1626
5
ID 103990
144 года со дня рождения Энрико Карузо (Enrico Caruso)
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (2)
25.02.2017 13:36
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
КАРУЗО (Caruso) Энрико [24 (по др. данным, 25 или 27) II 1873, Неаполь - 2 VIII 1921, там же] - итал. певец (тенор). В детстве пел в церк. хоре. Брал уроки пения у пианиста Скирарди и маэстро Де Лутио. С 1891 занимался в школе пения под рук. известного музыканта Г. Верджине. В 1894 на сцене неаполитанского т-ра "Нуово" состоялся дебют молодого певца в опере "Друг Франческо" Морелли. В 1895-97 К. выступал на оперных сценах Казерты, Неаполя, Каира, Салерно, Трапани, Марсалы, Палермо и Ливорно. В 1897 был приглашён в Милан, где с большим успехом выступил на сцене т-ра "Лирико" в операх "Наваррка" Массне, "Арлезианка" Чилеа (в партии Федерико, 1-я пост.) и др. В 1898 в том же театре принял участие в первом представлении оперы "Федора" Джордано (партия Лориса). С 1898 с огромным успехом гастролировал в крупнейших оперных т-рах мира: в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Лондоне, Лисабоне, Рио-де-Жанейро, в Петербурге (1898, 1900), Москве (1900) и др. В 1900 впервые выступил на сцене миланского т-ра "Ла Скала" в партии Рудольфа ("Богема" под упр. А. Тосканини), а в следующем году в операх: "Маски" Масканьи, "Любовный напиток"; "Мефистофель" Бойто (вместе с Ф. И. Шаляпиным). В 1903 состоялся дебют К. в Нью-Йорке, на сцене т-ра "Метрополитен-опера" (в партии Герцога). В последующие годы (до 1920), оставаясь солистом этого т-ра, К. гастролировал в городах Сев. и Юж. Америки, совершил гастрольное турне по городам Европы (1912): пел в Венгрии, Испании, Франции, Англии, Австрии, Германии, Бельгии и др.; каждый год пел в оперных т-рах Италии. В последний раз выступил на оперной сцене в дек. 1920 в партии Елеазара ("Дочь кардинала" Галеви, "Метрополитен-опера").
Выдающийся артист, К. представляет собой феноменальное явление в вокальном иск-ве. Его голос, обширный по диапазону и силе звука, уникальный по красоте тембра с великолепным металлич. отзвуком и безграничными модулирующими возможностями, с яркой насыщенностью верхних нот и баритональной окраской нижнего регистра, с удивительной силой дыхания, поражал трогательной проникновенностью и особой теплотой звучания. От своих учителей - Г. Верджине и В. Ломбарди (с к-рым он проходил оперные партии в начале своей артистич. карьеры) - К. глубоко воспринял лучшие традиции итал. классич. школы бельканто. Верное чутьё художника, огромная воля и постоянное стремление к совершенствованию своего вок. мастерства, многогранность художеств. натуры, чуткое внимание к поэтич. слову, тонкий лиризм, ярко драматич. темперамент, необычайная сила эмоционального воздействия и живой контакт с аудиторией - таковы осн. черты творческого облика К. Великому артисту были одинаково близки самые разнохарактерные теноровые партии: лирические, лирико-драматические, меццо-характерные, героико-драматические и трагедийные, особенно герои опер Дж. Верди; его любимая партия - Манрико. В репертуаре певца было св. 80 опер. Лучшие партии К.: Радамес, Герцог; Ричард ("Бал-маскарад"), Неморино ("Любовный напиток"), Фауст ("Мефистофель" Бойто), Каварадосси, Канио; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), де Грие ("Манон Леско" Пуччини), Рудольф ("Богема"), Хозе; Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Самсон; Лионель ("Марта" Флотова). В камерном репертуаре певца были классич. произв. церк. музыки, итал. патриотич. гимны (в т.ч. "Гимн Гарибальди"), романсы композиторов 19 - нач. 20 вв. С особенной проникновенностью и тончайшим вкусом исполнял К. неаполитанские песни. Сам певец сочинил неск. песен: "Старые времена" (1904), "Серенада" (1906), "Сладостные муки" (совм. с Р. Бартелеми, 1906). К. - первый певец, репертуар к-рого был записан на грампластинки. К. играл на фп., гитаре, флейте, трубе, был одарённым карикатуристом.
("Музыкальная энциклопедия")