Bill Black's Combo – The Best Of Bill Black's Combo The Hi Records Years
Label: Hi Records – 7 2435 -27836-2-5, The Right Stuff – 7 2435-27836-2-5
Format: CD, Compilation
Country: US
Released: 2001
Genre: Rock, Pop
Style:
Быть может кому-то будет интересно узнать, о чем идет речь в рецензии на этот диск. Представляю Вашему вниманию перевод.
Никакая современная технология не может подражать мучительной точности Combo Билла Блэка. Гитара, бас и барабаны каким-то образом держали свободный, но по-военному точный ритм. Более удивительным является тот факт, что звук Combo остался нетронутым после бесчисленного количества смены участников. Среди выпускников школы Билла Блэка были Реджи Янг, Майк Лич, Бобби Вуд,
Эйс Кэннон, Бобби Эммонс, Чипс Моман и Томми Когбилл. Выпускники Combo улучшили тысячи после тысяч сессий, и кое-что из того, что они знали, они выучили, используя эти песни. Это коренная порода Мемфиса.
К сожалению, Билл Блэк умер, не успев рассказать нам то, что знал. Как бы то ни было, его интервью занимают меньше страницы. Остались только смутные и иногда противоречивые воспоминания других людей. Единственная закономерность в том, что ни у кого нет даже отдаленно плохого слова, чтобы сказать о нем. Поскольку в музыкальном бизнесе если и был человек, который мог нравиться всем, так это Билл Блэк. Люди пересказывают его шутки, но признают, что Билл рассказывал их лучше, и они все еще улыбаются, вспоминая ухмылку Чеширского кота на его лице. .
Уильям Паттон Блэк-младший родился недалеко от Мемфиса 17 сентября 1926 года и провел свои ранние годы в маленьком городке сообщества, которые сейчас являются частью городской застройки Мемфиса, но тогда были отдельными поселками. В.П. Черный старший водил трамвай для железной дороги Мемфис-Стрит, и Блэки жили в Эллендейле, когда Билл был подростком. Он пошел к школа в Уайтхейвене и Оквилле. WP-старший был из восточного Теннесси и играл на скрипке hoedown. Билл быстро показал, что он может справиться с чем угодно со струнами. Он был амбидекстром (т.е. владеющим двумя руками), предпочитая левую руку, хотя был вынужден делать все правой рукой в школе. Он научился играть аккорды за своим отцом, который сделал ему маленькую гитару из коробки для сигар. когда ему было восемь или девять лет. Позже сосед подарил ему настоящую гитару.
Билл бросил школу в 1942 году и работал в грузовых доках агентства Railway Express. К этому моменту Блэки переехали на Алабама-стрит, 469 в Лодердейл-Кортс. Вернон и Глэдис Пресли и их замкнутый сын Элвис жили в доме № 462. Билл начал играть по вечерам с Паппи Полком и продолжал играть с Паппи, пока его не призвали в 1945 году. Большую часть своего срока службы он провел в Форт-Ли, штат Вирджиния. именно там он познакомился с Эвелин Стил, которая пела в деревенской группе, игравшей недалеко от его базы. Билл женился на Эвелин и привез ее обратно в Мемфис в 1946 году. Начав с того места, где он остановился, он днем работал в Air Express, а ночью играл в деревенских группах.
К началу пятидесятых Билл работал на заводе Firestone, в одной смене с Рэем Харрисом, Миллардом Йоу и Клайдом Рашем. Блэк, Йоу и Раш сформировали группу. Раш пригласил Скотти Мура, который, в свою очередь, нашел скрипача Томми Сили и бывшего вокалиста Хэнка Дуга Пойндекстера. Именно эта группа отправилась на Sun Records весной 1954 года.
«Билл привлек мое внимание как действительно хороший ритмический басист», — вспоминал президент Sun Сэм Филлипс. «У него был стоячий бас с необычным звучанием. Это был слэп-бит и тональный бит одновременно». Элвис только начал околачиваться у Sun, и Филлипс попросил Билла и Скотти поработать с ним. Может быть, они смогли бы помочь парню найти направление.
