7968
5
ID 104935
136 лет со дня рождения Белы Бартока (Béla Bartók)
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
25.03.2017 09:02
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
БАРТОК (Bartok) Бела (25 III 1881, Надьсентмиклош, ныне Сынниколаул-Маре, Румыния - 26 IX 1945, Нью-Йорк) - венг. композитор, пианист, музыковед-фольклорист и педагог. Родился в семье директора сельскохозяйств. школы и нар. учительницы. С раннего детства учился игре на фп. под рук. матери, затем у Ф. Керша и Л. Эркеля; в 1899-1903 - в Академии им. Листа в Будапеште у И. Томана (фп.) и Я. Кёслера (теория композиции). В период творч. становления Б. испытал влияние Ф. Листа, позднее - Р. Штрауса и К. Дебюсси. Большинство ранних произв. (романсы, камерные и фп. пьесы, симфония) не было опубликовано при жизни Б. и не вошло в осн. список его сочинений; среди них наибольший успех имела программная симф. поэма "Кошут", навеянная идеями венг. революции 1848 и пронизанная интонациями и ритмами вербункоша. В 1906 вместе со своим другом и соучеником З. Кодаем Б. начал интенсивно собирать и изучать старинный крестьянский (венг., рум. и словацкий) муз. фольклор. Систематич. экспедиции с фонографом по глухим венг., рум. и трансильванским селениям обогатили Б. живыми впечатлениями от нар. муз. иск-ва. Важное значение для творч. развития Б. имело открытие др.-венг. пентатоники, резко отличавшейся от привычного лада цыгано-венг. мелодий, широко бытовавших в городской и мелкопоместной среде.
В этот период (1906-19) напряжённых поисков собств. муз. стиля Б. пытался сочетать архаич. элементы крестьянского фольклора (гл. обр. венг. и румынского) с остро-динамичными средствами совр. гармонии, полифонии, инстр. фактуры. Творческие поиски Б. особенно ярко проявились в его фп. пьесах "Багатели", "Бурлески", "Allegro barbaro", сюита op. 14, Импровизации, op. 20 (1908-20), в первых двух струн. квартетах (1908, 1915-17), в произв. для муз. театра. Новаторская направленность творчества Б., его непримиримость к рутине, академич. застою, прогрессивная трактовка идеи народности были во многом близки демократич. тенденциям венг. лит-ры и иск-ва нач. 20 в. (поэзия Э. Ади, проза Ж. Морица, живопись "Группы восьми", лит. журналы "Nyugat" и "Ma"). Смелые искания Б. встречали сильное противодействие консервативной критики, в результате чего его опера "Замок герцога Синяя Борода" (1911) и ряд симф. и камерных опусов были исполнены лишь спустя неск. лет после их создания.
Широкое обществ. признание пришло к Б., когда будапештский Нац. т-р по инициативе дирижёра Э. Танго впервые пост. его балет "Деревянный принц" (1917) и оперу "Замок герцога Синяя Борода" (1918). Однако одно из наиболее смелых по муз. языку сочинений тех лет - балет-пантомима "Чудесный мандарин" (либр. М. Лендьела. 1919) было отвергнуто и пост. на венг. сцене лишь после смерти автора. "Чудесный мандарин" - одна из наиболее впечатляющих партитур Б.; полуфантастич. сюжет, рисующий преступный мир совр. большого города, воплощён предельно напряжёнными муз.-выразит. средствами, граничащими с экспрессионизмом. Иной колорит, сочетающий венг. танц. элементы с насмешливо-кукольной гротескностью, представлен в сказочном балете "Деревянный принц".
В годы 1-й мировой войны 1914-18 Б. занял антивоен. позицию. В период Венг. сов. республики (1919) он вместе с З. Кодаем возглавил демократич. преобразование муз. жизни страны, за что в годы хортистского режима подвергся репрессиям.
