Aphex Twin альбом Selected Ambient Works 85-92 (1992)
Классика электронной музыки для любителей помедитировать под космические звуки, "Избранные эмбиентные работы 85-92 (SAW 85-92)" - дебютный студийный альбом Aphex Twin, псевдоним британского электронного музыканта Ричарда Д. Джеймса. Он был выпущен 9 ноября 1992 года на лейбле Apollo Records, дочерней компании бельгийского лейбла R&S Records. Альбом состоит из треков эмбиентного техно, записанных на кассету, предположительно датированную 1985 годом, когда Джеймсу не было ещё и четырнадцати лет. Аналоговый ремастер альбома был выпущен в 2006 году, за которым последовал цифровой ремастер в 2008 году.
Э́мбиент (англ. ambient «окружающий») — стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием. Зародился в 1970-х годах, благодаря творчеству Брайана Ино; с тех пор сформировал несколько разновидностей.
После своего выпуска "Избранные эмбиентные работы 85-92" получили широкое признание. Джеймс продолжил работу над альбомом в 1994 году, выпустив более традиционный эмбиентный сборник Selected Ambient Works Volume II. В 2012 году он был назван величайшим альбомом 1990-х годов.
Джеймс начал экспериментировать с музыкальными инструментами, включая семейное пианино, в раннем возрасте. Он утверждал, что выиграл 50 фунтов стерлингов в конкурсе на создание программы, которая воспроизводила звук на Sinclair ZX81 (машине без звукового оборудования) в возрасте 11 лет. Впоследствии он создавал музыку, используя ZX Spectrum и сэмплер, а также начал собирать и модифицировать свои собственные синтезаторы.
Ещё подростком, Джеймс приобрел культовых поклонников, будучи диск-жокеем в Shire Horse Inn в Сент-Айвсе, вместе с Томом Миддлтоном в Bowgie Inn в Крэнтоке и на пляжах вокруг Корнуолла, изучая новые музыкальные приемы. Он учился в Корнуоллском колледже с 1988 по 1990 год для получения национального диплома в области инженерии. Говоря о своей учебе, он сказал, что "музыка и электроника шли рука об руку".
Первым релизом Джеймса под псевдонимом Aphex Twin стал 12-дюймовый EP 1991 года, аналог Bubblebath на лейбле Mighty Force Records. В 1991 году Джеймс и Грант Уилсон-Кларидж основали Rephlex Records для продвижения "инноваций в динамике acid — очень любимый и неправильно понятый жанр хаус-музыки, забытый некоторыми и действительно новый для других, особенно в Британии".
Хотя он переехал в Лондон, чтобы пройти курс электроники в Кингстонском политехническом институте, он признался Дэвиду Тупу, что его исследования в области электроники были прекращены, поскольку он продолжил карьеру в жанре техно. Выступая в клубах и имея небольшую аудиторию, состоящую из представителей андеграунда, Джеймс продолжил записывать SAW 85-92, все треки были в основном записаны до того, как он начал диджеить, и альбом состоял из инструментальных песен, которые были ориентированы на бит. Позже Джеймс заявил, что песни на его дебюте "были просто треками, которые [выбрали] мои приятели, те, под которые им нравилось расслабляться". Качество звука считается плохим из-за того, что записи проводились на кассету, поврежденную кошкой.
AllMusic отмечает, что альбом опирается на клубные ритмы техно и эйсид-хауса, но добавляет мелодические элементы "большой тонкости, красоты и атмосферной текстуры". DJ Mag отметил синтез элементов техно, хауса, хип-хопа, хардкора и эмбиента, описав альбом как "сомнамбулический пейзаж мечты, который превратил небесные мелодии для пристального взгляда в медленные ритмы и чистое как лед техно, часто с намеком на угрозу, скрывающуюся на периферии". Барни Хоскинс отметил, что альбом демонстрирует "шизоидную смесь звукового нападения и мелодичной меланхолии". Журнал Rolling Stone описал альбом как "слияние пышных звуковых ландшафтов с океаническими ритмами и басовыми линиями". Джон Сэвидж заявил, что альбом "разрушил границы между кислотностью, техно, эмбиентом и психоделикой". Журнал Pitchfork заявил, что "несмотря на простоту оборудования и подхода, песни интересны и разнообразны.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die", Род Стэнли, блогер и музыкальный критик:
"Каждому человеку, более или менее интересующемуся электронной музыкой, следует иметь в своей коллекции изрядно потертый альбом «Selected Ambient Works 85-92» («Избранные работы в стиле эмбиент 85-92 годов»). Он стал поворотным пунктом в танцевальной музыке, его редкие тактовые удары и навязчивые синтезаторные линии сегодня звучат так же одурманивающе и потусторонне, как и тогда.
К 1992 г. Ричард Д. Джеймс уже пользовался известностью благодаря пластинкам «Analogue Bubblebath» и кислотному монстру под названием «Didgeridoo». Он также был одним из создателей легендарного лейбла «Rephlex», который выпускал тяжелое техно, например «Caustic Window».
Однако климат в танцевальной музыке менялся, так как люди начали осваивать ее потенциал (отчасти это происходило из-за увеличения числа ударов в минуту в рейве и растущей популярности новых хитов в чартах). Буквально перед этим, «The Orb» в том же духе воплотили идею «эмбиент-хауса», выпустив в 1991 году «Adventures Beyond The Ultraworld».
Наступило подходящее время для «Selected Ambient Works 85-92», коллекции в стиле эмбиент-техно, записанной на собранной в домашних условиях аппаратуре (в 1985 году Джеймсу было 14 лет).
Это довольно продолжительный альбом - более 70 минут. Несмотря на то. что по звучанию он не похож ни на что другое, он довольно понятен - завораживающий, чарующий и великолепно подходящий для растущей армии поклонников того, что позже назовут (довольно негативно) «интеллектуальной танцевальной музыкой».
В альбом вошла только одна вокальная композиция из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» - «We are the music makers, and we are the dreamers of dreams» («Мы делаем музыку и создаем мечты»). Отчасти это верно: мы все мечтаем, но только Ричард Д. Джеймс умеет превращать мечты в музыку. "
"...Моя музыка - это навеки моя любимая музыка" Ричард Д.Джеймс, 2001
Лэйбл R&S
Продюсер Richard D. James
Арт-директор He обозначен
Страна Великобритания
Продолжительность 74:20