Beck! альбом Odelay (1996)
"Бездуховная" эклектичная музыка, ломающая барьеры и стереотипы, Odelay - пятый студийный альбом американского музыканта Бека Хансена, выпущенный 18 июня 1996 года лейблом DGC Records. Альбом включал несколько успешных синглов, в их числе - "Where It's At", "Devils Haircut" и "The New Pollution" и достиг шестнадцатого места в Billboard 200. По состоянию на июль 2008 года альбом был продан тиражом 2,3 миллиона копий в Соединенных Штатах, что отправило Odelay Бека в списки величайших альбомов 1990-х годов и всех времен у многочисленных изданий.
Сессии того, что впоследствии стало Odelay, изначально начинались как скромное акустическое мероприятие. В 1994 году Бек начал записывать треки для своего следующего альбома Mellow Gold с продюсерами Bong Load Томом Ротроком и Робом Шнапфом. С этих сессий были выпущены только треки "Ramshackle", "Feather in Your Cap" и "Brother", все они - акустические, растянутые и меланхоличные. В конце концов он отказался от работы с Ротроком и Шнапфом, предпочтя работу с the Dust Brothers. Продюсерский стиль The Dust Brothers был ориентирован на хип-хоп, но в то же время более многослойным; их резюме включало неплохую работу с Beastie Boys, Tone Lōc и Young MC.
Название альбома представляет собой фонетическую английскую интерпретацию мексиканского жаргонного междометия, которое примерно переводится как "слушайте" или "как дела?" Фраза "odelay" повторяется в тексте в конце песни "Lord Only Knows". По словам Стивена Малкмуса, название является каламбуром на Oh Delay, поскольку запись альбома заняла очень много времени.
На обложке альбома изображен комондор, редкая венгерская порода собак с густой шерстью, перепрыгивающий через препятствие. Оригинальная фотография была сделана фотографом-кинологом Джоан Людвиг (1914-2004) для июльского номера журнала Американского клуба собаководства за 1977 год.
Концертный тур "Odelay" принес Беку репутацию энергичного и безупречного исполнителя, и его авторитет вырос после многочисленных выступлений на MTV, в радиошоу Говарда Стерна, на Грэмми 1997 года, позже в шоу с Джулсом Холландом и на многих других.
После выхода Odelay получил почти единодушное признание критиков. Oн был номинирован на премию "Грэмми" за альбом года и получил "Грэмми" за лучший альбом альтернативной музыки в 1997 году, а также премию "Грэмми" за лучшее мужское рок-вокальное исполнение за песню "Where It's At". Он занял 16-е место в рейтинге Spin "100 величайших альбомов, 1985-2005". Odelay был признан альбомом года по версии американского журнала Rolling Stone. Он был признан лучшим альбомом года в опросе критиков Village Voice Pazz & Jop, а также в ежегодном опросе критиков NME. В 1998 году читатели журнала Q признали Odelay 51-м величайшим альбомом всех времен. Альбом занял 306-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен журнала Rolling Stone в 2013 году, а позже занял 424-е место в издании 2020 года и 9-е место в списке 100 лучших альбомов девяностых. Избиратели в опросе Channel 4 "100 величайших альбомов" 2005 года поставили его на 73-е место. Музыкальный сайт Pitchfork поставил его на 19-е место в списке 100 лучших альбомов 1990-х.
Роб Шеффилд в обзоре AllMusic считает, что, как и альбом Mellow Gold, Odelay включает в себя элементы из различных жанров, включая "фолк и кантри, шероховатый гаражный рок, жесткое электро, олдскульный рэп и нойз-рок". Альбом также не лишен влияния панк-рока, босса-новы, латиноамериканской музыки, соула и мейнстрима.
Бек Хансен
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"На Odelay, его втором альбоме на мейджор-лейбле, Беку Хансену было что доказать. С синглом 1994 года "Loser" он имел огромный успех. Песня была названа "гимном бездельников", а ее припев ("Я неудачник, детка, так почему бы тебе не убить меня") стал глобальным слоганом, в то время как тогдашний 24-летний музыкант был помазан на постер поколения X.
Но "Лос Анжелено" не был одурманенным наркотиками расточителем. "Loser" был таким же ироничным, как и его инди-песня "MTV заставляет меня хотеть курить крэк". Он был неугомонно изобретательной музыкальной сорокой, с таким же энтузиазмом относившейся к фолку, как и к хип-хопу, столь же искусный в лунной походке, как и в создании фигур рок-чувака, кем-то, кто разбирался в технике записи lo-fi, но также и в том, как использовать передовые технологии звукозаписи.
С помощью Odelay он объединил все эти разрозненные идеи в одно яркое целое. Бек познакомился с The Dust Brothers, артистами-продюсерами, ответственными за оживленный ажиотаж в бутике Paul's от Beastie Boys. Это был вдохновенный союз: только первый трек "Devils Haircut" может похвастаться сэмплом Джеймса Брауна, большими жирными риффами, битами superfly и коллажем из звуковых трюков и причуд day-glo.
"The New Pollution" начинается как дрянное легкое прослушивание, а затем захватывает ритмы "Taxman" The Beatles.
"Where It's At" - это хип-хоп в стиле фанк.
"Jack-Ass" - захватывающая кантри-баллада, построенная на великолепной кавер-версии Дилана "It's All Over Now, Baby Blue".
Ослепительно эклектичный, Odelay - это звук молодого индивидуалиста, безумно веселящегося и нащупывающего свой путь вперед. Он разошелся тиражом в два миллиона экземпляров, породил множество хитов MTV и получил две премии Грэмми. Появился новый тип гения. "
Label - Bong Load
Producer - Various
Art Direction - Robert Fisher • Beck Hansen
Nationality - USA
Running Time - 51:28