Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

96
4
Ссылка на пост
  • Заболоцкий Николай Алексеевич
    Дата рождения: 24 (7 мая) апреля 1903 года
    Дата смерти: 14 октября 1958 года
  • Заболоцкий Николай Алексеевич
    Заболоцкий Николай Алексеевич

    Русский советский поэт, переводчик.

Биография Николая Алексеевича Заболоцкого

 

Родился на ферме близ Казани. Отец поэта в 1903 г. служил агрономом. Мать происходила из духовного сословия, работала помощницей сельской учительницы. Когда Заболоцкому исполнилось семь лет, семья переехала на родину предков, в Вятскую губернию, и обосновалась в селе Сернур. Окончивший там три класса начальной школы, Заболоцкий в 1913 г. был принят в Уржумское реальное училище. О благодатных впечатлениях этих лет (внимание к гуманитарным дисциплинам в училище, постоянное общение с миром природы


Заболоцкий расскажет впоследствии в воспоминаниях "Ранние годы" (1955). После Октябрьской революции Заболоцкий покидает провинцию, отправляется в Москву, поступает на медицинское отделение университета, но бросает его и переезжает в Петроград. Там он становится студентом Педагогического института им. Герцена, отделения языка и литературы общественно-экономического факультета. В 1922 г. в издаваемом студентами машинописном журнале "Мысль" впервые печатает свои стихи и статью "О сущности символизма".

 

 

По окончании института — служба в армии, а по завершении ее (1927) — работа в детской секции Госиздата (публикует стихи и рассказы для детей, иногда под псевдонимом Я. Миллер), участие в создании группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), куда наряду с ним входят Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов, Д. Левин, И. Бахтерев. Первая книга "взрослых" стихов Заболоцкого "Столбцы" (1929) (стихотворная книжка для малышей "Хорошие сапоги" вышла в 1928 г.) вызвала бурную дискуссию в прессе. Перед молодым поэтом открывалась широкая перспектива. Но опубликованная в 1933 г. поэма "Торжество земледелия" была оценена в печати как пасквиль на коллективизацию. Уже набранный к тому времени новый сборник Заболоцкого со стихами и поэмой не увидел света (по сохранившейся корректуре вместе с другими стихами он впервые был издан сыном поэта Н. Н. Заболоцким в 1987 г.).

 

После этих событий Заболоцкий создает лучшие произведения для детей: прозаические переложения знаменитых романов Ф. Рабле, Д. Свифта, Шарля де Костера, на которых будет воспитываться не одно поколение юных читателей. Но лишь появление "Второй книги" (1937), куда наряду с шедеврами натурфилософской лирики 1930-х гг. вошли "Прощание", посвященное памяти Кирова, и "Горийская симфония" о Сталине, позволило критикам заговорить о "втором рождении" поэта, избавляющемся от "прежних ошибок".

 

Однако 19 марта 1938 г. Заболоцкий был арестован и затем осужден за антисоветскую пропаганду. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Н. Тихонов, Б. Корнилов. Срок отбывал с 1939 г. по 1943 г. в системе Востлага НКВД в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях; с марта 1944 г.— в Караганде, уже освобожденным из-под стражи. В таких условиях Заболоцкий закончил переложение "Слова о полку Игореве" (начал в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов.

 

Это помогло ему добиться освобождения и в 1946 г. переехать в Москву. В послевоенное десятилетие печатается редко. Сборник "Стихотворения" (1948) не привлек широкого внимания: социально-политическая обстановка тогда не располагала, а подчас и мешала восприятию высокой философской поэзии. В те годы поэт занимался в основном переводами, преимущественно грузинских классиков и современников (переводы поэм Важа Пшавелы и "Витязя в тигровой шкуре"). Только последняя прижизненная книга Заболоцкий, вышедшая в пору так называемой "оттепели" (1957), открыла его поэзию заново.