На Sun они были объявлены как «Элвис Пресли, Скотти и Билл», а гонорары были разделены 50/25/25. В ноябре 1954 года, когда Элвис стал постоянным гостем в отеле Louisiana Hayride, Билл и Скотти, наконец, бросили Дуга Пойндекстера и связали свою судьбу с Элвисом.
В центре внимания всегда был Элвис, и, возможно, это было правильно. Есть короткий беззвучный клип, в котором Элвис, Скотти и Билл играют в Лаббоке, штат Техас, в июне 1955 года. Элвис почти затмевается своим басистом. Билл водит своим громоздким инструментом по сцене, стучит по нему и одобрительно кричит. В начале карьеры он играл традиционную роль стендап-комика, которую ожидали от деревенских басистов.
Эвелин вспоминала, что Билл одевался по-деревенскому, выходил на сцену и просил сыграть на его басу. Элвис говорил ему, чтобы он ушел. Билл говорил: «Да ладно, чувак, просто дай мне шанс.» Элвис, наконец, уступал, и тогда волк вылезал из овечьей шкуры, когда они с Биллом начинали один из своих жарких номеров.
Когда Элвис подписал контракт с RCA в ноябре 1955 года, «Элвиса, Скотти и Билла» больше не было. Скотти и Билл теперь были нанятыми музыкантами. В 1958 году их пути с Элвисом разошлись. Позже Скотти снова работал с Элвисом, но Билл больше никогда этого не делал. «Они зарабатывали двести долларов в неделю, — вспоминал брат Билла, Джонни. «Черт, я зарабатывал больше с трио Джонни Бернетта, а у нас даже не было хитов!» Скотти и Билл отыграли несколько концертов в Мемфисе и его окрестностях, но работы было мало. Билл устроился обслуживать кондиционеры в компанию Able Appliances. Он все еще был там в 1959 году, когда пошел к Рэю Харрису, которого знал по Файерстоуну. Харрис теперь был партнером нового лейбла Hi Records. Он вспомнил, как Билл водил «Студебекер» в 49-м году, и расстроился, когда подняли тему Пресли.
До сих пор существует некоторая путаница в отношении происхождения Bill Black Combo. Некоторые говорят, что должно было быть Reggie Young Combo, но музыканты решили использовать имя Билла из-за того, что он ассоциировался с Элвисом. Также было ясно, что Реджи Янг будет призван на службу в 1960 году. К тому моменту Реджи был гитаристом в Stompers Эдди Бонда, но не имел никакой значимой ценности за местными пределами. Саксофонист Марти Уиллис работал с «Маленькими зелеными человечками» Билли Райли, а пианист Джо Луис Холл был участником группы Уилли Митчелла (хотя до первого альбома Hi Уилли оставалось еще около двух лет). Барабанщик Джерри Арнольд был племянником Эдди Арнольда и, как позже выяснилось, дольше всех проработал в Combo.
«Мы работали над старой мелодией Хэнка Томпсона три или четыре ночи, — сказал Рэй Харрис, — но ничего не получалось. Реджи не захотел играть дальше, и однажды ночью он пришел и сказал: «Мы никуда не идем». Итак, он настроил свою гитару потише и начал на ней играть. Все согласились, и мы придумали «Smokie». Мы начинали репетировать в 6:00 каждый вечер и работали до 11:00. Мы делали это в течение трех недель».
Главный акционер Hi Records, владелец музыкального магазина Джо Куоги, был на грани закрытия лейбла, когда 9 сентября 1959 года был выпущен "Smokie". "Smokie Part 2" попал в чарты. "Smokie" был совместным усилием со стороны Combo, но Уиллис потребовал плату за сеанс, а не кусок пластинки, а Джо Холл продал свою долю за 27 долларов, чтобы оплатить счет за электричество. Когда рекорд начал бить, и Холл, и Уиллис ушли. Холл уже имел стычку с Харрисом во время сессий. Харрис разговаривал в аппаратной, не подозревая, что микрофон в студии был включен. Несколько расистских эпитетов достигли ушей Холла, и он вылетел. Харрису пришлось извиниться, чтобы вернуться назад в группу.
