Андрей Макаревич и музей в Украине
Как Андрей Макаревич музей в Украине создавал…
6 ноября 2004 года на берегу русла Старого Днепра возле о.Хортица собрались толпы заинтересованных жителей Запорожья. На их глазах вершилось знаковое и неординарное событие – из водных глубин поднимали деревянный корпус русской бригантины образца XVIII века. Каково же было удивление публики, когда среди людей, руководивших работами, был замечен известнейший российский музыкант Андрей Макаревич.
Рок-звезда был одет в скромную синюю ветровку снадписью «Запорожская бригантина» и прикрывал лицо длиннополой шляпой. Он явно не хотел концентрировать внимание публики на собственной персоне – Макаревич был сосредоточен на подъеме артефакта. Процесс извлечения бригантины, сразу же оказался проблемным – едва показавшись из воды корпус вдруг начал трещать под собственным весом. Нос судна вот-вот готов был отвалиться. Была дана команда «стоп!» - оперативно принято решение укрепить корпус консервантом и стропами, а уже, затем, транспортировать бригантину в ангар для дальнейшей реставрации…
Немного истории. В 1737 году адмирал Наум Сенявин получил Высочайший Указ о строительстве Днепровской гребной флотилии. Корабли нужны были для ведения боевых действии на Черном море против Османской империи. В районе о.Хортица и о.Байда был создан комплекс верфей, где и собирались суда (большую часть деревянных заготовок поставляли из Воронежа) – это были бригантины, дупель-шлюпки и казацкие «чайки». По разным данным успели построить от 300 до 400 кораблей различных типов. Увы, зима 1739 года выдалась весьма суровой, в лагере корабелов свирепствовала чума – умерло множество людей. За флотилией следить было просто некому – корабли вмерзли в лед и были раздавлены. С началом весны – многие из них ушли под воду.
Особенностью дна Старого Днепра являются резкие перепады глубин от 5 до 18 метров и песчаная структура дна. Вот в эти ямы и «сползли» некоторые корабли, которые очень быстро покрылись слоем речного песка, происходила своеобразная природная консервация. После строительства и ввода в эксплуатацию Днепрогэса (1932 год), начали происходить сбросы больших объемом воды, которые постепенно размывали песчаные «пробки» над кораблями.
После одного из таких сбросов в 1999 году, турбулентные потоки Днепровской ГЭС вымыли песок и обнажили остатки восьми судов XVIII века. Первой удалось поднять дупель-шлюпку, которую поместили в ангар на консервацию. На этом деньги и спонсоры закончились, а за счёт голого энтузиазма уникальные суда, увы, поднять невозможно. Из найденных кораблей именно бригантина оказалась в более-менее сносном состоянии. Надо отдать должное сотрудникам местного музея – они постоянно мониторили состояние корпуса, проводили подводные обследования. Спустя несколько лет стало ясно, что если уникальный корабль не поднять на поверхность для консервации – бригантина просто разрушится. Вода стремительно «растаскивала» корпус, который до этого был законсервирован слоями песка. Необходимо было срочно спасать реликвию. Цена вопроса – 200000 долларов. Где их взять?
Чтобы спасти судно, к проблеме решили привлечь известного музыканта и любителя подводных исследований, автора выходящей тогда на ОРТ передачи «Подводный мир» Андрея Макаревича. Рок-звезда лично приехал в Запорожье, совершил несколько погружений, осмотрел корпус бригантины и… пообещал свою помощь в спасении реликвии русского флота. Была создана общественная организация «Запорожская бригантина», где Макаревича выбрали президентом. Музыкант дал несколько концертов, сборы от которых пошли в фонд общественной организации. Вот неспроста говорят, что «сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя». Под имя «Макаревич» сразу подтянулись спонсоры, необходимые средства были найдены, уникальное подъемное оборудование (стапель) изготовлено, место под консервацию найдено.
Подготовительные подводные работы длились восемь месяцев. За это время корпус бригантины был полностью очищен от песка, со дна подняли детали оснастки, якорь, пушку, шпагу и руль. Однажды, подводные археологи обнаружили, что в корпусе поселились три сома…
Сразу после успешного подъема бригантины, состоялась пресс-конференция, где журналисты задали закономерный вопрос: «А что дальше?». Андрей Макаревич и подводные археологи подали идею о создании Музея Днепра, которая в итоге оформилась в «Музей судноплавства». Вот так, автор хита «Старый корабль» внес свою лепту в создание уникального музея. Судьба любит играться с нами…
На сегодняшний день музей успешно функционирует на о.Хортица. Русская бригантина – центральный экспонат. Общеизвестный факт – бригантины такого формата изготавливались по чертежам Петра Первого. Среди судов-артефактов посетители могут увидеть: казацкий чёлн, дупель-шлюпку, грузовую лодку-байдак. Здесь же собрана самая большая в Украине коллекция старинных якорей (около сотни штук).
В завершение статьи, хочется объяснить - в чем же уникальность этого судна. Да, легко! Одним предложением: В мире сохранилась и экспонируется лишь ТРИ КОРАБЛЯ данного исторического периода – шведский флагман «Ваза», английский парусник «Мери Роуз» и… Запорожская бригантина.
Честно говоря, без Макара, эта бригантина давно бы сгнила на дне Днепра. Еще в начале 2003-го денег реально не было. Но как только машинист подключился , то его имя стало, как вексель, - под "Макаревича" сразу же стали отстегивать бабки украинские миллионеры.
Андрей Макаревич родился в семье архитектора и музыканта-любителя и сам стал,как его отец, архитектором и музыкантом любителем. А поскольку талантливый человек талантлив во всём, то у него всё сложилось путём.....