Аэростат-Народники и песня
Программа Бориса Гребенщикова:
На прошлой неделе я говорил про революции, трещины классических форм и появление нового типа песен и вообще нового типа искусства. Сказал и сам задумался: а как же именно это произошло, и начал раскопки. И раскопал целую эпопею. И называется она – "Возрождение народной музыки в середине XX века".
Вообще говоря, так называемое "Возрождение народной музыки" началось в Америке в 40-х годах.
Принято считать, что неожиданный интерес к народным танцам привёл к возобновлению любви к народной песне и появлению Пита Сигера и группы Weavers, с которой всё началось.
Если в коммерческой музыке важен профессионализм, то так называемая "народная" песня должна была (в идее) пережита и идти от сердца. А когда песня идёт от сердца, этого нельзя не почувствовать.
Вот, видимо, этот фактор и привёл к появлению феномена "Возрождения народной музыки в середине XX века".
Колоссальный успех Джоан Баез, Kingston Trio, Weavers и таких, как они, привёл к появлению целой плеяды новых артистов. Поначалу все действительно занимались пением традиционных песен.
Центром нового жанра стал богемный район Нью-Йорка под названием Гринвич-Виллидж. И там всё началось с Томаса Ричарда Пакстона. Том Пакстон был одним из виднейших певцов той эпохи. Именно он своим примером убедил людей не только петь традиционные песни, но и писать песни самим. Песни, которые он писал, пели Пит Сигер, Боб Дилан, Weavers, Джуди Коллинз, Санди Денни, Джоан Баез, Харри Белафонте, да кто их не пел?
Так в одном, отдельно взятом краю, появился новый жанр – авторская песня. И возникла новая жизнь. И жизнь эта была никому не подконтрольна; она происходила сама по себе в кафешках, кофехаусах, студенческих кампусах. Люди писали песни и пели их. И все они были красавцы и герои, все были бесстрашны, все соревновались друг с другом и все помогали другу.
И, казалось бы, что эта эпопея происходит как бы в стороне от повседневной жизни широких масс. Но уже приближался ураган в лице одного хилого провинциального юноши, на которого история возложила миссию поженить новую народную музыку, поэзию высшей пробы и непокорный дух тех дней и поделиться этой музыкой со всей Вселенной.
Прибыв из глубинки на перекресток Бликен и Макдугал в 1961 году Боб Дилан долго присматривался: что и как здесь делают, но вскоре разобрался и начал свой одиночный крестовый поход, изменивший всю географию музыки – а как непосредственный результат – и жизни XX века.
Приходите, собирайтесь люди, где бы вы не брели;
И признайте, что вода вокруг вас поднимается;
И примите, что скоро вы промокнете до костей,
Если ваше время для вас стоит спасения,
То лучше пускайтесь вплавь, или пойдёте камнем на дно,
Потому что времена меняются.
Кстати, не могу не отметить, как это все напоминает то, что происходило ровно в то же самое время у нас в России.
Сотни людей, начиная с Булата Окуджавы, взяли гитары и начали писать и петь-петь-петь свои песни. И все сразу узнавали, что кто-то написал новую песню, и она сразу же как-то становилась известной всем.
фото:Pete Seeger
Сегодня я буду ставить вам самые, самые, самые разные песни. И
объединять их будет только одно – что их непременно нужно услышать.
Я
много времени провожу в машине, и радио настроено на какую-нибудь
волну, передающую музыку, которую я не знаю. И время от времени что-то
заставлять меня навострить уши, схватить телефон и нажать волшебную
кнопку Шазам, чтобы немедленно узнать – кто это играет.
А эту песню просто не могу вам не поставить, потому что именно с неё начался в 50-х бум музыки "скиффл".
Если в Америке взрыв самодельной музыки начался с народников с угла Бликер и Макдугал, то в Англии бомбу под существующий музыкальный истеблишмент подложил Лонни Донеган ( Lonnie Donegan). Его называли "самым успешным британским музыкантом до "Битлз".
Он
на своём примере показал, что для играния музыки не нужно дорогостоящих
инструментов и вообще сцены: достаточно дешёвой гитары, ящика с палкой
от швабры, на которую натянута басовая струна, и стиральной доски вместо
барабанов – и вы уже готовая группа. Играние музыки таким образом
называлось "скиффл" (музыкальный жанр, включающий в себя элементы джаза, фолка и блюза, исполняемый на подручных или самодельных инструментах).
В июле 1954 года Лонни Донеган записал скиффл-версию песни "Rock Island Line" (для сравнения свой первую песню Элвис Пресли выпустил в 1956 году; хм, есть о чём подумать, видимо, это носилось в воздухе).
"Rock Island Line" была первой пластинкой, ставшей "золотой"
в Британии. Она оказала огромное влияние на музыкантов, услышавших её в
детстве и юности. Одной из групп, сформированных под влиянием "скиффл",
были The Quarrymen, вскоре взявшие себе новое имя – "The Beatles".
Lonnie Donegan – Rock Island Line
Психолог Уильям Джеймс, брат писателя Генри Джеймса, писал:
"Власть
алкоголя над людьми, без сомнения, объясняется его способностью
возбуждать к деятельности мистические свойства человеческой природы,
обыкновенно подавляемые холодом и сухостью повседневной рассудочной
жизни. Трезвый рассудок суживает, анализирует, говорит "нет!". Опьянение
расширяет, синтезирует, говорит "да!". Оно поистине великий возбудитель
чувств, говорящих "да". Оно переносит нас от холодной периферии вещей к
их пылающему центру и на мгновение сливает сознание с самой истиной".
Вот я хочу спросить: не то же ли самое относится к музыке?
АЭРОСТАТ 681
Записи перечисленных исполнителей были в нашей фонотеке на катушках, потом куда то делись в 60Х Вот теперь частично восстановим. За что большое спасибо Вам и Б.Г .