Amiga Express 1953-1954. Хит-парад ГДР
В годы социалистического строительства в восточной части Германии была сделана попытка создания фундамента для возникновения новой, социалистической культуры во всех её областях. В архитектуре, к примеру, была принята советская доктрина «минимализма» - т.е. минимальных затрат, вследствие которой в ГДР появились советские «хрущевки»; в театральных афишах преобладали антифашистские пьесы «прогрессивных писателей», в кино и литературе – «производственные романы»…
Подобная ситуация сложилась и в музыке. В первые годы существования ГДР цензура внимательно следила за возможностью западных влияний на музыкантов, запрещала названия «рок-н-ролл» и «буги-вуги», контролировала тексты песен. Но – шло время, и спустя годы, когда режим в стране более или менее устоялся, проникновение западных ритмов уже не казалось таким страшным. И вот, на пятом году существования ГДР государственная фирма грамзаписи AMIGA допустила выпуск ежегодной серии пластинок под названием «Amiga Express».
Альбомы «Amiga Express» были подобны выходящей в СССР серии пластинок «Вокруг света». Принцип был тот же – собрать на диске популярные шлягеры года, но была и существенная разница: если на советских сборниках были записаны оригинальные исполнители песен, то «Amiga» записывала мировые хиты в исполнении своих, ГДРовских артистов и только на немецком языке. Эта традиция длилась долгие годы – забегая вперед, скажем, что сборники с западными исполнителями появились на лейбле лишь в середине 70-х. (К этому времени сойдет на нет и включение в диски указанной серии западных исполнителей).
Ограничения касались лишь англоязычных произведений. Исполнители из Западной Германии в этой серии появились намного раньше. В этом – самая существенная разница между советской и немецкой граммофонной политикой: зарубежные исполнители, поющие по-русски (Петр Лещенко и др.), стали доступны на пластинках советским меломанам лишь с «перестройкой» конца 80-х.
Сегодня мы слушаем первую пластинку из упомянутой серии - «Amiga Express 1953-1954». Песен, сочиненных на Западе, на ней – ровно половина. Иностранных исполнителей пока нет (впоследствии они появятся).
Песня композитора Герхарда Винклера, известного знаменитым танго «Capri Fisher», выпущенным «Амигой» на шеллаке в исполнении оперного тенора из ФРГ Курта Реманна.
Cornel Trio - Kleines Tanzorchester – Frauen Und Wein
Вальс из кинофильма студии ДЕФА «Карола Ламберти» с музыкой Герда Начинского, впоследствии ведущего композитора эстрадной музыки ГДР.
André Roos - Orchester Gerd Natschinski – Viola, Viola
Произведение «немецкого Бенни Гудмена» - композитора Бенни де Вейля, шлягер из репертуара швейцарца Вико Торриани.
Cornel Trio - Rundfunk-Tanzorchester Leipzig – Bravo, Bravo, Beinah Wie Caruso
Еще одна песни (танго) в исполнении Корнел-трио, основного коллектива ГДР на протяжении 1950-х годов, ансамбля как солирующего, так и сопровождающего других исполнителей. С 1961 года упоминание их в СМИ ГДР постепенно исчезнет в связи с переходом на западные лейблы.
Cornel Trio - Orchester Gerd Natschinski – Es Fuhr Ein Seemann Hinaus
Песня Гельмута Нира, автора саундтреков более чем к 200-м фильмов ГДР, исполнила певица, прожившая всего 37 лет - Ирма Балтуттис.
Irma Baltuttis Und Hanns Petersen - Rundfunk-Tanzorchester Leipzig – Spatz Und Spätzin
Курт Хенкельс, исполнявший со своим оркестром многочисленные джазовые стандарты, поддался «тлетворному влиянию Запада» и «сочинил» свою американскую мелодию (в оригинале - My Happiness). Указанный на этикетке автор – Jo Dante – не имеет ничего общего с истинными авторами пьесы - Bergantine и Hartman.
Rundfunk-Tanzorchester Leipzig – Am Lagerfeuer
ГДРовская мелодия Рольфа Циммермана, который впоследствии под псевдонимом Robert Steffan записывался как певец.
Rundfunk-Tanzorchester Leipzig – Wenn Du Wüßtest, Ach, Wie Ich Dich Liebe
Знаменитый пасодобль мексиканца Аугустина Лара, написанный в 1932 году; единственная композиция из вошедших в этот альбом, которую хорошо знали и исполняли в Советском Союзе.
Heinz Schultze - Rundfunk-Tanzorchester Leipzig – Granada
Еще одна песня композитора Герхарда Винклера, ставшая хитом в исполнении Вольфганга Зауэра – слепого джазового музыканта из ФРГ, выступавшего в СССР в составе оркестра Курта Эдельхагена.
Werner Schmah - Orchester Gerd Natschinski – Glaube Mir
Две песни, сочиненные и исполненные в ГДР.
Ingeborg Oberländer - Rundfunk-Tanzorchester Leipzig – Diesmal Muß Es Liebe Sein
Berthold Pesalla - Orchester Gerd Natschinski – Der Alte Leuchtturmwärter
Единственная песня на этом диске, которая стала эвергрином, «золотой пластинкой» для певца из ФРГ Рене Карола и международным хитом, дожившим до наших дней.
Werner Schmah - Orchester Heinz Becker – Rote Rosen, Rote Lippen, Roter Wein
Еще одна песня исполнителя «Гранады» Хайнца Шульце, бывшего вместе с женой – Юлией Аксен – популярнейшими шлягер-певцами ГДР в течение 10 лет.
Heinz Schultze - Orchester Gerd Natschinski – Südliches Ständchen
Завершает альбом песня, написанная известным хитмейкером Хейно Гаце и вошедшая в репертуар многих певцов из немецкоговорящих стран.
Hanns Petersen - Orchester Heinz Becker – Dreh' Dich Noch Einmal Um
Примечания
Самая популярная песня 1953 года, вышедшая на отдельной пластинке, почему-то в этот сборник не вошла.
А это - шлягер 1953 года из ГДР, который был популярен в СССР:
Далее - оригиналы песен, каверы которых вошли в сборник.
Gerhard Wendland - Dreh Dich Noch Einmal Um
Jon & Sondra Steele - My Happiness
Rene Carol - Rote Rosen, Rote Lippen, Roter Wein
Rudi Schuricke - Frauen und Wein
Vico Torriani - Bravo, bravo beinah wie Caruso
Приятного прослушивания.
Интересно....
Спасибо!