- Холидей Билли Дата рождения: 7 апреля 1915 года Дата смерти: 17 июня 1959 года
Биография Билли Холидей
Современная музыка обязана Билли Холидэй (Billie Holiday) революционными изменениями в искусстве поп-вокала. Первой из популярных джазовых вокалисток она покоряла сердца слушателей прежде всего своим драматическим талантом, интимной и проникновенной манерой, и только потом - блестящей техникой исполнения классического блюза и джаза. Сегодня почти невозможно поверить, что по традиции, которой подчинялась вся популярная музыка до нее, исполнители джаза, блюза или поп-мелодий редко привносили личное чувство в свои песни.
Из самых известных артисток, пожалуй, только блюзовые дивы Бесси Смит (Bessie Smith) и Ма Рейни (Ma Rainey) действительно проживали на сцене те истории, о которых пели. Билли Холидэй сломала существующий стереотип, наполняя свои эстрадные номера живыми эмоциями, подлинными переживаниями. Она была многим обязана Бесси Смит и луи Армстронгу (Louis Armstrong), но тонкий артистизм и интимная вокальная манера - это ее собственные уникальные черты, которым нельзя механически научиться. Ее душевная обнаженность произвела вполне объяснимый шок в эпоху царствования взаимозаменяемых певцов и однотипных солистов ансамблей.
Записанные певицей композиции поражают не только особой одухотворенностью исполнения, но и превосходной вокальной техникой, которая заметно выделяла Холидэй на фоне ее современниц. Когда она только начинала свою карьеру, даже тот зачастую стандартный и малоинтересный материал, который ей приходилось петь, Билли Холидэй изменяла до неузнаваемости. Избегая механического следования за ритмом и мелодией, она использовала их как основу для свободной фразировки с запаздыванием ритма, с неожиданными гармониями, которые заимствовала у своих любимых духовых музыкантов - Луи Армстронга и Лестера Янга (она признавалась позднее, что очень любила подражать трубе).
Личная жизнь Билли Холидэй, ставшая достоянием общественности (странные связи, пагубные привычки, периодические депрессии), конечно, подогревали несколько скандальный интерес к ее личности. Но главной "приманкой" вот уже более полувека остаются лучшие страницы ее творческой биографии, наиболее прочувствованные и совершенные вокальные номера в истории современной музыки - "Lover Man", "Don`t Explain", "Strange Fruit", ее собственная композиция "God Bless the Child". В ней было нечто большее, чем техническое мастерство и необыкновенная чистота голоса, которые поставили ее в один ряд с титанами вокала - Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) или Фрэнком Синатрой (Frank Sinatra). Холидэй обладала неповторимой и очень яркой индивидуальностью, оставившей отпечаток на всех ее выступлениях, которые каждый раз вспыхивали какими-то новыми нюансами.
Свою трагическую судьбу Билли Холидэй выстраивала посреди мрака и хаоса, которые окружали ее с первых лет жизни. Eleanora Fagan Gough - это ее настоящее имя - родилась, по одним источникам, 7 апреля 1915-го года, по некоторым другим - на три года раньше. Ее дедушка был одним из 17 детей чернокожей рабыни и белого рабовладельца-ирландца в штате Виржиния. Ее отец, Кларенс Холидэй (Clarence Holiday), и мать, Сэйди Фэген (Sadie Fagan), никогда не были женаты. Когда Элеонора появилась на свет, ее матери было всего 13 лет.
Отец, ненамного старше, бросил их вскоре после рождения дочери. Он научился играть на гитаре и банджо, впоследствии стал профессиональным музыкантом и играл в составе Fletcher Henderson`s Orchestra. (Через много лет Билли встречалась с ним в Нью-Йорке и, хотя она часто приглашала гитаристов для студийных записей, никогда не воспользовалась услугами своего отца). Мать из малолетней Сэйди Фэген получилась никудышная, девочка не знала нормального ухода и часто оставалась без присмотра. Детства у нее фактически не было. "Я никогда не играла в куклы, как другие дети, - вспоминала она через много лет. - В шесть лет я уже начала работать".
После того, как, по ее словам, она была изнасилована, десятилетнюю девочку отправили в католическую исправительную школу. По решению опекунского совета, она должна была находиться в стенах школы до совершеннолетия, но друг семьи помог освободить ее через два года. Вместе с матерью, уже переболевшей подростковым легкомыслием, в 1927 году Холидэй переехала сначала в Нью-Джерси, а потом в Бруклин. В Нью-Йорке на первых порах она помогала матери по дому, но вскоре нашла заработок на улице - занималась проституцией, чтобы прокормить себя. Приходилось ей и работать на побегушках, и мыть полы в баре с дурной репутацией "Alice Dean`s", где она впервые услышала записи Луи Армстронга и Бесси Смит.
