109 лет со дня рождения Александра Наумовича Цфасмана
109 лет со дня рождения Александра Наумовича Цфасмана
Я не прощаюсь" (муз. А.Цфасмана) в исполнении джаз-оркестра А.Н.Цфасмана. Солист П.М.Михайлов (баритональный тенор). Запись 1938 года
Александр Наумович Цфасман (1 (14) декабря 1906, Александровск, Российская империя — 20 февраля 1971, Москва, СССР) — советский пианист, композитор, аранжировщик, дирижёр, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель. Один из родоначальников советского джаза, руководитель нескольких джазовых коллективов, в том числе художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио (1939−46). Заслуженный артист РСФСР (1957
Родился в семье парикмахера в Александровске (ныне Запорожье). Обучался игре на скрипке и фортепиано (с 7 лет), а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде.
В тринадцать лет (1919) он получил первую премию за исполнение Одиннадцатой Рапсодии Ференца Листа.
В 1923 году переезжает в Москву, где становится заведующим музыкальным отделом Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова. В 1925−30 годах продолжил обучение в Московской консерватории (фортепианное отделение, класс профессора Ф. М. Блуменфельда), которую закончил с золотой медалью.
Он сумел выработать свой, неповторимый фортепианный стиль, который узнается мгновенно и запоминается на всю жизнь. Его красочный пианизм — брызжущая жизнелюбием виртуозность в сочетании с поэтическим изяществом — действовал и действует на слушателей, захватывая дух. — «Полный Джаз»
В 1945 году впервые в СССР в Большом Зале московской Консерватории прозвучала Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина (солист — Цфасман) В 1966 году стал одним из учредителей и членом Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО (в одной делегации с Уиллисом Коновером (Willis Conover) и Алексеем Баташевым)
Скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище
Творчество
Первые пьесы пишет в 1924 году: «Эксцентрический танец» «Грустное настроение» и другие. Дирижёр основанного им первого московского джазового оркестра «АМА-джаз» (1926−30). Через год этот оркестр впервые исполнил джазовую музыку на радио и первым записал её на грампластинку («Аллилуйя»). Оркестр выступал в Саду «Эрмитаж», в ресторане «Казино» на Триумфальной площади, в фойе кинотеатров «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком»), «Первый Госкино» (ныне «Художественный»), «Динамо» (располагался под трибунами стадиона)
Именно оркестр под управлением Цфасмана первым исполнил джазовую музыку по советскому радио в 1927 году. Осуществляются первые записи на грампластинки Многие деятели музыкальной общественности, впервые услышав Александра Цфасмана, восторженно отзывались о высокой исполнительской технике музыкантов, но в особенности — их лидера, пианиста-виртуоза Александра Цфасмана. О его оригинальных колоритных аранжировках известных произведений в музыкальных кругах уже тогда слагали настоящие легенды.
Исаак Дунаевский, очень интересовавшийся джазом, неоднократно посещал репетиции ансамбля. А молодой композитор и пианист, киевлянин Артур Полонский, посвятил Цфасману свою первую джазовую композицию «Джаз-фокстрот»…
В начале 1930-х годов Цфасман работал некоторое время тапёром в кино, затем — концертмейстером в балетной школе ГАБТа. Тридцать лет в репертуаре выдающегося танцовщика Асафа Мессерера была специально для него написанная Цфасманом и поставленная Игорем Моисеевым хореографический номер «Футболист». В 1932 году Цфасман организовал ансамбль «Московские ребята» известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Ансамбль выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране, в 1936 году принял участие в московских «Вечерах джаза».
Одновременно Александр Цфасман выступает в 1930-е годы и как пианист с сольными программами. Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение выдающихся музыкантов: А. Б. Гольденвейзера, К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, Д. Д. Шостаковича Это было в начале 50-х годов.
Шостакович написал музыку к фильму «Незабываемый 1919-й» и попросил Цфасмана исполнить партию фортепиано в большом оркестровом эпизоде — «нечто вроде концерта», как сказал сам композитор. «Для Вас это не представит трудности, — писал Шостакович Цфасману. — Сам же я сыграть не могу»
С 1939 по 1946 являлся художественным руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио. В разное время с оркестром выступали известные певцы — Иван Козловский, Сергей Лемешев, Надежда Казанцева, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Владимир Бунчиков, Павел и Михаил Михайловы, Ефрем Флакс, Ружена Сикора. Здесь начинали и работали известнейшие музыканты: Михаил Фрумкин, Эмиль Гейгнер, Александр Ривчун, Валентин Берлинский, Игорь Гладков.
Звезда известнейшего артистичного советского ударника Лаци Олаха взошла и сияла именно в оркестре Цфасмана.
