1978 год. LP "Artistry in swing" Gustav Brom Orchestra (Czechoslovakia)
Оркестр Густава Брома (Чехословакия) 1978 год.
"Артистичный свинг"
Тогда же, когда ещё в 1931 году, Дюк Эллингтон назвал одну из своих композиций "It Don`t Mean A Thing If It Ain`t Got That Swing", он определил, что его музыка никогда не будет позволена. Также он вполне мог не ожидать, что термин свинг станет одним из наиболее часто используемых в джазе, что он будет служить для описания взаимодействий между секциями ритма и мелодии в джазовом оркестре, или даже, что термин свинг будет в качестве названия целого периода в истории джаза.
Безусловно, корни свинг-музыки можно проследить до 20-х годов, но её действительный расцвет начался примерно с середины 30-х годов и продолжался около десятилетия, вплоть до появления новых течений в джазе, прежде всего появления би-бопа. Вначале свинг исполнялся небольшими составами музыкантов, называемых комбо. В полную силу прозвучал в биг-бэндах, чёрных, или белых. Элементы свинга включали в свои композиции такие джазовые музыканты как Джимми Лэнсфорд и Бенни Гудман, Каунт Бейси и Арти Шоу, Чик Вебб и Томми Дорси, Вуди Херман и Стэн Кентон.
В сороковых годах волна опьянения свингом также повлияла на ряд чешских танцевальных оркестров, в том числе на оркестр Густава Брома из города Брно, основанного в 1940 году. Позже группа приняла более современные течения - стиль Западного побережья по образцу Шорти Роджерса (в соответствии с этим Бром изменил состав оркестра, придав ему новую звуковую окраску путём добавления валторны и тубы), но свинг не был забыт. Бром продолжал возвращаться к нему, даже, когда его основное внимание обращалось помимо стандартов танцевальной музыки на эксперименты третьего потока развития джаза. Шарм по-прежнему эффективен для риффов саксофона под соло трубы, катящихся ритмов, украшенных звонкими брейками фортепиано в верхнем диапазоне клавиатуры, или полнозвучного тутти медных духовых в финальном хорусе. И наиболее восприимчивы к нему оказываются те, кто испытал грандиозную эпоху, когда инструментальный свинг генерирует ещё более сильные бури энтузиазма, чем успешные хиты поп музыки, сделанные в наше время.
Эпоха, когда властвовал свинг возрождается на этой пластинке с помощью разнообразного выбора имён всемирно известных и некоторых чешских композиторов. Например, вместе со старым номером великих дней пионеров чёрного джаза (Sugar Foot Stomp, написанным Джо Кингом Оливером, легендарным корнетистом в Новом Орлеане и учителем Армстронга), оркестр Густава Брома показывает здесь мелодию из фильма по успешному мюзиклу 1942 года "You Were Never Lovelier" ("Ты никогда не любил") с Фредом Астером (Dearly Beloved, Джерома Керна и Джонни Мерсера). В то же время Begin The Beguine, Коула Портера, наверное самая известная в исполнении Арти Шоу, (соло кларнета здесь играет Франтишек Навратил). Затем следует инструментальная пьеса Нила Хефти Rat Race, написанная для оркестра Каунта Бейси. Как напоминание о местной чешской истории свинга представлена инструментальная пьеса Greetings To The Orchestra (Приветствие оркестру) Властимила Халы, которую этот бывший трубач послал, как салют с военной службы своим коллегам из Пражского оркестра Карела Влаха в конце сороковых. Проникновение традиционных свинг моделей более современных влияний демонстрируют две известные работы из биг-бэнд архивов. Это Early Autumn (Ранняя осень) Вуди Хермана (написанная пианистом и аранжировщиком Ральфом Бернсом как часть сюиты "Summer Sequence" для солиста Стана Гетца, чья партия тенор саксофона воспроизводится на этой пластинке Зденеком Новак), и вторая Artistry In Rhythm Стана Кентона (с исполнением партии фортепиано Миланом Видлаком).
Нет ничего вынужденного включить вместе с этими свинг неувядающими композициями ещё три работы композиторов из Брно. Все бывшие, или нынешние члены оркестра Густава Брома: Олдрич Блаха, много лет пианист Брома, Милослав Петр, теперь с оркестром саксофон тенор, и Яромиш Хниличка один из столпов оркестра - трубач, композитор и аранжировщик.
Все эти аудио записи имеют одну общую черту - музыкальную идиому. Свинг как стиль исполнения, свинг, который пережил все более поздние моды и изменения стиля, который сумел адаптировать многие новые элементы джаза к своим особым требованиям, и который продолжает демонстрировать свою жизнеспособность и устойчивость к меняющемуся времени.
Станислав Гитцл.
Side One
01. Sugar Foot Stomp (King Oliver) - 2.15;
02. Dearly Beloved (Jerome Kern) - 3.10;
03. Begin The Beguine (Cole Porter) - 3.15;
04. David And Goliath (Jaroslav Jezek) - 2.50;
05. Count Basie`s Royal Mace (Jaromir Hnilicka) - 4,15;
06. Greetings To The Orchestra (Vlastimil Hala) - 3.20;
Side Two
07. Artistry In Rhythm (Stan Kenton) - 2.35;
08. Muttnik (Quincy Jones) - 5.15;
09. Amber (Oldrich Blaha) - 3.05;
10. Risotto (Miloslav Petr) - 3.00;
11. Early Autumn (Ralf Burns) - 3.30;
12. Rat Race (Neal Hefti) - 2.35
Аранжировки: Zdenek Novak (1,3,7,8,11,12), Jaromir Hnilicka (2,4 -6), Oldrich Blaha (9) и Miloslav Petr (10).
Солисты: Frantisek Navratil - clarinet (3), Zdenek Novak - tenor sax (3,7,11), Milan Vidlak - keyboards (4,7),
Jaromir Hnilicka - trumpet (5,8), Josef Audes - baritone sax (6), Mojmir Bartek - trombone (6,8), Miloslav Petr - tenor sax (10) and quest performer Gunther Koci - flute (9).
Здравствуйте! Получится пост для опоздавших. Даже немало найдётся таких, кто в первый раз увидит заявку. Сам только обратил внимание, что работает поисковик. Раньше до смены стиля сайта я по нему проверял наличие возможных повторений. Начну сверяться в дальнейшем. В этой публикации попробовал перевести довольно обширную вступительную статью на конверте.
На Завалинке уже есть
https://tunnel.ru/post-gustav-brom-orchestra-artistry-in-swing-1978-1984