После 1919-20 творч. биография Б. характеризуется интенсивными поисками новых средств муз. выразительности, усилением контактов с наиболее радикальными кругами европ. модернизма. Не порывая связей с нар.-песенными истоками, он сочетает развитие фольклорных элементов с творч. освоением опыта И. Ф. Стравинского, отчасти А. Шёнберга (две скрипичные сонаты, 3-й, 4-й квартеты, ряд фп. пьес). В нек-рых произв. Б. 1920-х гг. нашли отражение тенденции, характерные для европ. музыки тех лет: гипертрофированный динамизм, склонность к жёстким, ударно-шумовым звучностям и рафинированный интеллектуализм, нередко выраженный в сложных формах линеарной полифонии.
1920-30-е гг. - период расцвета конц. деятельности Б.-пианиста: он систематически гастролирует в крупнейших муз. центрах Европы и США. В 1929 состоялись его гастроли в СССР (Москва, Ленинград, Харьков, Одесса). В этот период Б. усиленно занимается науч. работой в области муз. фольклористики, сочетая её с исполнительской, композиторской и педагогич. деятельностью (в 1907-34 Б. - профессор по классу фп. Академии музыки им. Листа). В 1934 он оставляет профессуру и посв. себя исследовательской работе в области муз. фольклористики и этнографии в венг. Академии наук.
С нач. 1930-х гг. в творчестве Б. намечается стремление к большей простоте, классичности муз. стиля, тематич. и ладовой ясности, что привело к отказу от нек-рых экспериментальных крайностей. Эти новые искания совпали с обществ.-политич. активизацией композитора, резко осудившего фашистскую реакцию и угрозу войны. В 1931 Б. участвовал в Междунар. конгрессе защиты культуры; в знак протеста против фашистской реакции запрещал исполнение своих сочинений по нем. и итал. радио. Новые стилистич. поиски Б. проявились в кантате "Девять волшебных оленей" ("Cantata profana", 1930) и 2-м концерте для фп. (1931). В конце 1930-х гг. и особенно в годы 2-й мировой войны 1939-45 Б. создаёт наиболее значительные свои произв., своеобразно выражающие идеи гуманизма и междунар. братства. В "Музыке для струнных, ударных и челесты" (к 10-летию Базельского оркестра, 1936), сонате для 2 фп. и ударных (1937), 2-м скр. концерте (1938), трио "Контрасты" для кларнета, скрипки и фп. (по заказу Б. Гудмена, 1938), Дивертисменте для струнного оркестра (1939) яркий нац. тематизм, почерпнутый в венг. фольклоре (и шире - народов Юго-Вост. Европы), сочетается с эмоциональной и динамич. напряжённостью музыки, в к-рой чутко отражена грозовая атмосфера предвоенных лет. Тяготение Б. к демократизации муз. иск-ва, к сближению с широкой аудиторией выразилось в создании ряда произв. для учащейся молодёжи (фп. цикл "Микрокосмос", окончен в 1937, 44 скр. дуэта, 1931), для хор. самодеятельности (кантата "Из прошлого", 1935, обр. венг. песен).
В начале 2-й мировой войны Б. эмигрирует в США (1940). Несмотря на болезнь, нужду и равнодушие со стороны амер. муз. кругов, он создаёт неск. выдающихся сочинений, в т. ч. 5-частный Концерт для оркестра (1943), написанный по заказу дирижёра С. А. Кусевицкого, и широко известный 3-й фп. концерт. Умер Б. в нужде, в одной из казённых нью-йоркских больниц.
Центр. место в обширном наследии Б. занимают инстр. произв.: пьесы для фп., 6 струн. квартетов, сонаты и рапсодии для скрипки; концерты для фп. (3), для скрипки (2), многочастные сочинения для оркестра.