В годы Великой Отечественной войны джаз-оркестр ВРК выступал с концертами на фронтах, а Александр Цфасман написал ряд песен на военные темы («Весёлый танкист», «Молодые моряки»). Цфасман был одним из первопроходцев стиля свинг в Советском Союзе. С 1944 года (после открытия Второго фронта) в репертуаре оркестра звучало все больше произведений западных авторов («Лирический фокстрот» Д.Керна и др.), появились «фирменные» аранжировки в манере американских биг-бэндов, а в год Победы оркестр исполнил впервые в Москве «Рапсодию в блюзовых тонах» Дж. Гершвина (в Колонном зале Дома Союзов и Большом зале консерватории)[
С 1946 год по 1952 — музыкальный руководитель театра «Эрмитаж». Одновременно пишет музыку к кинофильмам и театральным постановкам. В декабре 1956 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся юбилейный концерт (50-летие и 40-летие творческой деятельности) Александра Цфасмана.
В декабре 2002 года, в день рождения Маэстро, на афише Большого зала Московской Консерватории вновь было написано имя Цфасмана и впервые звучала его музыка в исполнении Саратовского джаз-оркестра «Ретро» (в рамках персонального абонемента Алексея Баташева) 14 декабря 2006 100-летие Цфасмана было отмечено в Колонном Зале Дома Союзов. К этой дате Саратовский джаз-оркестр Ретро восстановил более 30 подлинных партитур оркестра Цфасмана
Произведения
Симфонические произведения 1931 — Балетная сюита «Рот-фронт» для оркестра; 1941 — Концерт для фортепиано с джаз-оркестром; 1944 — Интермеццо для кларнета и джаз-оркестра (посвящено Бенни Гудмену); 1956 — Концерт для фортепиано с симфоническим оркестром. 1956 — Сюита для фортепиано с оркестром… «Снежинки»; 1965 — «Спортивная сюита» для симфоджаза; ? — «Фантазия на темы песен Блантера» для ф-но; ? — танцевальные пьесы «Я люблю танцевать», «Ожидание» для ансамбля.
Фильмография
Написал музыку к кинофильмам: 1948 — «Страницы жизни» 1953 — «Тарапунька и Штепсель под облаками» (короткометражный) 1954 — «Весёлые звезды» 1955 — «Секрет красоты» (короткометражный) 1955 — «За витриной универмага»
Музыка к театральным спектаклям 1948 — «Под шорох твоих ресниц» (Центральный театр кукол)
Записи
Записи оркестра под управлением Цфасмана 1937 — «В дальний путь», «На берегу моря», «Неудачное свидание», «Расставание» (обработка известного польского танго «Последнее воскресенье»). 1938 — композиции «Звуки джаза», «Фокс-краковяк», «О’кэй», «Весёлая прогулка», «Последний летний день», «Мне грустно без тебя», «Я люблю танцевать»; песни «Как же мне забыть», «Тебя здесь нет», «Я не прощаюсь», «Случайная встреча». 1939 — «Я жду письма», «Никто Вас не заменит», «Анна», «Воспоминание», «Лодочка», «Возврата нет», «Парень с юга», «Лунный вечер», «Свидание с любимой», «Я в хорошем настроении».
Записи Цфасмана как аккомпаниатора
1946 — «Когда проходит молодость», «Домик на Лесной» (аккомпанирует Леониду Утёсову).
Участие в записи музыки к кинофильмам 1947 — «Русский вопрос» (реж. М. Ромм) 1949 — «Встреча на Эльбе» (реж. Г. Александров, музыка — Дмитрия Шостаковича
Александр Наумович вспоминал: «Я ехал домой к Дмитрию Дмитриевичу и, признаюсь, сильно сомневался. Шостакович и джаз, что тут общего? Но едва я взглянул в партитуру, сомнения мои улетучились. Остроритмичная, напористая музыка, безукоризненно точная по стилю, с интересными тембровыми находками — это был настоящий джаз без какого-либо намека на стилизацию. Дмитрий Дмитриевич сказал мне, что перед написанием музыки он подолгу слушал советские и зарубежные джазовые записи, и многое постиг интуитивно. Знакомство с Шостаковичем, соприкосновение с его музыкой было для меня даром судьбы», — закончил свой рассказ Александр Наумович.
Награды и звания
Заслуженный артист РСФСР (1957).
(Из Сети)
«Утомленное солнце нежно с морем прощалось…» – помните это грустное танго?
Старшее поколение наверняка помнит. Шел 1937 год. Студия грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку джазового оркестра «Московские ребята» под управлением Александра Цфасмана. На ней были четыре песни, две из них люди поют до сих пор – «Неудачное свидание» («Так значит завтра, на том же месте, в тот же час…») и «Утомленное солнце».
Л.О.Утесов...Утомленное солнце.....
Павел Михайлов...
Утомлённое солнце (на пластинке 1937 года вышло под названием «Расставание») — русская песня со словами Иосифа Альвека на музыку танго Ежи Петерсбурского «Последнее воскресенье» («Tо ostatnia niedziela»). Впервые исполнена в 1937 году джазовым оркестром Александра Цфасмана и его постоянным солистом певцом Павлом Михайловым. В дальнейшем песню пели Георгий Виноградов, Леонид Утёсов, Иосиф Кобзон и другие известные исполнители.
Vladimir-Nsk пишет:
...