Алексей Парин: Теодор Курентзис и Девятая симфония Бетховена.
В Скальном манеже в Зальцбурге. Курентзис заставляет нас думать, все время думать, все время следить за движением музыкантской мысли, как будто мы читаем выкладки в философии Канта. Все время возникает желание – в этой наизусть знакомой музыке сразу обращать свое внимание на то, почему Теодор это сделал так, а не иначе, почему тут он пошел в эту самую сторону. Хочется вести подробный комментарий, как на футбольном матче. Венская классика в самом чистом виде. Непревзойденное – и понятно почему непревзойденное. Но при этом Теодор делает эту музыку простой, ясной, очевидной, прозрачной. Как будто это принадлежит к нашему повседневному. Аутентист и обязан так себя вести. Ведь в жизни мы тоже на фоне быта проходим через страшные испытания и невероятные радости.
В Оде к радости Теодор дарит нам свет. Его может и не быть тут – Джон Элиот Гардинер навернул здесь такого ужаса, как будто танки шли по улицам Европы. А бас Михаэль Надь (который потряс меня в «Отмеченных» Шрекера в Комише Опер) так запузырил порыв к счастью, что мы тоже начали возноситься. Тем более что это было в день Успения Богоматери, который в Австрии народный праздник. Сегодня бетховенские штудии Курентзиса продолжатся в Моцартеуме, маленьком зале. Мы тренируем мозги и стараемся не преувеличивать шквально эмоциональное восприятие.
(17 августа 2018)