 

История жизни Николая Алексеевича Заболоцкого


Главная тема, мучившая Заболоцкого, "нерв" его творческих поисков — трагедия разума. От раннего стихотворения "Меркнут знаки Зодиака" (1929) до предсмертного "На закате" (1958) пролегает путь вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. На этом пути поэт-философ претерпевает су-щественную эволюцию, в ходе которой можно выделить три стадии: 1926— 1933 гг.; 1932—1945 гг. и 1946—1958 гг. Достижение подлинного единства искусства с реальностью и было провозглашено в тех частях манифеста ОБЭРИУ, которые написал Заболоцкий. Ставя целью возродить в поэзии мир "во всей чистоте своих конкретных мужественных форм", очистить его от тины "переживаний" и "эмоций", Заболоцкий совпадал с футуристами, акмеистами, имажинистами, даже с конструктивистами. В отличие от них автор проявил явную интеллектуально-аналитическую направленность: обэриуты должны не только "организовать вещи смыслом", но и выработать органически новое мироощущение, новый способ познания.

 

 

Свойства такого метода и проявляются в "Столбцах". В дальнейшем "городские столбцы" первой книги Заболоцкого продолжит "столбцами смешанными" и поэмами "Торжество земледелия", "Безумный волк" и "Деревья" — произведениями 1926—1933 гг.). В них речь шла не только о конкретно-социальной сущности человека, но и о родовой сущности человека как диктатора по отношению к природе — "Саваофа", "императора коровьего мяса" ("Искусство"). Заболоцкий начал с развенчания человека, с превращения его из "владыки Вселенной" в "клопика" ("Птицы"). Даже основной закон мышления — причинно-следственные связи — "выдуманные знаки". Зато при отказе от них и возник особый пейзажный мир, каждая деталь одушевлена и живет независимой жизнью.

 

На творчество поэта оказали влияние различные направления человеческой мысли: и теория относительности А. Эйнштейна, и "философия общего дела" Н. Ф. Федорова, и работы К. А. Тимирязева о растениях, и В. И. Вернадского о ноосфере, и Ю. А. Филипченко об эволюционной идее в биологии. Но нравственно-эстетическая оценка людского сообщества оставалась у него на первом плане. Причем абстрактным выразителем добра становился "поэт", подчиняющий слова естественному дыханию, творящий с детской непосредственностью и потому способный найти общий язык с природой ("Искусство", "Испытание воли", "Безумный волк"). Тем самым Заболоцкий возвращался к нравственному максимализму любимого им Григория Сковороды и перекликался с Велимиром Хлебниковым.

 

В столбцах противоречия двух миров разрешались попыткой соединить материально-стихийное с рациональным, "безумие" с "умом" (стихотворение "Предостережение"), и все-таки примирения не получалось. Велась борьба с музыкальностью стиха, ибо, по Заболоцкому, музыка являлась проявлением человеческого субъективизма, с которым следует бороться. С 1932 г. начинает вырабатываться формула поэтического творчества MOM (мысль — образ — музыка). Музыка здесь не выражение душевных тайн индивидуума, а затаенная гармония всеобщей жизни, которая воплощена материально и родственна гармонии душевной. Ее-то человек и постигает, очищаясь от суетности частного сознания и от "кровавого искусства жить". Лирическое "я" поэта раскрепостилось, но оно постоянно переходит в коллективное "мы".


Изменения в сознании Заболоцкого по возвращении из заключения обнаружились не сразу. В ключе 1930-х гг. он написал ряд превосходных произведений: "Утро", "Гроза", "Бетховен"... Закончил "Лодейникова", завершив его патетическим описанием города, который, как мудрый дирижер, правит голосами природы. Однако уже в "Творцах дорог" (1947) прозвучали щемящие строки, свидетельствующие о том, что в сознании Заболоцкий человек вновь начал отдаляться от природы: о "хоре цветов, не уловимом ухом", о созвучье тех мелодий, "о которых так редко вспоминает человек". И сам поэт уподобил себя слепцу, отрешенному от цветового многообразия мира, сохраняющему связь с мирозданием лишь в своем сердце ("Слепой").

