125 лет со дня рождения Тоти даль Монте (Toti dal Monte)
Voci dell'Opera. Интернет-журнал об опере и балете
Рената
Скотто: больше, чем дива
25.06.2018 Северьян Цагарейшвили
Я помню постановку «Риголетто» в «Ла Фениче» в 1960 году,
сразу после того как мы с Лоренцо поженились. Я к тому времени уже записала
партию и пела ее достаточно, чтобы почувствовать, что знаю Джильду очень
хорошо. Она была молода и невинна, но она была женщиной, а не куклой. Тоти Даль
Монте жила в Венеции и пришла на спектакль с компанией своих учеников и друзей.
Обычно посетители не ходят за кулисы во время представления, они ждут конца
оперы, чтобы зайти к певцам. Но, конечно, было сделано исключение, когда
блистательная примадонна Тоти Даль Монте сказала, что хочет зайти ко мне в
гримерку сразу после того, как опустился занавес после первого акта. Знаете,
даже похвала может сильно отвлечь в середине спектакля, но я была в восторге,
что познакомлюсь с этой великой певицей, когда она вошла в мою гримерку со
своими друзьями, а я готовилась ко второму акту.
«Ах, bella, bellissima, — сказала она. — Но, дорогая моя,
Джильду так не поют».
Я улыбнулась и вцепилась в шкатулку с гримом, немного
ошарашенная. Она продолжала.«Это не Джильда, ты не Джильда, это не юная девушка
Верди. Ты представляешь ее как женщину. Поешь как драматическое сопрано,
слишком драматически. И где твои длинные светлые косы? Все Джильды должны иметь
длинные светлые косы».
Затем было самое интересное.
«Тебе стоит петь Джильду, как пела ее я. В мое время были
настоящие Джильды. Если хочешь, я найду время, чтобы дать тебе несколько
уроков».
И все это — от певицы другой певице, за несколько минут до
продолжения спектакля. Конечно же, лучшее время для того, чтобы предложить
уроки пения. И я не была студенткой в 1960 году. Я не могла поверить тому, что
услышала, и не находила, что ответить. Мне надо было продолжать спектакль.
Лоренцо вступился за меня. Он встал между мною и
венецианской дивой и сказал: «Madama, если бы моя жена пела Джильду так, как
это делали в ваше время, я бы не позволил ей выйти на сцену сегодня».
Тоти Даль Монте была в ярости, она побледнела и вышла, в то
время как ее шокированные друзья бормотали: «Как вы посмели сказать такое
великой Тоти Даль Монте? Как вы посмели?» Вскоре все в Венеции задавали мне тот
же вопрос. Многое говорили мне, чтобы я извинилась перед дивой, что она уже
пожилая. Я сказала, что возраст — не повод к отсутствию разумности. Неважно,
что она думала о моем пении — ей стоило подождать конца представления, чтобы
нанести мне этот странный визит. Она должна была извиниться передо мной, а не я
перед ней.
Toti Dal Monte - Caro nome
TOTI DAL MONTE & TITO SCHIPA " PRENDI L'ANEL TI DONO " SONNAMBULA " BELLINI