10 фактов об Исаакиевском соборе
Летом 11 июня, 157 лет назад в Санкт-Петербурге освящен знаменитый Исаакиевский собор. Приводим здесь самые интересные факты из его истории.
Его строительство задумал еще Петр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил особенным образом почтить святого. Поэтому Исаакиевский собор можно по праву считать ровесником Санкт-Петербурга.
Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте Чертежного амбара рядом с Адмиралтейством.
1. Собор несколько раз перестраивали. Всего зданий было четыре. В первой деревянной церкви Исаакия Долматского венчались Пётр I и Екатерина I. Четвертое воплощение мы видим сейчас.
Когда начали строить собор при Екатерине II, то использовали мрамор, но при ней успели достроить едва до половины. Павел I распорядился докончить стройку кирпичом.
2. Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать. И построить новое – из гранита. Дело опять быстро не пошло, архитектор Огюст Монферран строил собор 40 лет.
Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет достроен, поэтому тот и не спешил со строительством. И все же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского – покровителя Санкт-Петербурга.
Александр Дюма назвал Огюста Монферрана «Микеланджело Севера». Скорее всего, это и было случайным совпадением, однако через месяц, когда было закончено строительство Исаакиевского собора, Огюст Монферран умер.
3. На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выбургом вырубали гранитные монолиты для колонн. Велись работы круглый год.
В Карельских каменоломнях добывались огромные гранитные блоки, которые весили от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн с четырьмя портиками, а также мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывались на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках. Последние были расположены в Петрозаводском уезде губернии Олонецкой, первые – в Сердобольском уезде губернии Выборгской. На Тивдийских ломках добывали тёмно-красный и светло-красный мрамор, на Рускольских – светло-серый мрамор с синеватыми прожилками.
4. Архитектор проявил при строительстве недюжинную изобретательность и применил остроумные решения. Так, например, во многие занимательные книжки вошла решенная архитектором задачка среза свай под один уровень. Из котлована, куда забили сваи, перестали откачивать воду, а когда она поднялась до нужного уровня, сваи обрезали по зеркалу воды.
Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений. Одним из инженеров, которые возводили Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчавший труд строителей.
Для подъёма колонн были построены специальные леса и в стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Таких установок колонн в итоге было 48.
Для создания статуй и барельефов применили самоновейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.
5. На внутреннее убранство Исаакиевского собора было израсходовано 400 кг золота, 500 кг лазурита, тысяча тонн бронзы и 16 тонн малахита. Отлили около 300 горельефов и статуй, мозаика заняла площадь в 6,5 тысяч м2.
Исакий — это сокровищница цветного камня. Здесь использованы:
— в алтаре: уральский малахит и бадахшанский лазурит;
— в покрытиях пола, стен и колонн – полудрагоценный шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский;
— в целом для внутренней отделки собора использовалось очень много разновидностей мрамора. Мрамор из русских карьеров: белый, солнечный, лимонный, темно-красный; итальянский – белый каррарский. Тёмно-красный мрамор, которым выложена нижняя часть алтаря баснословно дорогой, так как очень редок. Франция купила его у России за огромные деньги для саркофага Наполеона Бонапарта.
— особенностью иконостаса являются восемь малахитовых и две лазуритовые колонны. В оформлении собора принимали участие знаменитые русские художники (Бруни, Брюллов, Шебуев) и скульпторы (Витали, Клодт
Над Царскими вратами находится «Тайная вечеря», выполненная в технике мозаики С. А. Живаго.
В соборе находится драгоценная святыня – икона Тихвинской Божьей матери (1765).
На золотом окладе иконы Тихвинской Божией Матери (точно такой же есть и на фасаде в центре Казанского собора) можно заметить символ «глаз в треугольнике» или «Всевидящее Око».
Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе мира (особое благовонное масло). Готовится оно по специальному рецепту. Масло от священного дерева миры соединяется с благовониями и красным вином
Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе мира (особое благовонное масло). Готовится оно по специальному рецепту. Масло от священного дерева миры соединяется с благовониями и красным вином.
рится смесь в Чистый четверг, на огне, и применяется, обычно, для таинства миропомазания.
Процедура отделки в Исаакиевском соборе была сложной: особенно трудно давалось золочение куполов. Для их отделки понадобилось около 100 кг золота. Применение ртути было неотъемлемой частью для золочения соборных куполов. От её ядовитых испарений скончалось около шестидесяти мастеров.
Монферран стремился сделать купол максимально лёгким без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим. При отливке металлоконструкций купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.
6. Строительство собора сфотографировали – и это была одна из первых фотографий в нашей стране.
7. После революции храм подвергся разорению. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 кг золота и более 2 тонн серебра.
12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко — благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией.
В пасхальную ночь 1931 года ночь 7000 тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор. «Красная газета» на следующий день писала: «Многочисленные посетители с громадным интересом слушали лекцию профессора Каменьщикова, посвященную опыту Фуко. Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.
8. Во время Великой Отечественной войны пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I.
Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным.
9. С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950—1960-е годы проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города
10. В 1990 году проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.
По материалам сайта «Научная Россия» и блога «Как прекрасен этот мир!»
Всевидящее Око Божие: о символе "Глаз в треугольнике"
Всевидящее Око Божие - это многовековой образ в христианстве. Это символ того, что Бог видит всё.
Прежде всего, образ этот имеет основание в Писании:
Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его (Пс.32:18).
Буду руководить тебя, око Мое над тобою (Пс.31). Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию, и доколе не пришло решение по этому делу (Ездр.5:5)
Око, нарисованное в треугольнике, одной стороной вверх, обозначает Святую Троицу. То есть, Бог, в трех лицах, имеет свойство всевидения, так как прозирает глубины сердец человеческих.
Это изображение – напоминание о том, что Бог видит не только твои внешние дела, но и твои мысли, желания и чувства, глубины духа твоего. Такое напоминание помогает человеку удерживаться от греха.
В трапезной Троице-Сергиевой Лавры есть надпись на греческом языке в треугольнике, окруженном сиянием. Там написано: ο Θεος - о Теос. О — это артикль существительного мужского рода. Теос — Бог. Отсюда слово Теология – наука о Боге.
Тамплиерами, то есть храмовниками — хранителями Гроба Господня), он был взят в качестве определенного символа «знания» или «ведения». А потому, начиная с ХII в. стал появляться на некоторых западных иконах Св.Троицы. От тамплиеров этот знак перешел в масонскую (чем и объясняется его появление на долларовой купюре), а в XX веке — и в оккультную символику.
Поэтому существуют разные недоумения по поводу каноничности этого образа, во многом благодаря и масонам, и язычникам, и всякого рода мистикам. Однако глаз в треугольнике — совершенно христианский образ.
Глаз (в треугольнике или овале) встречался в древне-византийской иконографии (есть образцы VI в.) и являлся символом всеведения Божия. Оттуда он перешел на некоторые иконы в Российские храмы в XVIII столетии. И тоже именовался, как «Всевидящее Око». Всевидящее Око – одно из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения — глазу. Появляется в русской иконографии изначально как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Встречается также на иконе «Неопалимая купина».
Всевидящее Око изображено на картине Иеронима Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» 1485 года.
Если присмотреться, то этот символ много где можно увидеть. Например, на гербе Гондураса.
По материалам Gnozis.info