Что заставило спеть блатные песни баронессе и хозяйке художественной галереи, жене французского скульптора Майоля, женщине, дружившая с Пикассо и Матиссом?
Автор: Игорь Ефимов
А ты хохочешь, ты все хохочешь...
Кто-то снял тебя в полный рост.
Хороводишься с кем захочешь
За семь тысяч отсюда верст.......
Я впервые услышал эти песни в конце 70-х, в какой-то жуткой перезаписи "из десятых рук". К тому же, как впоследствии оказалось, еще и далеко не полной... В то время я уже увлекался блатным фольклором, и друзья, зная о моей "слабости", тащили ко мне бобины с любыми записями, имеющими маломальское отношение к этому жанру. Кто-то из них и принес пленку с Диной Верни. Причем, песни Дины были записаны "поверх" концерта Аркадия Северного. Северный в те годы находился в пике своей популярности и то, что первоначальный владелец бобины не пожалел его "затереть", говорило о многом. Испортить - и ради чего? - нескольких блатных песен, в исполнении какой-то "подруги" явно эмигрантского толка. Мне и в голову не могло прийти, что поет эти песни баронесса и хозяйка художественной галереи, жена французского скульптора Майоля, женщина, дружившая с Пикассо и Матиссом. И к тому же исключительно богатая, даже по их "западным" меркам. Но тогда ни я, ни мои друзья не знали даже ее имени, не то что - биографии. А вот те песни, что она пела, благодаря ее очень необычной и в то же время простой манере исполнения, сразу же запали в душу. Многие из них были мне знакомы, правда, в несколько других вариантах, а некоторые были услышаны впервые:
С тех пор слова этой, да и нескольких других песен, для меня неотделимы от голоса Дины Верни. И, думаю, не только для меня одного.
Естественно задаться вопросом: почему вдруг такая блистательная женщина решила спеть и записать на пластинку эти песни? Может быть, дело в ее русских корнях? "Я - француженка, но во мне течет русская кровь", - любит повторять она. В 1926 году, когда Дина приехала вместе со своими родителями в Париж, ей было всего 7 лет. В Россию она попала только в 1959, в сорокалетнем возрасте... К этому времени ее имя уже хорошо известно на Западе. У нее уже есть своя художественная галерея, прекрасное собрание живописи и скульптуры. В 1951 году Дина Верни организует первую персональную выставку художника Сержа Полякова, который, кстати говоря, прекрасно играл на гитаре и аккомпанировал Дине, когда она пела цыганские романсы.
И вот Москва конца 50-х. После смерти Сталина прошло всего несколько лет. Первые ростки свободы. Из лагерей возвращаются политзаключенные, среди которых много творческой интеллигенции. Новое время - новые песни: Юз Алешковский пишет "Товарища Сталина" и "Окурочек", скоро появятся первые записи Высоцкого, Галича, Окуджавы, других авторов. Художники-нонкомформисты уже создают свои первые шедевры. Снимаются фильмы и печатаются книги, совершенно немыслимые еще каких-то пару лет назад. Тем не менее, первые впечатления о Москве у Дины Верни были отнюдь не восторженные. Человеку, привыкшему к шикарным европейским салонам, трудно понять прелесть общения и выставок в коммунальных кухнях...
Она уезжает с тяжелым настроением в душе, пораженная отсутствием настоящей творческой свободы. Уезжает без всякого желания вернуться. Но через несколько лет всё-таки снова едет в Москву. Не только и не столько за картинами, а чтобы понять саму природу творчества, развивающегося в условиях противопоставления диктату официального искусства.
Дина знакомится с лучшими художниками-авангардистами: Кабаковым, Булатовым, Янкелевским, Рабиным. Встречается с диссидентами. И при каждой встрече поются песни. "Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила в этих песнях, создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с нежностью. Обычно их исполняют от лица заключенного сидящего далеко-далеко... Но его песня летит подобно ласточке, преодолевая огромные пространства", - так она сама позже прокомментирует их в аннотации к своей пластинке. И вот неутомимая коллекционерка, владелица множества коллекций, в числе которых две совершенно неординарных - куклы всех времен и народов и экипажи (в этом собрании есть даже карета Шатобриана), решает создать еще одну - блатных песен. Ведь эти песни тоже неотъемлемая часть советской культурной жизни. Но возникает проблема: как вывезти их из страны? На бумаге или на магнитной ленте не подходит - Дину уже несколько раз вызывали в КГБ по делам диссидентов, вполне возможен обыск на границе. Тексты песен, конечно, не сочинения Солженицына или Синявского, но все равно - явная, по тем временам, антисоветчина. И Дина Верни учит песни наизусть...