Вскоре Реджи Янг отправился в командировку в Эфиопию. Его сменила череда гитаристов, включая Хэнка Хэнкинса, Чипса Момана и Томми Когбилла. Марти Уиллиса заменил Эйс Кэннон. Джо Холла в студии заменил Карл Маквой (купивший долю Hi в 1960 году), а на гастролях - Бобби Эммонс и Бобби Вуд. В качестве продолжения Харрис хотел, чтобы блюзовая аранжировка "Smokie" была наложена на мелодию, а не на ритм. Группа зажгла «Белые серебряные пески», хит мемфисского комика брата Дэйва Гарднера в 1957 году. Маквою пришла в голову идея сыграть мелодию на органе Hammond, и он использовал грузовик своей строительной компании, чтобы доставить громоздкий инструмент в студию.
Это была самая дрянная пластинка года, но и самый большой хит Билла Блэка, занявший 9-е место в поп-чартах.
В конечном итоге продажи превысили миллион, что побудило Рэя Харриса бросить свою основную работу и стать звукорежиссером-продюсером на полную ставку. Он также получил Combo на шоу Эда Салливана, которое стало единственным случаем, когда Маквой играл с группой вне студии. «Джо сказал, что они должны забрать меня, — вспоминал Маквой. «Он боялся, что Бобби (Эммонс) все испортит. Это задело чувства Бобби, но Джо сказал: «Приятель, медвежонок, ты делаешь это вживую. Я не могу рисковать, что Бобби облажается». не попали на Салливана, потому что мы не понравились Эду после того, как мы туда попали. Именно Боб Джонсон [журналист из Мемфиса, тогда работавший в Нью-Йорке и редактировавший журнал 16] повлиял на Эда, чтобы он нас пригласил. Мы даже взяли Рэя там, и он спроектировал нашу часть, потому что они не могли получить правильный звук».
У Билла Блэка никогда не было такой пластинки, как «White Silver Sands», но это почти не имело значения, потому что он подключился к тому, что Харрис назвал «кормовицей». В то время в Соединенных Штатах было более миллиона музыкальных автоматов, и каждая пластинка Билла Блэка попадала на 200 000 или более из них. «Продажа, — заметил Харрис, — есть продажа». Combo особенно хорошо продавался на рынке R&B. И "Smokie", и "White Silver Sands" были хитами R&B №1. Hi увековечил иллюзию, что Combo может быть черным актом, всего один раз поместив фотографию Билла Блэка на обложку альбома. Что касается танцевальных записей, Билл Блэк превзошел Билла Доггетта. «Однажды Доггетт приехал в город, — вспоминал Рэй Харрис, — и сказал, что хочет увидеть человека, который выстрелил ему в седло».
Билл вскоре понял, что ему не нужно быть с группой на гастролях. Большая часть публики все равно думала, что Эйс Кэннон это Билл Блэк, потому что Кэннон и пианист были единственными солистами.
Поэтому в начале 1962 года он ушел с гастролей, и его место занял Боб Такер. Никто не помнит, был ли Блэк с группой, когда они поддерживали первое турне Битлз по Америке; высока вероятность того, что он не был. «Они попросили нас, — рассказал Реджи Янг Роберту Гордону. «Мы все тусовались вместе целых тридцать дней. У нас был небольшой отдых в Ки-Уэсте, мы зашли в маленькое кафе и джемовали там два дня».
