СПОНТИНИ (Spontini) Гаспape Луиджи Пасифико (14 XI 1774, Майолати-Спонтини, пров. Анкона - 24 I 1851, там же) - итал. композитор. Чл. Прусской (1833) и Парижской (1839) академий иск-в. Происходил из крестьян. Первоначальное муз. образование получил в Ези, занимался у органистов Дж. Менгини и В. Чуффалотти. Учился в консерватории "Пиета деи Туркини" в Неаполе у Н. Сала и Дж. Тритто; позднее нек-рое время брал уроки у Н. Пиччинни. Дебютировал в 1796 комич. оперой "Капризы женщины" ("Li puntigli delle donne", т-р "Паллакорда", Рим). Создал множество опер (буффа и сериа) для Рима, Неаполя, Флоренции, Венеции. Руководя капеллой неаполитанского двора, в 1798-99 находился в Палермо. В связи с постановкой своих опер посещал и др. города Италии. В 1803-20 жил в Париже. С 1805 был "домашним композитором императрицы", с 1810 директором "Театра императрицы", позже - придв. композитором Людовика XVIII (награждён орденом Почётного легиона). В Париже им созданы и поставлены мн. оперы, в т.ч. "Весталка" (1805; пр. "Лучшая опера десятилетия", 1810), в к-рых нашли выражение тенденции стиля "ампир" на оперной сцене. Эффектные, патетико-героические, изобилующие торжеств. маршами оперы С. соответствовали духу франц. империи. С 1820 придв. композитор и генерал-музик-директор в Берлине, где поставил ряд новых опер.
В 1842 из-за конфликта с оперной публикой (С. не понял нового нац. направления в нем. опере, представленного творчеством К. М. Вебера) С. уехал в Париж. В конце жизни возвратился на родину. Сочинения С., созданные после пребывания в Париже, свидетельствовали об известном ослаблении его творч. мысли: он повторялся, не находил оригинальных концепций. Историч. ценность имеет прежде всего опера "Beсталка", проложившая путь франц. большой опере 19 в. С. оказал заметное влияние на творчество Дж. Мейербера.
СПОНТИНИ (Spontini) Гаспape Луиджи Пасифико (14 XI 1774, Майолати-Спонтини, пров. Анкона - 24 I 1851, там же) - итал. композитор. Чл. Прусской (1833) и Парижской (1839) академий иск-в. Происходил из крестьян. Первоначальное муз. образование получил в Ези, занимался у органистов Дж. Менгини и В. Чуффалотти. Учился в консерватории "Пиета деи Туркини" в Неаполе у Н. Сала и Дж. Тритто; позднее нек-рое время брал уроки у Н. Пиччинни. Дебютировал в 1796 комич. оперой "Капризы женщины" ("Li puntigli delle donne", т-р "Паллакорда", Рим). Создал множество опер (буффа и сериа) для Рима, Неаполя, Флоренции, Венеции. Руководя капеллой неаполитанского двора, в 1798-99 находился в Палермо. В связи с постановкой своих опер посещал и др. города Италии. В 1803-20 жил в Париже. С 1805 был "домашним композитором императрицы", с 1810 директором "Театра императрицы", позже - придв. композитором Людовика XVIII (награждён орденом Почётного легиона). В Париже им созданы и поставлены мн. оперы, в т.ч. "Весталка" (1805; пр. "Лучшая опера десятилетия", 1810), в к-рых нашли выражение тенденции стиля "ампир" на оперной сцене. Эффектные, патетико-героические, изобилующие торжеств. маршами оперы С. соответствовали духу франц. империи. С 1820 придв. композитор и генерал-музик-директор в Берлине, где поставил ряд новых опер.
В 1842 из-за конфликта с оперной публикой (С. не понял нового нац. направления в нем. опере, представленного творчеством К. М. Вебера) С. уехал в Париж. В конце жизни возвратился на родину. Сочинения С., созданные после пребывания в Париже, свидетельствовали об известном ослаблении его творч. мысли: он повторялся, не находил оригинальных концепций. Историч. ценность имеет прежде всего опера "Beсталка", проложившая путь франц. большой опере 19 в. С. оказал заметное влияние на творчество Дж. Мейербера.
("Музыкальная энциклопедия")