Не так уж много экземпляров попало к нам контрабандой. Но, тем не менее, ее до сих пор слушают и переписывают друг у друга знатоки и любители настоящего фольклора. И не только слушают. Время от времени, некоторые, причем даже известные, исполнители пробуют "перепеть" песни с этого альбома. И пусть делают это в современной аранжировке и пусть голоса у многих довольно приличные, но никому пока еще не удалось не то что превзойти, но и хотя бы повторить Дину Верни, которая просто спела эти песни так, как они были когда-то услышаны ею в тесных и прокуренных московских кухнях.
А ты хохочешь....
А ты хохочешь, ты всё хохочешь...
Кто-то снял тебя в полный рост.
Хороводишься, с кем захочешь,
За семь тысяч отсюда верст.
А у меня (что у меня здесь?) - снег да вьюга,
И мороз берет в тиски,
Но мне жарче, чем тебе на юге,
От ревности и от тоски.
Весь простуженный, обмороженный
Я сквозь ватник пронесу -
Тело нежное, фото южное,
Полуголую твою красу.
А ты хохочешь, ты все хохочешь...
Совсем раздетая-в такой мороз....
Хороводишься, с кем захочешь,
За семь тысяч отсюда верст.
Марьяна Садовская (Mariana Sadovska) - А ты хохочешь...
Предисловие-на украинском языке, перевод не нужен-все понятно и так....
http://www.youtube.com/watch?v=XVF5yvLGlgo
Живая запись Марьяны Садовской на фестивале "Немые Ночи" (Одесса, Украина).
Композиция из программы "Odessa Underground".
"А ты хохочешь" - один из самых тонких романсов в истории лагерной песни, получил новую жизнь в исполнении Дины Верни, сейчас еще раз меняет жанр - в интерпретации Марьяны Садовской.
ДИНА ВЕРНИ
( урождённая Дина Айбиндер, фр. Dina Vierny (
25 января 1919, Кишинёв, Бессарабия — 20 января 2009, Париж) ...........
Татьяна Пушкина, знаменитая телеведущая, впервые пришла к Эдуарду Николаевичу Успенскому на специальный выпуск передачи «В нашу гавань заходили корабли», в котором участвовали исключительно ее коллеги.
Ну, а теперь шансонные исполнения.
Впервые услышала эту песню в исп Августинского Леонида здесь, на Завалинке, в 2010 году в заявке Гены.
Очень понравилось.
Светлая Память тебе, Гена..... Ты тоже оч любил этого исполнителя.... И и песню эту.
Сергей Трофимов-ФОТО ЮЖНОЕ...
http://www.youtube.com/watch?v=SLMQdu0UAsQ
Супер!!! Как же я люблю такие ретро-посты с разветвлениями и вширь, и вглубь! Спасибо, Танечка!
Валюша, Людмилка...кааак же мне приятно, что вам понравилась эта песня!Не зря я старалась , значит:)
Blondinka пишет:
Танюшка, спасибо! Очень любимая песня!
Тань...скажи, как классно поет Марьяна Садовская, как артистично:)Она ж из ваших краев вроде, из Одессы?Люблю ваш город, хоть и не видела его никогда:)Какие прекрасные люди живут там.Пусть у вас будет поскорее мир!!! Спасибо за твое спасибо, мне приятно, что и тебе нравится эта песня:)
Сергей Рыжов (г.Череповец, Вологодская область) - автор музыки, исполнитель. Участник дуэта с Виктором Гагиным. Большую часть жизни они прожили в Воркуте. Там они пили спирт, махали кайлом и собирали блатные и кандальные русские песни.
Сергей сейчас живёт и работает в городе Череповце.