 

 

Он даже отвергает "дух, полный разума и воли", если дух этот — "лишенный сердца и души" ("Противостояние Марса"), и потому утверждает "черту, присущую народу",— способность мыслить не только разумом, а "всей своей душевною природой" ("Ходоки"). Поэт уже не удовлетворяется абстрактным понятием "добро" и заменяет его конкретным "доброта". Не разум, а чувство утверждает теперь Заболоцкий основой красоты и творчества ("Некрасивая девочка", "Старая актриса"). К концу жизни Заболоцкий впервые написал стихи о любви, причем не о любви вообще, но о своей, личной — цикл "Последняя любовь".

 

Самоценность личности, непреходящую ценность каждого мгновения жизни — вот что стал поэтизировать он, и в этом находить родство с другими. Все больше влечет Заболоцкий к историческим истокам отечественной устойчивости перед стихийными силами разрушения и всемирно-исторической драмы взаимного непонимания отдельных людей и народов.

 

Написав в 1958 г. поэму "Рубрук в Монголии" на традиционную для русской литературы тему о противостоянии Востока и Запада, коллективистского и индивидуалистического сознания, он решил осуществить давно вызревавший замысел — поэтическую трилогию "Поклонение волхвов", "Смерть Сократа", "Сталин". Однако она не была написана. Умер в Москве.

Комментарии (11)
1
#895618

Очарована, околдована,
С ветром в поле когда—то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая...

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, добрую, милую...

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что не сбудется — позабудется,
Что не вспомнится, то не исполнится.
Так чего же ты плачешь, красавица,
Или мне это просто чудится?...

1
#895619

1
#895700

Спасибо, Дима, спасибо!!!Замечательный поэт, очень нравится он мне .....




Заболоцкий Николай


Можжевеловый куст ..... многим знакомая и любимая песня.......


Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.


Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.


Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!


В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!...............  


 


1
#895701





Николай Заболоцкий


О красоте человеческих лиц.....


Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.


Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.


Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.


Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.


Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,


Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.


Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.


Из этих, как солнце, сияющих нот,
Составлена песня небесных высот.


1955


Некрасивая девочка-Николай Заболоцкий  


 


1
#895703

⁣Николай Заболоцкий

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ......

Задрожала машина и встала,
Двое вышли в вечерний простор,
И на руль опустился устало
Истомленный работой шофер.


Вдалеке через стекла кабины
Трепетали созвездья огней.
Пожилой пассажир у крутины
Задержался с подругой своей.


И водитель сквозь сонные веки
Вдруг заметил два странных лица,
Обращенных друг к другу навеки
И забывших себя до конца.


Два туманные легкие света
Исходили из них, и вокруг
Красота уходящего лета
Обнимала их сотнями рук.


Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.


В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.


И они, наклоняясь друг к другу,
Бесприютные дети ночей,
Молча шли по цветочному кругу
В электрическом блеске лучей.


А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофер улыбался устало,
Опуская в кабине стекло.


Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни,


Что давно уж их песенка спета,-


То, что, к счастью, не знали они......

1
#895706
Развернуть
Ответ на сообщение от Tatiana, 20.06.2017 00:05

Спасибо Вам огромное за дополнения!!!

1
#895708
Развернуть
Ответ на сообщение от DemetrioMaccuro, 20.06.2017 00:12

Тебе спасибо, Дима, за пост

Н. Заболоцкий с женой Екатериной...

  • zabol
1
#895710





Николай Заболоцкий






ОБЛЕТАЮТ ПОСЛЕДНИЕ МАКИ.....


Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.


По пустыной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?


Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?


Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?


Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-


Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому............  


 


 


 


 

  • zabolotskiĭĭ
1
#895713

Еще немного о Заболоцком.....

⁣Арест после ложного доноса в 1938 году: событие, разделившее на две части и жизнь его, и творчество
Заболоцкого на следствии истязали, но он так ничего и не подписал. Может быть, поэтому ему дали минимальные пять лет. Многие писатели были перемолоты ГУЛАГом — Бабель, Хармс, Мандельштам.
Заболоцкий выжил — как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом-хранителем.

