1433
6
ID 100112
134 года со дня рождения Имре Кальмана
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (4)
24.10.2016 00:15
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
КАЛЬМАН (Kalman) Имре (Эммерих) (24 X 1882, Шиофок, Венгрия - 30 X 1953, Париж) - венг. композитор. Один из основоположников и наиболее видных представителей т. н. новой венской оперетты. Учился композиции у X. Кёслера в Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште, одновременно изучал право на юридич. ф-те ун-та. Творч. деятельность начал будучи студентом. Писал музыку в разл. жанрах - симф., вок., фп. произв., а также куплеты для кабаре. В 1904-08 работал муз. критиком газеты "Pesti Naplу". В 1906 К. впервые обратился к муз. т-ру, написав музыку к пьесе "Наследство Переслени" ("Das Erbe von Pereszleny"), запрещённой после неск. представлений из-за её антигабсбургской направленности. Вскоре К. совместно с известным либреттистом К. Баконем написал оперетту "Осенние манёвры", с успехом пост. в Будапеште ("Tatarjaras", 1908), Вене ("Herbstmanover", 1909), позднее - во мн. городах Европы и Америки. После этого К. целиком посвятил себя опереточному жанру. Им написано 20 оперетт. Успех его оперетт "Солдат в отпуске" ("Az obsitos", 1910, Будапешт; 1911, Вена, под названием "Хороший товарищ" - "Der gute Kamerad"), "Цыган-премьер" ("Ciga-nyprimas", 1912, Вена; 1913, Будапешт), "Королева Чардаша" ("Csardaskiralyno", известна под назв. "Сильва", 1915, Вена; 1916, Будапешт) выдвинул К. в число наиболее популярных композиторов в области опереточного жанра в Европе. В "Сильве" - одной из вершин творчества К., полностью сформировался стиль новой венской оперетты, отличающейся остротой сюжетных ситуаций, развёрнутой муз. драматургией, эффектной оркестровкой. В лучших произв. К. эти черты соединяются с яркой, мелодичной музыкой, близкой по характеру и тематич. материалу к венг. фольклору. В ряде оперетт К. выводит в качестве гл. действующих лиц простых людей - нар. музыкантов и крестьян, артистов, бедных художников и др., противопоставляя их богатым буржуа. Творчество К. достигло расцвета в 1920-е гг., когда он жил в Вене, где проходили премьеры его оперетт. Вслед за "Сильвой" широкую популярность завоевали "Баядера" ("Die Bajadere", 1921), "Графиня Марица" ("Grafin Mariza", 1924), "Принцесса цирка" ("Die Zirkusprinzessin", 1926) и "Фиалка Монмартра" ("Das Veilchen von Montmartre", 1930), в последней наиболее ярко раскрылась лирич. сторона дарования К.
После захвата Австрии фашистской Германией в 1938 произв. К. были запрещены и композитор эмигрировал в Швейцарию, в 1940 переехал в США. С 1948 жил в Париже.
("Музыкальная энциклопедия". Данная статья отредактирована)