1988 год. (LP/Мелодия) Юрий Лоза. "Что сказано, то сказано"
Песни Юрия Лозы очень личностны, часто они рождены его музыкальным и жизненным опытом. А по- пробовал он многое: был рабочим спортсменом, служил в армии, играл на гитаре на свадьбах от «бюро добрых услуг», пел в ресторане, импровизировал в джазе. В конце 70-х годов стал музыкантом ВИА «Интеграл» - группы, обращавшей большое внимание на зрелищную сторону концерта. В программе ансамбля было и несколько песен Ю. Лозы...
В 1983 - 1987 годах Лоза сотрудничает с другим составом, также тяготеющим к театрализации, шоу, пародии, музыкальному фельетону, - с группой "Зодчие". Здесь он выступает практически уже отдельным номером, исполняя лишь собственные песни. Его целью в этот период становится композиторская работа, создание и исполнение авторских песен, творчество. Как и многие музыканты его поколения, он мыслит не отдельной песней, а песенной серией, циклом из десяти - двенадцати номеров, разнящихся по сюжетам, но спаянных какой-то общей линией, имеющих единую сверхзадачу.
В 1983 году появляется его первый магнитофонный альбом "Юрий Лоза: путешествие в рок-н-ролл". Позже Лоза записывает ещё три магнитофонных альбома: "Концерт для друзей" (1984), "Тоска" (1985) и "Любовь" (1986). В предлагаемую вашему вниманию пластинку вошли одиннадцать песен из третьего и четвёртого альбомов. Такая контаминация нарушает, конечно, авторский замысел. Тем не менее пластинка достаточно полно знакомит слушателя с размышлениями, настроениями и сюжетами, типичными для Ю. Лозы, составляющими инфраструктуру его песенного мира.
Мир этот непривычен, странен и в то же время легко узнаваем, знаком, реалистичен. Это жизнь и быт "маленького человека", его будни и праздники, его привычки и заботы, его мысли и развлечения, его претензии на современность, его любовь. Многое выглядит на первый взгляд деформировано-окарикатуренным, нелепым, примитивным. Люди в этих песнях эгоистичны и мелки, часто они просто не в состоянии понять друг друга. Лоза зло высмеивает своих "героев", хотя при этом как бы одновременно и сочувствует им. Во всяком случае, красивые, нежные мелодии в некоторых случаях противоречат язвительным текстам, смягчают их...
Представленные в диске композиции легко разбить на несколько микроблоков. Вот три сатиры - "Резиновые дни", "Неотразимый" и жутковато-реалистическая картинка в песне "Пиво".
Вот блок песен о любви, точнее о её разрушении, кризисе, оборотной стороне. "Что сказано, то сказано" - быт, убивающий любовь ("... нас одолели мелочи, которым нет числа"). "Не принимай" - вариация на ту же тему. Люди разошлись, но их вновь тянет к друг другу. Однако - "сколько можно начинать сначала?" и потому: "внезапно прилечу - ты не принимай!" Знакома и трагически-пошловатая ситуация "Ста часов". На первый взгляд, здесь та же ситуация, что в пугачёвском шлягере десятилетней давности "Сто часов счастья". Но там редкие часы встреч наполняют и одухотворяют жизнь героев. Здесь "герой" тоже приезжает изредка и ненадолго, потому что так ему удобно, по привычке, не любя и ничего не обещая, кроме "венка из ожиданий на всю оставшуюся жизнь"... Но ничто не проходит бесследно - эгоизм, себялюбие оборачиваются одиночеством: "Не от кого слёзы прятать, не с кем горе разделить" ("Одиночество")...
Третья группа песен - это "Зима" (проникновенный лирический пейзаж), "Я умею мечтать" (песня-надежда поколения, насильно лишённого самостоятельности и инициативы, но ещё не потерянного) и "Плот" - фантазия-видение, попытка уйти из опостылевшего быта ("из монотонных будней я тихо уплыву"). Три песни-мечты о другой, лучшей жизни, о счастье. И, наконец, стоящая особняком баллада "Мать пишет". Одна из наиболее поэтичных, беспокойных, внутренне напряжённых песен пластинки. Мать и сын вдали друг от друга. Но ни время, ни расстояния не властны над материнской любовью, над сыновними преданностью и пониманием.
АРКАДИЙ ПЕТРОВ
C60 27097 009
Запись 1987 года.
Сторона 1
01. Что сказано, то сказано — 3.13;
02. Не принимай — 4.11;
03. Сто часов — 3.34;
04. Зима — 4.00;
05. Я умею мечтать — 3.51;
06. Мать пишет — 2.26;
(Ю. Лоза)
Сторона 2
07. Неотразимый — 2.51;
08. Резиновые дни — 3.42;
09. Пиво — 4.27;
10. Одиночество — 3.31;
11. Плот — 5.15;
(Ю. Лоза)
Юрий Лоза,
пение, гитара, бас-гитара
Александр Белоносов
клавишные
Алексей Червяков
бас-гитара (4, 5, 8 — 10)
Обзорная статья пластинки Аркадий Петров
Хорошая пластинка, часто слушаю. Хотелось бы текст на обратной стороне обложки опубликовать здесь в анонсе поста