Жена и двое детей немедленно приехали к Николаю Алексеевичу в Караганду, как только это стало возможным. Лишь в 1946 году поэт освободился. Способствовали этому перевод «Слова о полку Игореве», начатый еще до ареста, а также хлопоты известных писателей, особенно Фадеева.
⁣Ему разрешили с семьей поселиться в Москве — свою дачу в Переделкине предоставил писатель Ильенков; восстановили в союзе писателей. Он много занимался переводами, особенно грузинских поэтов. Постепенно все наладилось. Публикации, достаток (за переводы хорошо платили), известность, отдельная квартира в Москве, даже орден Трудового красного знамени в 1957 году (опять-таки за переводы). Но лагеря наложили свой отпечаток. Заболоцкий стал мнителен, осмотрителен, насторожен. В стихах состоялось возращение к классическим традициям.

Совершенно точно, что ранний и поздний Заболоцкий — как два разных поэта. В творческом отношении послелагерные годы были лучшими в его жизни. Он создает стихи, дивные по своей прелести. Рядом — супруга, преданная, как собака. Правда, здоровье подточено ГУЛАГом — в 1955-м году у него случился первый инфаркт. А затем происходит то, чего Николай Алексеевич никак не ожидал — от него уходит жена.




Впрочем, ничего не бывает «вдруг». Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видела от него ни заботы, ни ласки. Он обращался с ней жестоко, порой деспотично. Вот строки из его стихотворения «Жена»:

С утра он все пишет да пишет,
В неведомый труд погружен.
Она еле ходит, чуть дышит,
Лишь только бы здравствовал он.



⁣Так и было в семье Заболоцких. Вряд ли Екатерина Васильевна была довольна таким положением. И в 1956 году, в возрасте 48 лет, она уходит к Василию Гроссману — писателю, известному сердцееду. «Если бы она проглотила автобус, — пишет сын Корнея Чуковского Николай, — Заболоцкий удивился бы меньше!»

За удивлением последовал ужас. Поэт был сокрушен, беспомощен и жалок. Несчастье прибило его к одинокой, молодой (28 лет), умной женщине Наталье Роскиной. У него хранился телефон какой-то дамы, любившей его стихи. Вот и все, что он о ней знал. Она же с юности читала наизусть чуть ли не все его стихотворения. Он ей позвонил. Потом они стали любовниками — с ее стороны это больше была жалость (по крайней мере, так она объясняла в воспоминаниях).

Любопытно, что Гроссман был для Натальи чем-то вроде приемного отца — опекал ее еще девочкой, когда отец Роскиной, его друг, погиб на фронте.

Все переплелось, но никто не был счастлив. Каждый в этом треугольнике (Заболоцкий, его супруга и Роскина) мучился по-своему. Однако именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» — один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии.

Стихотворения 1957 года —
«Гроза идет»,
«Голос в телефоне»,
«Можжевеловый куст»,
«Встреча»,
«Сентябрь»,
«Послед­няя любовь»,
«Кто мне откликнулся в чаще лесной?
«Признание»- стоит обиняком. Это — подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций.


Примечательно, что лирическая героиня цикла была едина в двух лицах — в некоторых стихах угадывается Клыкова (причем их больше), в других — Роскина. Вот и в «Признании» обе этих женщины как бы соединились в одну.....



⁣Екатерина Васильевна вернулась к мужу в 1958-м. Этим годом датируется еще одно знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого :


«Не позволяй душе лениться».


Его писал смертельно больной человек. Пережить радость соединения им было не суждено: поэта постиг второй инфаркт.
Спустя полтора месяца, 14 октября 1958 года, он умер...........

Осталось творческое наследие, которое, как и все талантливое, с годами становится лишь прекрасней.....


ПРИЗНАНИЕ...Н. Заболоцкий  


 


1
#895715

Ну а песню-Зачарована, околдована-все знают)))))  Десятки вариантов....вот Носков  


 



 


 

1
#895717

Ну и...напоследок(хотя добавлять еще можно много, много....smile  


 


НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ.....(Н. Заболоцкий)  


 


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.