Как гласит общепринятая легенда (подтвержденная самой артисткой в ее насквозь апокрифичной автобиографии "Lady Sings the Blues"), первый шанс стать певицей выпал ей в 1933 году. На шуточном танцевальном просмотре в одном из баров, незаконно торговавших спиртным, аккомпаниатор спросил у нее, умеет ли она петь. Якобы с этой шутки все и началось. На самом деле, к тому времени она уже не первый год подрабатывала вокалисткой в разных клубах Гарлема, заимствовав сценическое имя у обожаемой ею кинозвезды Билли Дав (Billie Dove).
Но действительно именно в 1933 году на 18-летнюю певицу обратили внимание профессионалы. Начинающий продюсер Джон Хэммонд (который был всего на три года старше Билли и делал первые шаги на подступах к твердыне шоу-бизнеса) написал о ней хвалебную заметку для журнала "Melody Maker" и привел на ее выступление знаменитого Бенни Гудмена (Benny Goodman). Вот это-то и было настоящим началом. Сделав пробную демо-запись в Columbia Studios, Холидэй стала солисткой небольшой группы, которую возглавлял Гудмен, и в ноябре 1933 года выпустила первый сингл "Your Mother`s Son-In-Law". В студию она не возвращалась больше года, но за это время прошла хорошую школу выживания на нью-йоркской клубной сцене, где царила жестокая конкуренция. В начале 1935 года ей удалось дебютировать на сцене Apollo Theater в Гарлеме и сняться в короткометражном фильме с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington).
Когда она наконец снова оказалась в студии, то провела сразу четыре сессии. В сопровождении случайно оказавшегося под рукой ансамбля, которым руководил пианист Тедди Уилсон (Teddy Wilson), она записала серию невразумительных песен-однодневок, отвечавших худшим композиторским стандартом своего времени. В середине 30-х черные музыканты о другом репертуаре не могли даже мечтать. В эпоху свинга музыкальные издательства приберегали лучший материал для раскрученных светских оркестров и популярных белых певцов.
Но даже при крайне низком качестве самих песен Холидэй и игравшие с ней музыканты (среди них были великолепные профессионалы: трубач Рой Элдридж (Roy Eldridge), альт-саксофонист Джонни Ходжес (Johnny Hodges), тенор-саксофонисты Бен Уэбстер (Ben Webster) и Чу Берри (Chu Berry)) умудрялись преобразить их и вдохнуть новую жизнь. Они написали лучшие страницы в истории джаза - "What a Little Moonlight Can Do", "Twenty-Four Hours a Day", "If You Were Mine", не говоря уже о блестящих номерах "Eeny Meeny Miney Mo" или "Yankee Doodle Never Went to Town".
Вдохновенная игра музыкантов и растущее вокальное мастерство Холидэй постепенно превратили ее в достаточно популярную артистку, которая могла регулярно записываться для второстепенных лейблов Brunswick и Vocalion, подразделений Columbia.
На протяжении 1936 года Билли Холидэй много ездила с группами под управлением Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford) и Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson), затем вернулась в Нью-Йорк, чтобы провести еще несколько сессий. На этот раз ее сопровождал небольшой ансамбль, отобранный из участников Count Basie`s Orchestra, который недавно обнаружил Джон Хэммонд. Некоторые музыканты, аккомпанировавшие Билли, навсегда остались ее коллегами и близкими друзьями - тенор-саксофон Лестер Янг и трубач Бак Клейтон (Buck Clayton). В конце 30-х эта троица создала ряд виртуозных работ, которые украсили дискографию каждого из них. (В скобках стоит оговориться, что с 1933 по 44 годы Холидэй записала больше 200 композиций, но не получила ни процента с их продажи.) Именно Янг первым назвал Билли Холидэй Lady Day (Леди День) за ее элегантность.
История жизни Билли Холидей
Весной 1937 года Холидэй отправилась на гастроли вместе с Count Basie`s Orchestra в качестве второй вокалистки, выступавшей вместе (или по отдельности) с солистом ансамбля Джимми Рашинга (Jimmy Rushing). В оркестре Билли провела меньше года. Официальной причиной увольнения считался ее чересчур горячий темперамент и низкая дисциплина. Но, по всей видимости, инициатива исходила от руководства музыкальных издательств, недовольных тем, что артистка категорически отказывалась петь женские блюзовые стандарты 20-х годов.