Когда в 1962 году потребовалось продление контракта с Hi, Билл заключил продюсерскую сделку для своего собственного лейбла. Он основал студию Lyn-Lou (названную в честь его сына Луи и дочери Нэнси Лин) на Челси-авеню в Мемфисе, где он записывал демо-версии и выполнял работы на заказ. Затем, в апреле 1962 года, он учредил Louis Records, заключив сделку на распространение через Hi and London. У него был быстрый хит с оригинальной версией Денниса Тернера «Lover Please», прежде чем Клайд Макфаттер перехватил его. Студия отбирала большую часть энергии Билла, пока он не заболел в первые месяцы 1965 года. У него начались сильные головные боли и потеря памяти. 10 июня была операция и еще через шесть недель еще одна по удалению массивной опухоли головного мозга. Требовалась третья операция, но она оставила бы его в состоянии «овоща». Билл смирился с трагически ранней смертью. Он устроил так, чтобы Боб Такер взял на себя имя «Комбо Билла Блэка», а Ларри Роджерс возглавил студию. Он умер 21 октября 1965 года. Элвис прислал открытку, но на похороны не пришел.
Комбо Билла Блэка, все еще находившееся под руководством Боба Такера, набирало силу в восьмидесятые годы. Были ремейки записей с этой пластинки, но это оригинальные версии. Сам Билл Блэк выбирал материал и руководил неподражаемым звуком. Это прекрасно исполненные записи. Точность, экономичность и чувственность не имеют себе равных. Нет ни одной лишней ноты. Действительно они были самими лучшими на Memphis records. У них все еще есть чему поучиться.
No amount of current technology could emulate the aching exactness of Bill Black's Combo. Guitar, bass, and drums somehow kept a loose yet militarily precise pulse. More surprising is the fact that the Combo sound remained intact through myriad changes of personnel. Graduates of the Bill Black finishing school included Reggie Young, Mike Leach, Bobby Wood, Ace Cannon, Bobby Emmons, Chips Moman, and Tommy Cogbill. Combo alumni have enhanced thousands upon thousands of sessions, and some of what they knew, they learned ploying these songs. This is bedrock Memphis.
Sadly, Bill Black died before he could tell us what he knew. As it is, his interviews fill less than a page. This leaves us with the vague and sometimes conflicting memories of others. The only consistency is that no one has even a remotely uncharitable word to say about him. Inasmuch as anyone could be universally liked in the music business, it was Bill Black. People re-tell his jokes but admit that Bill told them better, and they still smile as they remember that Cheshire cat grin crossing his face.
William Patton Black, Jr. was born near Memphis on September 17, 1926, and spent his earliest years in the small communities that are now part of the Memphis urban sprawl, but were then distinct townships. W.P.
Black Sr. drove a streetcar for the Memphis Street Railway and the Blacks lived in Ellendale while Bill was in his early teens. He went to school in Whitehaven and Ookville. W.P., Sr. was from eastern Tennessee and played the hoedown fiddle. Bill quickly showed that he could master anything with strings. He was ambidextrous, favoring his left hand, although he was forced to do everything right-handed in school. He learned to play chords behind his father, who made him a little cigar box guitar when he was eight or nine years old. Later, a neighbor gave him a real guitar.
Bill quit school in 1942 and worked on the freight docks for the Railway Express Agency. By this point, the Blacks had moved to 469 Alabama St. in Lauderdale Courts. Vernon and Gladys Presley and their withdrawn son Elvis lived at number 462. Bill began playing in the evenings with Pappy Polk and continued with Pappy until he was drafted in 1945. He spent most of his tour of duty in Fort Lee, Virginia, and it was there that he met Evelyn Steele who sang with a hillbilly band that played near the base. Bill married Evelyn and brought her back to Memphis in 1946. Picking up where he left off, he worked for Air Express during the day and ployed in hillbilly bands at night.
By the early Fifties, Bill was working at the Firestone plant where he was on shift with Ray Harris, Millard Yow, and Clyde Rush. Black, Yow, and Rush formed a group. Rush brought in Scotty Moore who in turn found a fiddler, Tommy Sealey, and a hand-me-down Hank vocalist, Doug Poindexter. It was this group that went to Sun Records in the Spring of 1954. "Bill just caught my ear as a real good rhythmic bass player," recalled Sun president Sam Phillips. "He had a stand-up bass that had an unusual sound. It was a slap beat and a tonal beat at one and the same time." Elvis had just started hanging around Sun, and Phillips asked Bill and Scotty to work with him. Maybe they could help the kid find a direction. On Sun, they were billed as "Elvis Presley, Scotty and Bill," and the royalties were divided 50/25/25. In November 1954, when Elvis became a regular guest on the Louisiana Hayride, Bill and Scotty finally quit Doug Poindexter and cast their lot with Elvis.
