Acoustic Band - Пьесы для двух гитар 2002
Интервью
Илья Труханов: Есть желание «наследить» в этом мире качественно!
Автор: Яков Каганцов
Дата публикации: 28 июня 2018 г.
Илья Труханов играет на акустической гитаре с металлическими струнами. Для этого инструмента он активно сочиняет красивые и запоминающиеся пьесы, наполненные позитивной энергией и мягким, добрым юмором.
Вместе с гитаристом Ильей Кукало в составе дуэта Acoustic Band Илья Труханов записал два великолепных инструментальных альбома: «Пьесы для двух гитар» (2002) и «Танго-Манго» (2003). После того, как дуэт стал историей, Илья Труханов продолжил выпускать инструментальные работы, но уже в качестве сольного артиста. К настоящему моменту гитарист записал четыре полноформатных диска: «Грезы Паспарту» (2004), «Трио» (2006), «Far And Wide» (2009) и «Goodbye Youth Tango» (2016). И каждый из них достоин внимания.
Илья Труханов
С чего началось ваше увлечение гитарой?
Илья Труханов: Нам было лет по 12-13. Мода такая ещё была – ходить зимой в телогрейках и кирзовых сапогах. Большая шумная компания, собирались на верандах детских садиков или в подъездах. Гитара была обязательным атрибутом. Играть аккордами и орать песни умел каждый второй парень. «Покажи аккорд!» – так и началось…
Потом школьная рок-группа, где я играл на бас-гитаре. Далее – студенческая группа, там тоже бас. Я тогда очень любил группу Jethro Tull и думал, что мы играем джаз-рок.
Потом группа распалась, так как один из участников решил, что лучше быть солистом (певцом или гитаристом). А заниматься музыкой дальше очень хотелось. Петь я никогда не умел, поэтому продал бас и купил китайский стратокастер. И вроде как стал гитаристом, и даже успел поиграть в нескольких группах.
Всё перевернуло знакомство с другой музыкой. Сначала Bela Fleck and Flecktones, потом Paco de Lucia и Al Di Meola. К двадцати трем годам я наконец понял, чего хочу, и стал целенаправленно заниматься на акустической гитаре. Устроился с Ильёй Кукало на цементный завод охранником. И на наших дежурствах за два года мы сделали большую авторскую программу, с которой и стали выступать. И с этой программой, кстати, взяли Гран-при всероссийского конкурса гитаристов.
Почему была выбрана акустическая гитара с металлическими струнами?
Илья Труханов: Она была выбрана не сразу. Я долго метался от «нейлона» к «железу». Но школа-то рок-н-рольная! А бэнды? А вибрато? А подслэповать чуток? И потом, я никогда не играл апояндо. Постановка правой руки у меня а-ля Нопфлер. В общем, и так, и сяк пробовал, и пришёл к выводу, что «железо» ближе.
Acoustic Band записал два альбома, а что случилось потом? Почему дуэт прекратил свое существование?
Илья Труханов: Причина банальная – отсутствие постоянной работы, невостребованность. У нас у обоих – семьи, дети. Илюха устроился на нормальную человеческую работу. Вследствие чего я выкатил ему груду претензий по поводу того, что он мало уделяет времени проекту. Оба были уже на нервах – столько времени и сил было затрачено, а выхлоп – ну просто смешной. Когда ты ищешь работу и говоришь, что у тебя Гран-при и первые места всероссийских конкурсов, участие в сериях концертов «Лучшие гитаристы России», а тебя спрашивают, могли бы вы играть и раздеваться, тут у любого нервы сдадут. Отправились мы в свободное плавание. Хотя при всём при этом остались большими друзьями. А сейчас, спустя шестнадцать лет, снова играем вместе, только я на басу, а он на перкуссии.
Илья Труханов – это гитарист-композитор или же композитор-гитарист? Что первично, а что вторично?
Илья Труханов: Дима Малолетов в какой-то статье написал про меня, что композитор я хороший, а вот исполнитель… Не помню, какое слово он употребил. Ну, наверное, так и есть. Я соглашусь с ним – у меня не получается всегда находиться в хорошей исполнительской форме. Слишком много времени уходит на разную работу, за которую я из-за финансовых соображений вынужден браться.
Слава богу, вот уже лет семь-восемь моя работа связана только с музыкой. Хотя всегда самой любимой была и есть концертная деятельность. Дайте мне две недели – и я выдам двухчасовой концерт на приличном уровне. А сейчас я композитор, пишу для кино и рекламы. Что первично, я не знаю. Я придумываю музыку двумя способами – или сижу с гитарой и изобретаю всякие «гитаризмы», или придумываю мелодию или ритмические рисунки в голове, а потом подбираю их на гитаре.
В группе «Самый медленный поезд» вы играете на бас-гитаре. Как так получилось?
Илья Труханов: Это получилось тридцать лет назад в школьной, а потом студенческой рок-группе «Медленный поезд», когда просто никто не хотел играть на басу. И я ради мира на Земле взялся за это дело.
