Премьера оперы "Чаадский" в "Геликон-опере"
Театр «Геликон-опера» встречает лето премьерой!
В первый день лета в Московском театре «Геликон-опера» состоится мировая премьера оперы Александра Маноцкова «Чаадский» в постановке культового режиссера современности Кирилла Серебренникова. Музыкальный руководитель постановки – дирижер Феликс Коробов, художник-постановщик – Алексей Трегубов. Автор идеи и продюсер проекта – заслуженный деятель искусств России Павел Каплевич. Премьерная серия «Чаадского» пройдет с 1 по 4 июня 2017 года на сцене зала «Стравинский».
«Всегда приятно начинать что-то новое, а этот проект – совершенно новый по всем составляющим. Это редкий случай оперы, написанной нашим современником, – говорит Кирилл Серебренников. – Мне кажется, это очень важное человеческое и гражданское высказывание о том, что сейчас происходит в России, в Москве, что происходит с человеком определенных взглядов, определённого направления мысли, сознания, это слепок наших сегодняшних настроений, чувств, сомнений».
Не случайно фамилия главного персонажа созвучна фамилии главного героя знаменитого произведения Грибоедова. Чаадский – Чацкий – Чаадаев. Связь между вымышленными героями и авторами «Философических писем» и «Горе от ума» абсолютно логична и закономерна. «Мой Чаадский – синтезированный персонаж. В комедии Грибоедова не только он сам был прототипом своего героя – автор имел в виду и Петра Яковлевича Чаадаева, – объясняет композитор Александр Маноцков. – И этот анекдот, что человека сочли сумасшедшим, взят из жизни: Чаадаева объявили сумасшедшим, когда он написал свои «Философические письма». Но мы использовали и другие литературные первоисточники – последний монолог из «Записок сумасшедшего» Гоголя, персидскую поэзию… Для меня огромное значение имел роман «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова. В нем присутствует важнейший мотив, что человек из душной, давящей со всех сторон чиновно-служебной действительности вырывается в совершенно другую жизнь, выскакивает, как в форточку и… гибнет. А Чаадский, мой персонаж, сходит с ума. Он действительно сходит с ума. При этом он сходит с ума по-настоящему, но этого никто не понимает, и сумасшедшим его объявляют по совершенно другому поводу».
При создании оперы Александр Маноцков использовал темы грибоедовских вальсов ми-минор и ля-бемоль мажор, которые вплетены в музыкальную ткань оперы на протяжении всего действия.
«Хотя у нас с Алексеем Трегубовым решение образовалось легко, сделать наш спектакль будет совсем непросто. Я знаю, что в любом другом музыкальном театре Москвы и России это было бы невозможно, – считает режиссер-постановщик. – Это возможно только в «Геликоне».
«Это очень русская, очень московская история,– подчеркнул режиссер. – Есть два мира: мир успешных, богатых людей, живущих в хороших домах, в прекрасных условиях, занимающихся своими спа-процедурами, милыми любовными интригами, одетых по последней моде. И есть другой мир людей, живущих в грязной земле. Они, как атланты, держат поверхность, по которой в белых шикарных костюмах счастливо ходят успешные и богатые. Мы часто забываем, из чего состоит наша удобная жизнь, и за чей счет мы счастливы, успешны, улыбчивы и рады. Но господин Чаадский, господин Чаадаев и господин Грибоедов напомнят нам об этом».
---------------
ЧААДСКИЙ
А. Маноцков
Опера в двух действиях
Либретто Александр Маноцков и Павел Каплевич
Все события оперы происходят в течение одного дня в богатом московском доме.
1 акт
Раннее утро: дочь Софья тайно уединяется со слугой Молчалиным, хозяин дома Фамусов заигрывает с горничной Лизой. Происходит неловкая встреча всех четверых, но скандала не происходит: на самом деле все обо всём догадываются. Чуть позже в этот тихий мирок врывается Чаадский, вольнодумный молодой человек, когда-то живший в этом доме после того, как потерял родителей, друзей Фамусова. Некоторые мысли Чаадский сам не произносит вслух, но мы их слышим. Чаадский много лет путешествовал и от него не было вестей: он ждёт, что Софья, предмет его детской влюблённости, будет ему рада, но та оказывает ему довольно холодный приём. Является новый гость – молодой полковник Скалозуб, которого Фамусов желал бы видеть зятем. Чаадский по любому поводу разражается монологами о прогрессе и политике, язвит о всех и вся. Молчалин падает с лошади – Софья не может скрыть своего испуга в этой связи, Чаадский подозревает, что «Молчалин избран ей», между двумя молодыми людьми происходит диалог-дуэль. Молчалин, при господах и Софье играющий роль скромника, пристаёт к Лизе, пытается прельстить её подарками. Лиза, которой приходится маневрировать между хитросплетениями любовных страстей в доме, сама влюблена в буфетчика Петрушу.
2 акт
Вечер: в дом съезжаются друзья «потанцевать под фортепиано». Первыми являются княжны, подруги Софьи, они судачат о нарядах и участвуют во всех светских разговорах вечера. Завсегдатай светских событий Загорецкий является с билетами на новую премьеру. Приезжает Хлёстова – тётушка, которая воспитывала Чаадского и Софью ещё в их детстве. К радости Фамусова, прибывает и Скалозуб. К Чаадскому бросаются с объятиями два старых друга, в которых он смутно узнаёт карикатуры на самого себя, на свои внутренние голоса – их обоих зовут Репетилов, они забрасывают его банальностями в его же духе, но преувеличенными.
Софья пускает слух о том, что Чаадский не в своём уме. Слух быстро распространяется, сумасшествием объясняется склонность Чаадского к обличительным монологам о России и властях. Общественность обращается к царю с просьбой объявить Чаадского душевнобольным и приставить к нему доктора. Чаадский произносит недоуменный монолог: он не понимает, как ему быть, мир вокруг него рушится. В отчаянии он ищет выхода из этого мира. В финале звучат персидские стихи о бренности и скоротечности жизни.
ДИРИЖЕР - Феликс КОРОБОВ
ЧААДСКИЙ - Михаил НИКАНОРОВ
ФАМУСОВ - Дмитрий СКОРИКОВ
МОЛЧАЛИН - Дмитрий ЯНКОВСКИЙ
СОФЬЯ - Ольга СПИЦЫНА
ЛИЗА - Засл. арт. РФ Анна ГРЕЧИШКИНА
ХЛЁСТОВА - Нар. арт. РФ Елена ИОНОВА
РЕПЕТИЛОВ 1 - Вадим ЛЕТУНОВ
РЕПЕТИЛОВ 2 - Богдан МОТРУК
СКАЛОЗУБ - Георгий ЕКИМОВ
ЗАГОРЕЦКИЙ - Засл. арт. РФ Анатолий ПОНОМАРЁВ
первые рецензии :
https://www.gazeta.ru/culture/2017/06/02/a_10704791.shtml
https://www.dni.ru/culture/2017/6/2/370904.html
https://godliteratury.ru/public-post/chaadskiy-manockova-i-serebrenniko
https://www.kommersant.ru/doc/3317000?utm_source=kommersant&utm_medium=culture&utm_campaign=four
и мнения "профи":
Александр Грибоедов - Вальсы №1 As-dur и №2 e-moll
Павел Егоров
Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, 2006 г.