Арканджéло Коре́лли (итал. Arcangelo Corelli; 17 февраля 1653, Фузиньяно, Равенна — 8 января 1713, Рим) — выдающийся итальянский скрипач и композитор.
Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в городке Фузиньяно. Первая половина его жизни известна мало; достоверно, что он был учеником певца Папской капеллы в Риме М. Симонелли (после 1618—1696, ученик В. Мадзокки), скрипачей Дж. Бенвенути, Л. Бруньоли (ученики Э. Гайбары), и, вероятно, Б. Дж. Лауренти и Дж. Б. Бассани. С 1681 и до своей смерти жил в Риме у мецената кардинала Оттобони, не нуждаясь ни в чём.
Сочинения Корелли долго сохраняли ценность как прекрасное руководство к изучению игры в широком стиле. Корелли писал сонаты для скрипки (исполнявшиеся в то время в церкви, почему Корелли и называет их «Sonate di chiesa»), concerti grossi и др. Корелли содействовал развитию формы скрипичного концерта. Он достиг в своём творчестве классического совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте.
Собрание сольных скрипичных сонат Корелли венчает «Фолия» — двадцать три вариации на тему народного испано-португальского происхождения.
Корелли-композитор неотделим от Корелли-исполнителя. По свидетельству его учеников и современников, исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и наряду с этим — взволнованным, патетичным и стремительным.
Арканджело Корелли умер 8 января 1713 года в Риме.
Воздействие Арканджело Корелли на музыку современников и композиторов последующих поколений было очень велико. Достаточно назвать Тартини и Вивальди в Италии, Куперена, Рамо и Леклера во Франции, Генделя и Баха, Телемана в Германии, Экклза в Англии, Бенда в Чехии.
Арканджéло Коре́лли (итал. Arcangelo Corelli; 17 февраля 1653, Фузиньяно, Равенна — 8 января 1713, Рим) — выдающийся итальянский скрипач и композитор.
Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в городке Фузиньяно. Первая половина его жизни известна мало; достоверно, что он был учеником певца Папской капеллы в Риме М. Симонелли (после 1618—1696, ученик В. Мадзокки), скрипачей Дж. Бенвенути, Л. Бруньоли (ученики Э. Гайбары), и, вероятно, Б. Дж. Лауренти и Дж. Б. Бассани. С 1681 и до своей смерти жил в Риме у мецената кардинала Оттобони, не нуждаясь ни в чём.
Сочинения Корелли долго сохраняли ценность как прекрасное руководство к изучению игры в широком стиле. Корелли писал сонаты для скрипки (исполнявшиеся в то время в церкви, почему Корелли и называет их «Sonate di chiesa»), concerti grossi и др. Корелли содействовал развитию формы скрипичного концерта. Он достиг в своём творчестве классического совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте.
Собрание сольных скрипичных сонат Корелли венчает «Фолия» — двадцать три вариации на тему народного испано-португальского происхождения.
Корелли-композитор неотделим от Корелли-исполнителя. По свидетельству его учеников и современников, исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и наряду с этим — взволнованным, патетичным и стремительным.
Арканджело Корелли умер 8 января 1713 года в Риме.
Воздействие Арканджело Корелли на музыку современников и композиторов последующих поколений было очень велико. Достаточно назвать Тартини и Вивальди в Италии, Куперена, Рамо и Леклера во Франции, Генделя и Баха, Телемана в Германии, Экклза в Англии, Бенда в Чехии.
("Википедия")