The focus was always on Elvis, and perhaps rightly so, but there's a short, soundless clip of Elvis, Scotty and Bill playing in Lubbock, Texas, in June 1955. Elvis is almost upstaged by his bass player.
Bill moves his cumbersome instrument over the stage, thumps it, and hollers encouragement. In the early days, he would play the traditional role of stand-up comedian that was expected of hillbilly bass players.
Evelyn recalled that Bill would dress up like a hick, walk on-stage and ask to play his bass. Elvis would tell him to go away. Bill would say, ’Aw c'mon, man, just gimme a chance." Elvis would finally relent and then the wolf would come out of the sheep's clothing as he and Bill would launch into one of their torrid routines.
When Elvis signed with RCA in November 1955, "Elvis, Scotty, and Bill" was no more. Scotty and Bill were now sidemen. In 1958, they parted ways. Scotty later worked with Elvis again, but Bill never did. "They were making two hundred dollars a week," recalled Bill's brother, Johnny. "Hell, I was making more than that with the Johnny Burnette Trio and we hadn't even had any hits!" Scotty and Bill played a few gigs in and around Memphis, but work was scarce. Bill took a job servicing air conditioners with Able Appliances. He was still there in 1959 when he went to see Ray Harris, whom he'd known at Firestone. Harris was now a partner in a new label, Hi Records. He remembered that Bill was driving a '49 Studebaker and got upset when the subject of Presley was raised.
There's still some confusion about the origin of the Bill Black Combo. Some say it was meant to be the Reggie Young Combo, but they decided to use Bill's name because of the milage from his association with Elvis.
It was also clear that Reggie Young would be entering the service in 1960. To that point, Reggie had been the guitarist with Eddie Bond's Stompers, but had no marquee value outside the local pickers. Saxophonist Marty Willis had worked with Billy Riley's Little Green Men, and pianist Joe Louis Hall was a member of Willie Mitchell's band (although Willie's first Hi record was still some two years distant). Drummer, Jerry Arnold, was Eddy Arnold's nephew and later proved to be the longest serving member of the Combo.
'We worked on an old Hank Thompson tune for three or four nights," said Ray Harris, "but nothing was happening. Reggie hadn't been working on it and he came down one night and said, 'We're goin' nowheres.' So, he tuned down his guitar and started beating around on it. Everyone fell in and we come up with 'Smokie.' We started rehearsing at 6:00 every night and went 'til 11:00. We did that for three weeks."
The major stakeholder in Hi Records, record store owner Joe Cuoghi, was on the point of closing the label when "Smokie" was released on September 9, 1959. In June that year, Cuoghi had concluded a distribution deal with London Records, and London muscled "Smokie Part 2" into the charts. "Smokie" had been a communal effort on the part of the Combo, but Willis had demanded his session fees rather than a piece of the record and Joe Hall had sold his share for $27.00 in order to pay an electricity bill. When the record started breaking, both Hall and Willis quit. Hall hod already had a run-in with Harris during the sessions. Harris had been talking in the control room, unaware that the mic to the studio floor was open. Some racial epithets reached Hall's ears, and he stormed out. Harris had to apologize to get him back on the job.
Reggie Young soon left for a tour of duty took in Ethiopia. He was replaced by a succession of guitarists including Hank Hankins, Chips Moman, and Tommy Cogbill. Marty Willis was replaced by Ace Cannon. Joe Hall was replaced in the studio by Carl McVoy (who bought a share of Hi in 1960) and on the road by Bobby Emmons and Bobby Wood. For a follow-up, Harris wanted the bluesy shuffle of "Smokie" overlaid with a melody rather than a riff. The group lit upon 'White Silver Sands," a hit for Memphis comedian Brother Dave Gardner in 1957. McVoy had the idea of playing the melody on a Hammond organ and he used his construction company's truck to haul the bulky instrument to the studio.