Поначалу ситуация складывалась в ее пользу. Не прошло и месяца после разрыва с Count Basie, как ее уже пригласили в популярную группу под руководством Арти Шоу (Artie Shaw). Билли начала петь в новом коллективе в 38 году - одна из первых черных вокалисток, вышедших на сцену в сопровождении белых музыкантов. Певица легко нашла общий язык с новыми коллегами, но, несмотря на их поддержку, организаторы концертов и радиоспонсоры вскоре начали открыто проявлять свое недовольство. Дело было как в ее неортодоксальной манере пения, так и в цвете кожи. После нескольких откровенно унизительных ситуаций, в которые ее намеренно ставили, Холидэй с негодованием покинула группу. И опять трудности обернулись ей во благо. Свободная от всяких обязательств, она дает отличный концерт в новомодном джазовом клубе "Cafе Society", первом популярном ночном заведении, среди завсегдатаев которого оказывались люди всех рас и национальностей.
В период работы в "Cafе Society" в ее репертуаре появилась песня "Strange Fruit", которая вывела ее карьеру на абсолютно новый уровень. Автор композиции, завсегдатай клуба Льюис Аллен (Lewis Allen), испытывал глубокую симпатию к Билли Холидэй. Песня была его гневной отповедью на неприкрытый расизм, доминирующий в южных штатах. Поначалу у Билли не было никакой уверенности, что эта бескомпромиссная песня сможет украсить ее репертуар, но в конце концов она отбросила все сомнения и, наполнив мелодию характерными утонченными нюансами, превратила "Strange Fruit" в кульминационный номер своих концертов.
Хотя Джон Хэммонд отказался записывать композицию (не столько из политических соображений, сколько из-за слишком резких, откровенных образов), он дал певице возможность записать ее для лейбла Commodore, хозяином которого был Милт Габлер (Milt Gabler), владелец магазина джазовых пластинок. Сразу после публикации сингл "Strange Fruit" был запрещен к трансляции на многих радиостанциях. Популяризовать песню удалось с помощью музыкальных автоматов, достаточно распространенных к этому времени (и обычно включавших также композицию Холидэй "Fine and Mellow").
Вплоть до 1942 Холидэй продолжала записываться для разных подразделений лейбла Columbia (в 42-м году в связи со вступлением США во Вторую мировую войну на новые записи был наложен временный запрет). В 1941 году в ее репертуаре появилась самая известная из ее композиций - хит на все времена "God Bless the Child" (музыку и слова она написала сама).
Третьим большим хитом певицы оказалась песня "Lover Man", опубликованная в 1944 году на новом лейбле Decca. Ее написал специально для Холидэй Милт Габлер. Хозяева Decca Records открыли артистке зеленую дорогу, сделав ее главной звездой лейбла и предоставляя в ее распоряжение первоклассный материал и лучших струнных музыкантов для студийных сессий. До конца 40-х она пользовалась щедрым покровительством Decca Records, записав за это время ряд великолепных песен, которые становились популярными и искренне любимыми. Лучшие среди них - "Them There Eyes", "Crazy He Calls Me" и кавер композиции Бесси Смит "`Tain`t Nobody`s Business If I Do".
Ее артистическая карьера достигла пика, а между тем душевного спокойствия и счастья у нее не прибавилось. В середине 40-х Билли Ходидей вступает в один из самых тревожных и смутных периодов своей жизни. Уже давно пристрастившись к алкоголю и марихуане, вместе со своим первым мужем Джонни Монро (Johnnie Monroe) она начинает курить опиум. Брак разваливается на глазах, и буквально из объятий первого супруга Билли идет под венец со вторым мужем - трубачом Джо Гаем (Joe Guy).
Несмотря на триумфальный (и прибыльный) концерт в нью-йоркском зале Town Hall, а также небольшую роль в фильме 1947 года "New Orleans" вместе с Луи Армстронгом, идея собрать собственный ансамбль вместе с Джо Гаем обошлась им обоим в копеечку. Еще не успев оправиться от финансовых проблем, Билли узнает о смерти матери. Для нее это слишком тяжелое потрясение, которое она пытается заглушить наркотиками. И только ухудшает ситуацию. Она попадает под арест за хранение героина, суд приговаривает ее к восьми месяцам тюремного заключения.
К сожалению, после освобождения ее проблемы не только не кончились, но и навалились с новой силой. Судимость, да еще по такой статье, автоматически исключила ее из профсоюза артистов кабаре, так что в ночные клубы дорога для нее была закрыта. Для нее теперь существовала только студийная работа. До конца 50-х она сотрудничала с лейблом Decca, потом начала записываться для джазового антрепренера Нормана Гранца (Norman Granz), в ведении которого находились рекординговые компании Clef и Norgran, а с 56 года перешла на лейбл Verve.
