Artie Shaw - рассказывает Б. Алексеев (07.09.2009)
Этот концерт Б. Алексеев устроил в честь дня рождения А. Баташёва - 75 лет!
ARTIE SHAW (23.05.1910 – 30.12.2004)
Арти Шоу в десять лет начал играть на укулеле, а в двенадцать стал альт-саксофонистом. Ещё подростком он собрал свою первую группу Bellevue Ramblers, которая выступала на местных концертах. В 1926 году он начал играть на кларнете и несколько лет оттачивал свой талант, выступая с различными местными группами во Флориде и Огайо, часто выступая в качестве аранжировщика и тенор-саксофониста. Он приехал в Нью-Йорк в 1929 году, участвовал в многочисленных сессиях звукозаписи и быстро завоевал репутацию виртуоза в игре на выбранном им инструменте.

Swing City Radio 1939
В своей автобиографической книге 1952 года «Проблема с Золушкой» он назвал себя посредственным талантом, который совершенствовался благодаря бесчисленным часам репетиций. Несмотря на такую самокритику, Шоу был абсолютным перфекционистом, почти одержимым. Он был неординарной личностью, очень грамотным и зачастую сложным в общении. Он ненавидел «надоедливых фанатов», сторонился славы ради самой славы, по возможности избегал публичности и редко выходил на бис. Он также был талантливым музыкантом и мог извлекать из своего инструмента более насыщенный и чистый звук, чем любой другой современный кларнетист. Арти сам вспоминал: «Я не играл на кларнете. Я играл музыку». Шоу создал свою первую группу в 1936 году (в неё входил струнный квартет), но остался недоволен результатом, распустил её и в следующем году собрал полноценный традиционный свинг-оркестр (три трубы, два тромбона, четыре саксофона, четыре ритм-инструмента).

Artie Shaw, Paulette Goddard, Fred Astaire 1940
Он добился первого миллионного успеха на лейбле Bluebird Records с аранжировкой Джерри Грея песни Коула Портера Begin the Beguine, которая быстро стала стандартом свинга и закрепила за группой статус одной из лучших в своём деле. 26 октября 1938 года оркестр Шоу выступил в «Голубом зале» отеля «Линкольн» на Восьмой авеню в Нью-Йорке, и его выступление транслировалось по радио от побережья до побережья. Затем последовали новые хиты: «Вчерашний день», «Из ниоткуда», «Кошмар» (его тема), «Тихо, как на рассвете» и «В любое время» (известная благодаря великолепному вокалу Билли Холидей). Сам Арти получил прозвище «Король кларнета» в противовес своему извечному сопернику Бенни Гудмену, известному как «Король свинга» (кстати, это «соперничество» было полностью срежиссировано пиарщиками — между ними никогда не было настоящей вражды). Позже Шоу вспоминал: «Мы не играли танцевальную музыку. Наша музыка была в первую очередь для того, чтобы её слушали... Если бы мы хотели играть только танцевальную музыку, я мог бы сэкономить кучу денег на некоторых музыкантах, которым я платил». Среди музыкантов, присоединившихся к группе в разные годы, были такие великие джазовые исполнители, как барабанщик Бадди Рич (которого Арти называл «искрой» группы), Джорджи Олд, Джонни Бест, Рэй Коннифф и Билли Баттерфилд. Шоу также постоянно приглашал первоклассных певиц, среди которых были Хелен Форрест, Китти Каллен, Пег Ла Сентра и Беа Уэйн. К сожалению, Билли Холидей проработала в группе недолго. Проблемы с расовой дискриминацией обострились на различных концертных площадках Нью-Йорка и в радиопередачах, что вынудило её уйти.

Орк. Арти Шоу в годы войны
Неугомонный Шоу распустил группу на пике её популярности и внезапно уехал в добровольное изгнание в Мексику. Он пробыл там всего пару месяцев, выступая с местными музыкантами и собирая народные песни. Вернувшись в США в январе 1940 года, он начал работу над мюзиклом «Второй хор» (1940). Фильм стал редким провалом для его звезды Фреда Астера, и Шоу также назвал его худшей своей работой. С другой стороны, он записал две очень успешные песни, которые нашёл в Мексике: «Frenesi» и «Adios, Mariquita Linda». В его новой группе теперь была струнная секция и ядро из шести музыкантов, которое впоследствии стало известно как «Арти Шоу и его Gramercy Five». Это воплощение просуществовало всего несколько месяцев, как и следующее за ним. Устав от славы, Арти в апреле 1942 года поступил на службу в ВМС США и в конце концов собрал «Рейнджеров» — оркестр из 17 человек, который гастролировал по Тихоокеанскому театру военных действий от Перл-Харбора до Гуадалканала. Оркестр выступал в джунглях и ангарах для самолётов, пережив 17 бомбардировок японской авиации по пути с острова на остров. В ноябре 1943 года Шоу был комиссован по состоянию здоровья и позже госпитализирован с тяжёлой формой нервной депрессии. Его военный оркестр возглавил саксофонист Сэм Донахью. Оркестр сохранил популярность среди военнослужащих и записал множество успешных военных пластинок. Тем временем Шоу восстанавливал силы в Голливуде и в конце концов собрал ещё один состав из 17 человек, в который вошли Барни Кессел на гитаре, Додо Мармароза на фортепиано и аранжировщик Рэй Коннифф. Среди самых продаваемых хитов этой группы были «S'Wonderful» и «Ac-Cent-Tchu-Ate the Positive». После того как Шоу перешёл в Musicraft, он добавил больше струнных и деревянных духовых инструментов. Он записал несколько превосходных композиций Коула Портера с Мелом Торме и его вокальной группой Mel-Tones. И снова этот проект просуществовал всего год. Для Арти Шоу «личная цена была слишком высока. Я хотел заниматься другими вещами. И у меня просто не было характера, чтобы надолго задержаться на этой сцене».

Последним броском костей стало создание в 1949 году группы, игравшей джаз в стиле боп. Группа не пользовалась особой популярностью, и Шоу решил поставить на этом точку. К середине 50-х он отказался от инструмента, который принёс ему славу, и занялся писательством. Он даже написал роман о трёх неудачных браках под названием «Я люблю тебя. Я ненавижу тебя. Сдохни». Возможно, у него были какие-то озарения, ведь его бурная личная жизнь, казалось, отражала его карьеру: он был женат восемь раз, среди его жён были актрисы Ава Гарднер, Лана Тёрнер и Эвелин Кейс. Шоу редко появлялся на публике, в частности на лондонском концерте в июне 1992 года, где некоторые из его произведений исполнил Боб Уилбер.
— краткая биография с IMDb от I.S.Mowis
СОДЕРЖАНИЕ
01. Begin The Beguine 1938
02. Any Old Time 1938
03. Back Bay Shuffle 1938
04. Nightmare
05. Say It With A Kiss
06. Traffic Jam 1939
07. Frenesi 1940
08. The Man I Love 1939
09. Summit Ridge Drive
10. Carioca 1939
11. Star Dust
12. Man From Mars
13. Concerto For Clarinet 1940
Спасибо большое, dear starik (Палыч)! Всего Вам самого джазового!