Милая Татьяна,целую ручки! Тысяча благодарностей!!! Я услышал Дину и о ней лет 30 тому... Честно говоря, я не очень-то и поверил истории появления этой пластинки. Чтобы запомнить столько песен и спеть практически без ошибок (1-2)? По "Культуре" показывали фильм о Дине Верни, но,к сожалению,без этих подробностей. Я полностью согласен с Игорем Ефимовым :
"…Время от времени, некоторые, причем даже известные, исполнители пробуют "перепеть" песни с этого альбома. И пусть делают это в современной аранжировке и пусть голоса у многих довольно приличные, но никому пока еще не удалось не то что превзойти, но и хотя бы повторить Дину Верни, которая просто спела эти песни так, как они были когда-то услышаны ею в тесных и прокуренных московских кухнях…"
Вы знаете, вообще я считаю эту песню именно в исполнении Дины - романсом ... После неё у меня абсолютно нет никакого желания слушать других исполнителей... Кстати,кто этот Игорь Ефимов,ему можно доверять?
starik пишет:
Милая Татьяна,целую ручки! Тысяча благодарностей!!! Я услышал Дину и о ней лет 30 тому... Честно говоря, я не очень-то и поверил истории появления этой пластинки. Чтобы запомнить столько песен и спеть практически без ошибок (1-2)? По "Культуре" показывали фильм о Дине Верни, но,к сожалению,без этих подробностей. Я полностью согласен с Игорем Ефимовым :
"…Время от времени, некоторые, причем даже известные, исполнители пробуют "перепеть" песни с этого альбома. И пусть делают это в современной аранжировке и пусть голоса у многих довольно приличные, но никому пока еще не удалось не то что превзойти, но и хотя бы повторить Дину Верни, которая просто спела эти песни так, как они были когда-то услышаны ею в тесных и прокуренных московских кухнях…"
Вы знаете, вообще я считаю эту песню именно в исполнении Дины - романсом ... После неё у меня абсолютно нет никакого желания слушать других исполнителей... Кстати,кто этот Игорь Ефимов,ему можно доверять?
Не знаю, Палыч, кто это Игорь Ефимов. Их столько уж...народилось-забрала его мнение из Сети.
Никакого криминала в его мнении нету-поверим на слово...
Эта песня из серии т.н. блатных...поэтому шансонное исполнение любимого мною Августинского мне оч. нравится.Вот гр Магаданское небо-я и не грузила-неприятно слушать их с Фото Южным....а Августинский-нравится очень....
Верни давно слушала-без эйфории...но когда прочла о ней побольше-мнение изменилось, теперь слушаю с бОльшим интересом.
Неординарная женщина....
А вам спасибо за комментарий:)
О Верни есть заявка на Завалинке. Ее грузил Сергей . Вот тут гляньте.
А маленькую Антологию с Фото Южным я собрала для тех, кому нравится эта песня и кто еще не слышал некоторых вариантов(ну и для себя, любимой, тоже:):)
https://tunnel.ru/view/post:653884
Tatiana пишет:
О Верни есть прекрасная заявка на Завалинкке. Ее грузил Сергей(когда-то его банили за хулиганскую картинку-давным-давно!!и за грубость Админам...)Если найлу ссылку на его пост-выложу для вас, Борис Палыч.
Cпасибо! Может быть это: www.tunnel.ru/view/post:653884
starik пишет:
Cпасибо! Может быть это: www.tunnel.ru/view/post:653884
Она самая
Яркая женщина-Дина Верни...и сейчас ее исполнение мне нравится гораааздо больше
А вы все же послушайте хотя бы Августинского...ведь вы умеете находить и хорошее в ШансонеИ неплохо в нем разбираетесь, Борис ПалычНу, возможно, у меня свои ассоциации , связанные с этой песней......и с Августинским.......
В исполнении Августинского это "чисто-конкретно" классический ШАНСОН-блатняк! А в исполнении Дины этот стиль отсутствует напрочь... И ,что удивительно,песня-то мужская... Кстати, у меня похожее восприятие "На сопках Маньчжурии" в исполнении Юлии Запольской... Вы правы,милая Татьяна, большую роль играют ассоциации,возникающие при первом прослушивании.
starik пишет:
В исполнении Августинского это "чисто-конкретно" классический ШАНСОН-блатняк! А в исполнении Дины этот стиль отсутствует напрочь... И ,что удивительно,песня-то мужская... Кстати, у меня похожее восприятие "На сопках Маньчжурии" в исполнении Юлии Запольской... Вы правы,милая Татьяна, большую роль играют ассоциации,возникающие при первом прослушивании.
Ой как я люблю Запольскую с Сопками... спасибо, что напомнили....И клип достойный...спасибо автору...
Милейшая ТАТЬЯНА! огромное спасибо! Ролик просто великолепный! Но,вернёмся к Верни... я тут порылся в своих архивах и обнаружил любопытную запись - воспоминания о Дине Верни. Запись двухлетней давности... НАСЛАЖДАЙТЕСЬ!
Дина Верни
Dina Verni
Гражданство: Франция