Студийные сессии вернули ее в почти забытую интимную атмосферу ранних записей для Columbia, где ей аккомпанировали небольшие джаз-бэнды. Певица опять воссоединилась с Беном Уэбстером и познакомилась с целым рядом первоклассных музыкантов - Оскаром Петерсоном (Oscar Peterson), Гарри Эдисоном (Harry "Sweets" Edison), Чарли Шейверсом (Charlie Shavers). Ее голос, перенесший не меньше испытаний, чем она сама, начинал уже терять былую красоту, и все-таки тот материал, который Билли Холидэй записала в 50-е, практически не уступал по качеству ее классическим записям.
В 1954 году Холидэй пересекла Атлантический океан и с большим успехом проехала с концертами по Европе. После чего засела за свою автобиографию. А параллельно записала один из лучших своих альбомов, двойную пластинку "All or Nothing at All" (1955 год). Настроение на альбоме варьируется от солнечного оптимизма ("Love Is Here to Stay") до прочувствованной рефлексии ("Ill Wind"). Новые версии композиций "Moonlight in Vermont" и "A Foggy Day" представляют классику джазовой вокальной традиции. Под руководством продюсера Нормана Гранца певицу сопровождают в студии выдающиеся музыканты: трубач Гарри Эдисон, гитарист Барни Кессель (Barney Kessel), тенор-саксофонист Бен Уэбстер и пианист Джимми Роулс (Jimmy Rowles).
История Билли Холидэй, рассказанная ею самой, была опубликована в 1956 году под названием "Lady Sings the Blues". В автобиографии певица хоть и приукрасила свою жизнь, но и искренне поведала о многих очень интимных моментах, что только прибавило ей известности.
Последним официальным появлением артистки на публике стали съемки для специальной программы телеканала CBS "The Sound of Jazz". Билли пела под аккомпанемент Уэбстера, Лестера Янга, Колумена Хоукинса (Coleman Hawkins). В феврале 1958 года в сопровождении струнного оркестра Рэя Эллиса (Ray Ellis) она записала лонг-плей "Lady in Satin". Пластинка вызвала самые противоречивые отклики. Очевидно было только одно - вокал певицы уже пережил свои лучшие времена. В последний год своей жизни она еще дважды приезжала в Европу.
В начале 1959 года Холидэй сделала последнюю в своей жизни студийную запись для лейбла MGM. Слушать эту пленку без боли невозможно: Билли уже не хозяйка своему голосу, чужому и колючему, почти полностью уничтоженному наркотиками.
В мае 1959 года Билли Холидэй пережила состояние комы - дали о себе знать больная печень и сердце. Последние недели ее жизни превратились в кошмар. Уже будучи при смерти, она умудрялась добывать героин, была снова арестована за хранение наркотиков и заключена под стражу в собственной комнате. Она ушла из жизни 17 июля 1959 года. Официальное медицинское заключение называет причиной смерти передозировку героина. Ей было всего 44 года.
Смерть придала мученический ореол ее трагической судьбе. Очень скоро она превратилась в культовую фигуру, слава которой росла с каждым годом. Дайана Росс (Diana Ross), сыгравшая Билли Холидэй в художественном фильме 1972 года "Lady Sings the Blues", пыталась преодолеть разрыв между противоречащими друг другу мифами, окружавшими ее личность. На волне возобновившегося интереса к ее судьбе переизданные пластинки Холидэй снова попадают в центр внимания меломанов. Альбом 1973 года "Strange Fruit" возглавляет джазовый чарт и поднимается в американский рейтинг поп-альбомов, большим успехом пользуется также пластинка "The Billie Holiday Story".
В эпоху цифровой записи практически весь массив студийных и концертных материалов Холидэй подвергся цифровой обработке и был переиздан компаниями, с которыми она работала. Наиболее полное издание появилось на лейбле Columbia - "The Quintessential Billie Holiday" на 9 дисках.
В 2000 году имя Билли Холидэй появилось в Зале славы рок-н-ролла.
Несмотря на отсутствие всякой вокальной школы и недостаток технической подготовки, неповторимая манера Билли Холидэй, ее неподражаемая фразировка и пронзительный драматизм превратили ее в выдающуюся джазовую вокалистку мирового уровня. Белые гардении, которыми она украшала свои волосы, навсегда стали ее символом.
"Я бы не вынесла, если бы должна была без всяких изменений петь одну и ту же песню два вечера подряд, а не то что два года или десять лет, - писала Билли Холидэй в своей автобиографии. - Если вы так можете, то это не музыка, это муштра, это тренировка, это только техника - все что угодно, но не музыка".