Более эпизодическими были его обращения к муз.-сценич. и вок. жанрам. Значительно научно-фольклорное наследие Б. (ок. 11 000 записей нар. песен, ряд ценнейших исследований венг., рум., словацкого, сербскохорватского, араб. фольклора). Деятельность Б. способствовала смелому обновлению образного и интонац. строя совр. музыки посредством ярко новаторского претворения муз. фольклора. Он сознательно противопоставлял эстетич. совершенство старинного крестьянского фольклора духовному обнищанию бурж. урбанистич. культуры. Дни, проведённые в деревне, среди крестьян, Б. считал счастливейшими днями своей жизни. Простые крестьяне, хранящие древние образцы нац. иск-ва, были для него подлинными и достойными носителями истинных этич. идеалов. Воспевание деревенской жизни, близкой к природе, осуждение аморальной "цивилизации" составляют внутр. смысл наиболее значит. его опусов - от непрограммных инстр. сочинений до песен и кантат.
Во мн. произв. Б. использует подлинные фольклорные темы, применяя разл. методы их гармонизации: от бережной, прозрачно красочной обработки до резко динамизированных, сгущённо диссонантных комплексов. Лучшие пьесы Б., осн. на фольклорном материале, широко используются в репертуаре совр. исполнителей ("Румынские танцы", 1915, две рапсодии для скрипки, 1928, "Танцевальная сюита" для оркестра, 1923, и др.). Старинные крестьянские песни служили Б. не только образном высшей мудрости и красоты, но и источником обновления современного муз. языка. Своеобразие древних ладов, по словам композитора, подсказало ему путь к "полной эмансипации от существовавшего до сих пор исключительного господства мажоро-минорной системы". Опыт нар. музицирования, тщательно изученный им в фольклорных экспедициях, нашёл своё отражение в своеобразных ладовых, ритмич., тембровых особенностях его собств. стиля. Для творчества Б. характерна резкая активизация метроритма, порой выступающего на первое место в системе его муз.-выразит. средств; отсюда тяготение к нерегулярной метрике, к частой смене разл. размеров, применение несимметричной группировки мотивов внутри такта ("болгарские ритмы"), резкое смещение акцентов на слабые части тактов, своеобразное ритмич. варьирование, элементы полиритмии.
С фольклорными истоками преим. связана интонационная сфера музыки В.: широкое использование пентатонных построений и квартовых интонаций, обращение к старинным диатоническим ладам.
Б. смело обновлял ладо-гармонич. строй музыки, раздвинув рамки совр. тональной системы за счёт политональных, полиладовых эффектов и широкого применения средств линеарной полифонии. Неизменный интерес к темброво-колористич. природе музыки проявлялся в частом обращении Б. к ударно-шумовым и декоративно-изобразит. звучностям (изображения причудливой "музыки ночи" в медленных частях его инстр. циклов). Отсюда особый интерес Б. к выразит. возможностям удар. инструментов или к разл. приёмам имитации ударных у фп. и струнных. Сохраняя интерес к традиц. крупным формам инстр. музыки, Б. полностью отказывается от статики, механич. повторов: он развивает принцип монотематизма, унаследованный от Ф. Листа, культивирует симметрич. форму "арки" с применением сложно варьированных репризных возвращений. Лучшие творения Б. захватывают стихийностью ритмов, буйной красочностью, остротой драматич. контрастов и лапидарной чёткостью тематизма. Для них типично резкое противопоставление образам беснующегося варварства и жутких ночных видений светлой и здоровой стихии нар. иск-ва.
Творчество Б. оказало огромное воздействие на формирование венг. музыки нового направления в 1930-1950-х гг., а также на развитие молодых нац. композиторских школ в странах Вост. и Юго-Вост. Европы. Начиная со 2-й пол. 1950-х гг. музыка Б. широко исполняется ведущими сов. музыкантами (С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Т. П. Николаева, Г. H. Рождественский, К. П. Кондрашин и др.).
В 1955 Всемирный Совет Мира посмертно удостоил Б. Междунар. пр. Мира, отметив, что его музыка содействует укреплению дружбы и взаимопонимания между народами.
("Музыкальная энциклопедия")