в Сарове) какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то - со всех сторон!». И, немного помолчав, добавил: «Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет... такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут поспевать принимать души». При этих словах слезы текли у него из глаз.
Несмотря на то, что после революции были закрыты Саровская и Дивеевская обители и исчезли мощи прп. Серафима, православный народ жил надеждой, что рано или поздно бесценная святыня будет обретена вновь. И Господь удостоил нас духовной радости.
11 января 1991 г. в городе на Неве после долгих лет сокрытия честные мощи прп.Серафима вторично обретены и переданы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, 7 февраля торжественно перенесены в Москву, в Богоявленский патриарший собор, для поклонения верующих, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь к месту земных подвигов старца.
Почитание Саровского подвижника особое у верующего народа: и жизнью, и молитвенным предстательством он близок душе православного человека, незримо пребывая с ним в страданиях, испытаниях и упованиях. Поэтому на Руси и в храмах, и в домах находятся его святые иконы..
К потомкам обращены слова, сказанные старцем незадолго до кончины:
«Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!».

Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.