It was the cheesiest record of the year, but it was Bill Black's biggest hit, peaking at No.9 on the pop charts.
It eventually topped one million sales and gave Ray Harris the impetus to quit his day job and become a full-time engineer-producer. It also got the Combo on the Ed Sullivan show, which marked the only occasion that McVoy played with the group outside the studio. "Joe said they had to take me," recalled McVoy. "He was afraid that Bobby (Emmonsj was gonna blow it. That hurt Bobby's feelings but Joe said, 'Buddy bear, you're doing it live. I can't risk Bobby screwin' up.' As it happened though, we almost didn't get on Sullivan 'cause Ed didn't like us after we got there. It was Bob Johnson [a Memphis journalist, then based in New York editing 16 magazine] who influenced Ed to get us on. We even took Ray up there and he engineered our portion 'cause they couldn't get the sound right."
Bill Black never had another record like "White Silver Sands," but it barely mattered because he had tapped into what Harris called "the gravy train." There were over one million jukeboxes in the United States at that point and every Bill Black record ended up on 200,000 or more of them. "A sale," Harris observed, "is a sale." The Combo sold especially well in the R&B market. Both "Smokie" and "White Silver Sands" had been No.l R&B hits. Hi perpetuated the illusion that the Combo might be a black act by only once placing Bill Black's photo on an album sleeve. In terms of making records for dancing, Bill Black out-Doggetted Bill Doggett.
"Doggett come to town one time," recalled Ray Harris, "and said he wanted to see the man who shot him outta the saddle."
Bill soon realized that he didn't need to be with the group on the road. Most of the audience thought that Ace Cannon was Bill Black anyway because Cannon and the pianist were the only soloists, so, early in 1962, he bowed out of road work and Bob Tucker took his place. No one remembers if Black was with the group when they supported the Beatles' first American tour; the likelihood is that he wasn't. "They requested us,"
Reggie Young told Robert Gordon. "We all hung out together for the whole thirty days. We had some time off in Key West, and got into a little cafe and jammed for two days."
When the Hi contract came up for renewal in 1962, Bill built in a production deal for his own label. He had started Lyn-Lou Studio (named after his son Louis and daughter Nancy Lyn) on Chelsea Ave. in Memphis, where he cut demos and did custom work. Then, in April 1962, he incorporated Louis Records with a distribution deal via Hi and London. He had a fast-breaking hit with Dennis Turner's original version of "Lover Please"
before Clyde McPhatter scooped him. The studio consumed most of Bill's energies until he became sick in the early months of 1965. He began to get bad headaches and suffered memory loss. There was an operation on June 10 and another six weeks later to remove a massive brain tumour. A third operation was necessary but would have left him in a vegetative state. Bill reconciled himself to a tragically early death. He arranged for Bob Tucker to take over the name "Bill Black's Combo" and for Larry Rogers to take over the studio. He died on October 21, 1965. Elvis sent a card, but didn't attend the funeral.
The Bill Black Combo, still under Bob Tucker's leadership, was going strong into the Eighties. There have been remakes of these recordings, but these are the original versions. Bill Black himself chose the moterial and guided the inimitable sound. These are perfectly executed records. The precision, economy, and feel is matchless. Not a surplus note. In that, they were very Memphis records. There's still much to learn from them.
- COLIN ESCOTT
1 Smokie Part 2
2 White Silver Sands
3 Josephine
4 Don't Be Cruel
5 Blue Tango
6 Hearts Of Stone
7 Ole Buttermilk Sky
8 Movin'
9 Honky Train
10 Twist-Her
11 So What
12 Do It- Rat Now
13 Little Jasper
14 Long Gone
15 Monkey-Shine
16 Comin' On
17 Tequila
18 Little Queenie