И сейчас, когда мы собрались снова, чтобы оттянуться, ситуация не изменилась. Только я уже настаивал, что буду играть на басу. Вообще, я очень люблю этот инструмент и получаю просто огромный кайф, играя с ребятами. И для моей композиторской деятельности овладеть мало-мальски ещё одним инструментом – это ох как полезно. Бас-гитара – это моё хобби.
Илья Труханов
Нет ли у вас ощущения того, что последние 10-15 лет фингерстайл-исполнители стали очень похожи один на другого, как братья-близнецы? Много техники, но мало музыки. И самыми яркими композициями у современных исполнителей получаются каверы, а не собственные произведения. Что вы думаете по этому поводу?
Илья Труханов: Ну, наверное, надо тогда определиться, что есть фингерстайл. Больше половины всех гитаристов играют пальцами. Давайте я просто скажу, как я думаю, что это такое. Во-первых, в большинстве случаев это занудная кантриобразная музыка с повторяющейся куплетно-припевной формой. Во-вторых, в большинстве случаев отсутствие развёрнутых «соло», отсутствие экспериментов с формой. В-третьих, очень часто просто исполняются совершенно бессмысленные рифы. В-четвертых, по поводу превращения гитары в ударный инструмент – ну поздравляю, хорошая координация, ну поступай тогда в цирковое училище. И вроде бы возможности инструмента расширены, а музыки – ноль. В-пятых, – да, действительно, у молодых представителей в большинстве случаев один и тот же репертуар из Чета Эткинса, Томми Эммануэля и т д.
По поводу Томми – он прекрасный человек, великолепный артист, потрясающе владеет инструментом. Но покупать и слушать его альбомы нет абсолютно никакого желания. Я лучше в тысячный раз послушаю «Zyryab» Пако. Естественно, это моё сугубо личное мнение, и я его никому не навязываю.
Есть ли среди молодежи исполнители уровня Томми Эммануэля, Билли Маклафлина, Эдриана Легга?
Илья Труханов: Уф, не знаю насколько это молодёжь, и насколько это фингерстайл. Но за последнее время мне понравились вот эти ребята: Julian Lage, Antoine Boyer, Yamandu Costa.
Какой состав для вас наиболее интересен: дуэт, трио, квартет? Какие музыкальные инструменты, на ваш взгляд, лучше всего сочетаются с акустической гитарой?
Илья Труханов: Да со всеми хорошо звучит. Если говорить о камерном звучании, к которому я больше тяготею, то, наверное, это струнный квартет: гитара, перкуссия, бас-гитара (контрабас не люблю) и… скрипка. Или аккордеон, или кларнет, или мандолина, или банджо. Что более интересно? Ну, свои фантазии я бы в трио, наверное, уложил (проклятые мысли о рентабельности).
Импровизируете ли вы, исполняя свою музыку вживую? Или же играете композиции так, как они были изначально задуманы?
Илья Труханов: Скажу честно, я никогда не занимался импровизацией. Честно, не занимался. Как следствие – совсем не умею импровизировать. Наверное, когда-нибудь всё-таки засяду. Играю заученные партии, и не по нотам. Все эти сто пьес – в моей несчастной голове.
Илья Труханов
Отражают ли названия композиций то, что вы хотели выразить своей музыкой, ее суть? Или же названия подобраны случайно, поскольку надо что-то писать в буклете к альбому?
Илья Труханов: Пятьдесят на пятьдесят. Если честно, придумать название – это постоянная головная боль. Как правило, оно придумывается не в первую очередь, и таких удачных попаданий в «образность» не так много.
О чем плачет Пастушка в композиции «Пастушкины слезы» (альбом «Грезы Паспарту»)?
Илья Труханов: Ну, видимо, о симпатичном молодом пастушке, потому что его сердце принадлежит другой.
На альбоме «Goodbye Youth Tango» (2016) заново записаны композиции «The Miracle», «Wild World», «Blinnaya-Delovaya», которые ранее уже вошли в другие ваши альбомы. Что заставило вернуться к этим пьесам?
Илья Труханов: Я очень недоволен звучанием всех альбомов, кроме двух последних. И мне даже стыдно рассказывать, на чём всё это записывалось и сводилось. И некоторые аранжировки оставляют желать лучшего. А есть желание «наследить» в этом мире качественно! Так что в будущем некоторые вещи со старых альбомов также будут перезаписаны.
Над чем вы работаете в настоящий момент?
Илья Труханов: Готов материал на ещё один альбом, надо собраться с силами и засесть за запись. И пишем альбом «Самого медленного поезда», но это совсем другая история: поп-рок-музыка, веселуха, оттяг, прекрасная компания. Сплошной позитив.
Трек-лист
1. Wild World (И.Труханов) - 03:57
2. Инвенция Ре-Мажор (И.Труханов) - 03:55
3. Домой (И.Труханов) - 03.:47
4. Капель (И.Труханов) - 03:57
5. G-Fank (И.Труханов) - 04:42
6. Утиная история (И.Труханов) - 03:46
7. My Fanny Valentine (R.Rogers) - 05:21
8. Obrigado (D.Ross) - 94:29
9. Дульсинея (И.Труханов) - 03:44
10. Один дома (И.Труханов) - 04:19