Алексей Парин - Новое пение. - Москва : Аграф, 2017. - 252 с.
В новой книге известного оперного критика Алексея Парина анализируется феномен обновления вокального искусства, наблюдающийся во всем мире в последнюю четверть века. Автор старается найти художественную и психологическую основу указанного феномена. Материалом для него служат творческие достижения
13 крупнейших вокалистов разных стран - от Чечилии Бартоли и Анны Нетребко
до Патрисии Петибон и Франко Фаджоли. Язык автора по-писательски богат и выразителен, образен и многослоен. В книге даются фотографии певцов в наиболее интересных ролях. (Из аннотации)
(Из интервью Парина 30 мая 2016)
"Я пишу книжку под названием «Новое пение». Это книга о певцах, которые в наше время воплощают своим голосом это явление в опере — новое пение. Среди них Чечилия Бартоли, Патрисия Пётибон, контратеноры и так далее.
Для статьи, посвящённой Анне-Софи фон Оттер, которую я очень люблю и много видел её на сцене, мне понадобилось пересмотреть старый спектакль «Кавалер розы» (1994) под управлением Карлоса Кляйбера, великого дирижёра. Спектакль шёл на сцене Венской оперы. Когда-то я видел Анну-Софи фон Оттер живьём в этой опере в роли Октавиана. Но на этот раз мне было невыносимо смотреть спектакль, до тошноты. Потому что на уровне сегодняшнего развития оперного театра этот спектакль смотреть нельзя. При всех потрясающих сценических достоинствах Анны-Софи фон Оттер в этой постановке мы видим на сцене не юношу Октавиана, а зрелую женщину, играющую эту роль.
А рядом с этим у меня есть другое впечатление, тоже венское — Театр Ан дер Вин. Концертное исполнение оперы Леонардо Винчи «Артаксеркс», которая в своё время была поставлена в Риме, где женщинам на сцену выходить не разрешалось. В наше время в этом спектакле из шести исполнителей пятеро — контратеноры, играющие женские роли. Пели Филипп Жарусский, Валер Сабадюс, Франко Фаджоли, Юрий Миненко и Макс Эмануэль Ценчич. Вроде бы, на концертном исполнении оперы артисты не играют. Но внутренне Сабадюс и Ценчич так перерождаются, что мы воспринимаем голоса контратеноров как женские. Умение совсем на ином уровне решать гендерные проблемы, которые в барочной опере очень важны, — это ещё одно преимущество нового поколения певцов."