Bob Dylan альбом The Bootleg Series Vol. 4: Bob Dylan Live 1966, The "Royal Albert Hall" Concert (1998)
Скандальный концертник властителя дум продвинутых англосаксов, сравнимый для тогдашних и нынешних российских реалий по воздействию на слушателя с Высоцким и Окуджавой в одном флаконе, Live 1966: The "Royal Albert Hall" Concert - альбом Боба Дилана на двух дисках, выпущенный в 1998 году. Вокал Дилана, как всегда, гнусавый и противный.
Это вторая часть продолжающейся серии бутлегов Боба Дилана на лейбле Legacy Recordings, и она была сертифицирована RIAA как золотая пластинка. Записан в Манчестерском зале свободной торговли во время мирового турне Дилана в 1966 году, хотя ранние бутлеги приписывали запись Королевскому Альберт-холлу, поэтому он более известен, как концерт в Королевском Альберт-холле. Широко распространявшийся в течение десятилетий, он является важным документом развития популярной музыки в 1960-е годы.
Концерт состоял из двух частей: в первой половине Дилан один на сцене исполнял полностью акустический сет песен, во второй половине - "электрический" сет вместе с группой the Hawks. Первая половина концерта была тепло встречена публикой, в то время как вторая подверглась резкой критике, причем перебранки между публикой и исполнителем продолжались до и после каждой песни.
Дилан в 1966 в сопровождении The Hawks (позже переименованной в Тhe Band) отправился в шестинедельный весенний тур, который начался в Австралии и завершился в Лондоне. Переход Дилана к электромузыке и его очевидный отрыв от привычно применимого к нему традиционного фолка продолжали вызывать споры, а его британская аудитория была особенно возмущена, поскольку некоторые поклонники считали, что Дилан "продался".
Электрическая часть этого концерта впервые появилась в конце 1970 или начале 1971 года на бутлегерских пластинках с различными названиями. 3 июня 1971 года критик Дэйв Марш дал рецензию на один бутлег в журнале Creem, написав: "Это самое в высшей степени элегантное произведение рок-н-ролльной музыки, которое я когда-либо слышал...Чрезвычайная тонкость музыки настолько тесно переплетена с ее величием, что они кажутся одним и тем же".
Критик Джон Ландау рецензировал другой бутлег концерта: "Излишне говорить, что альбом великолепен как в музыкальном плане, так и в плане удивительного возвращения к темпераменту шестидесятых. Слушая его, нетрудно вспомнить Дилана на сцене Мемориального театра Доннелли в Бостоне или в Форест Хиллз в Нью-Йорке, стоящего лицом к лицу, глаза в глаза с Робби Робертсоном между каждым куплетом практически каждой песни, в то время как гитарист играл свою партию. Также нетрудно запомнить этот хрупкий взгляд, который иногда заставлял задуматься, что вообще давало ему силы стоять там, когда он запоминал невероятно сложные тексты своих невероятно длинных песен, ни разу не запнувшись...Мне нетрудно вспомнить освистывание, имена, оскорбления, которые он вытерпел только ради того, чтобы стоять там с электрической группой...На этом альбоме публика хлопает в неподходящее время, ритмично, как будто нарочно сбивает его с ритма. В начале "One Too Many Mornings" он рассказывает совершенно безумную историю очень тихим голосом, в то время как аудитория шумит. По мере того, как они постепенно теряют свою энергию, он обретает ее, и его голос становится громче, пока, когда они почти полностью замолкают, он прямо не говорит: "Если бы вы только не хлопали так сильно". Аудитория аплодирует этому заявлению."
Ставшая легендарной стычка Дилана с хейтером, выкрикивавшим из зала "Иуда!", отчетливо слышимая на записи, была задокументирована, как произошедшая в Манчестерском Зале Свободной Торговли (Manchester's Free Trade Hall ) 17 мая 1966 года. После крика "Иуда!" раздаются хлопки, за которыми следует еще больше насмешек. Затем Дилан, взяв довольно высокомерный тон отвечает, как бы обыгрывая слова Христа: "Я тебе не верю", затем, после паузы, столь же высокомерно добавляет "Ты - лжец". Далее Дилан приказывает группе: "Играйте чертовски громко!", когда они начинают "Like a Rolling Stone". В конце песни аудитория взрывается аплодисментами, и Дилан благодарит: "Спасибо".
После нескольких лет споров, противоречивых заявлений и спекуляций среди дискографов Дилана, вариант с Манчестером был подтвержден и предварительный микс предполагаемого издания Columbia был выпущен бутлегом в 1995 году под названием Guitars Kissing & The Contemporary Fix.
Дилан не признал официальным это издание; три года спустя он разрешил выпустить заметно отличающуюся версию для своего второго релиза "Bootleg Series". Одна песня, записанная на настоящем концерте Дилана в Королевском Альберт-холле, была выпущена ранее ( "Visions of Johanna" 26 мая 1966 года на бокс-сете Biograph). Отрывки из других британских концертов 1966 года включены в телевизионный документальный фильм Мартина Скорсезе "No Direction Home" 2005 года. Видеозапись инцидента с выкриком "Иуда!" была обнаружена и использована в конце документального фильма.
Наконец выпущенный в 1998 году, концерт Live 1966: The "Royal Albert Hall" имел коммерческий успех и успех критиков. Он достиг 19-го места в Великобритании.
"Для (гитариста Led Zeppelin) Джимми Пейджа", - отметил фотограф (и друг Пейджа). Росс Халфин: "этот (бутлег) - по-прежнему лучший альбом. Джимми до сих пор покупает его копии всякий раз, когда видит, потому что он ему очень нравится".
Альбом занимает 989-е место в списке 1000 лучших альбомов всех времен (3-е издание, 2000). Элвис Костелло назвал его одним из 500 своих любимых альбомов.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"Во время своего турне 1965 и 1966 годов Дилан открывал свои концерты набором своих акустических фолк-гимнов, за которыми следовало исполнение в сопровождении рок ансамбля. Реакция была явно неоднозначной. Молодые пуристы, многие из которых открыли для себя фолк благодаря Дилану, почувствовали себя преданными импульсивной сменой направления своего героя и были слишком разгневаны, чтобы осознать, что они стали свидетелями рождения фолк—рока.
Когда Дилан прибыл в Манчестер 16 мая 1966 года, и он, и его последователи были готовы к бою. Возможно, самым огорчительным для поклонников, которые встретили второй сет Дилана свистом и улюлюканьем, было то, что песни, отражавшиеся от стен Free Trade Hall, на самом деле были любимыми песнями раннего Дилана, превращенными в разухабистые электро номера с помощью The Hawks, бэк—группы мирового класса, которые позже стали называться "The Band".
Потрясающие исполнения "I Don't Believe You" и "One Too Many Mornings", подкрепленные громоподобным басом Рика Данко и обжигающей соло-гитарой Робби Робертсона, получили новую захватывающую дух жизнь от Дилана, который выплевывал тексты, как отравленные стрелы.
Большая часть электрического сета состояла из песен о расставании, только теперь Дилан адресовал их всем, кто сомневался в его втором пришествии. После проникновенной "Баллады о худом человеке" ("Ballad Of A Thin Man") из толпы в него полетели крики: "Иуда!". Дилан возразил: "Ты - лжец!", прежде чем повернуться и приказать the Hawks сыграть финальный трек — искрометную "Like A Rolling Stone" — "чертовски громко". Дилан вгляделся в темноту и закричал: "Каково это - быть одному?"
Label - Columbia
Producer - Jeff Rosen
Art Direction- Barry Feinstein
Nationality - USA
Running Time - 95:19