Brian Wilson альбом Smile (2004)
Если бы из "Сержанта" Битлз другие авторы попытались сделать мюзикл, оперетту или даже рок оперу , наверное он стал бы напоминать именно этот альбом. Да это и есть, вообщем, рок - опера The Beach Boys в трех частях. Brian Wilson Presents Smile (также известный как просто Smile или в виде аббревиатуры BWPS)- пятый студийный альбом американского музыканта Брайана Уилсона, выпущенный 28 сентября 2004 года на лейбле Nonesuch. В нем представлены записи музыки, которую он первоначально создал для Smile, незаконченного альбома The Beach Boys, от которого отказался в 1967 году. Возвращение к Smile было для Уилсона очень эмоциональным мероприятием, поскольку он был глубоко травмирован обстоятельствами, которые изначально окружали проект.
Первоначально Уилсон согласился вернуться к Smile в форме живого концертного выступления в продолжение своего тура 2000-2002 годов в поддержку альбома The Beach Boys "Pet Sounds". С октября по ноябрь 2003 года он работал с клавишником Дарианом Саханаджей и автором оригинальных текстов Ван Дайком Парксом над созданием структуры из трех частей для BWPS, приукрашивая материал недавно написанными текстами и мелодиями. Премьера Уилсона и его группы состоялась в Королевском фестивальном зале в Лондоне 20 февраля 2004 года. Воодушевленный положительным приемом, он затем адаптировал это выступление в качестве студийного сольного альбома. Никто из других Beach Boys не был связан ни с BWPS, ни с документальным фильмом о его создании "Прекрасный мечтатель: Брайан Уилсон и история "Улыбки".
BWPS получил всеобщее признание критиков и достиг 13-й строчки в США и 7-й в Великобритании. Альбом принес Уилсону его первую премию "Грэмми", выиграв в категории "Лучшее рок-инструментальное исполнение" за "Корову миссис О'Лири". В 2020 году BWPS занял 399-е место в списке Rolling Stone "500 величайших альбомов всех времен".
Подробнее. Очень давно, в 1967 году из-за многочисленных трудностей, Брайан Уилсон отказался от Smile, незаконченного альбома, который он записал с группой the Beach Boys, автором текстов Ван Дайком Парксом и многочисленными сессионными музыкантами. Группа заменила этот релиз другим альбомом, под названием Smiley Smile, уменьшенной версией, и впоследствии вокруг настоящих, оригинальных записей Smile выросла легенда. В 1980-х годах неизданный материал с тех сессий записи начал широко распространяться на бутлегах, что вдохновило многих поклонников на составление гипотетической версии завершенного альбома. Среди этих поклонников были музыканты из Лос-Анджелеса Дариан Саханаджа, Пробин Грегори и Ник Валуско, которые позже сформировали группу Wondermints.
Дариан Саханаджа и Уилсон
В 1995 году Уилсон вновь объединился с Парксом для записи совместного альбома Orange Crate Art, что вызвало спекуляции относительно будущего релиза Smile. В том же году Энди Пейли пригласил Уилсона на концерт в театре Morgan-Wixon в Лос-Анджелесе, шоу, на котором Wondermints исполняли "Surf's Up". После концерта Уилсон заметил Пейли: "Если бы у меня были эти ребята в 67-м, я мог бы отработать Smile в концертном турне".
В конце 1998 года The Wondermints приняли предложение жены Уилсона Мелинды Ледбеттер присоединиться к Wilson's live band, группе, в которую входили гитарист Джеффри Фоскетт, мультиинструменталист Скотт Беннетт, Пол Мертенс, басист Боб Лизик и бэк-вокалист Тейлор Миллс. Их первый тур был успешным, и с 2000 по 2002 год Уилсон выступил с еще одним туром , на этот раз полностью исполнив альбом Pet Sounds.
Известно, что Уилсон был психологически травмирован созданием Smile и рассматривал альбом как величайшую неудачу в своей жизни. Саханаджа вспоминал: "Когда я впервые встретил Брайана, нельзя было даже упоминать слова "Герои и злодеи"; он поворачивался и уходил или говорил: "Я не хочу об этом говорить"." Но сначала однажды в декабре 2000 года, во время рождественской вечеринки, удивлению всех присутствующих, Уилсон начал играть и петь песню. Затем он согласился исполнить песню со своей группой на предстоящем трибьют-шоу, которое состоялось в его честь в Radio City Music Hall в Нью-Йорке. На концерте различные артисты исполнили версии песен Уилсона, включая "Our Prayer" и "Surf's Up", а группа Уилсона обеспечивала аккомпанемент.
После концерта Ледбеттер и Саханаджа обратились к Уилсону с просьбой добавить "Our Prayer" и "Surf's Up" в его обычные сет-листы, тот не стал возражать. Также были добавлены "Герои и злодеи" и попурри из "Wonderful" и "Cabinessence". В течение нескольких месяцев Уилсон исполнил "Prayer" и "Heroes" во время своего выступления в Late Night с Конаном О'Брайеном.
вторая жена Уилсона Мелинда Ледбеттер и Уилсон
В 2003 году, во время записи своего предстоящего альбома Gettin' in over My Head, Уилсон, наконец, разрешил своим менеджерам запланировать концерты, которые включали бы живой дебют Smile. 22 мая, когда он был в Лондоне, чтобы принять премию Айвора Новелло за жизненные достижения, было объявлено, что Уилсон и его группа выступят с живой интерпретацией Smile в феврале 2004 года в Королевском фестивальном зале в Лондоне. Паркс, который присутствовал на концерте Radio City Music Hall, изначально не был задействован, и с ним заранее не связывались по поводу проекта, и узнал об этом только из прессы.
Новость вызвала неоднозначную реакцию поклонников Уилсона, которые посчитали, что его попытка завершить Smile разрушит легендарное качество, связанное с проектом.
Сначала к проекту не подходили как к попытке завершить Smile. Первоначально целью группы было только собрать целостный концертный набор материала Smile, который был выпущен к тому моменту. Чтобы помочь со сборкой, Саханадже была поручена роль "музыкального секретаря" Уилсона, и в начале осени 2003 года его отправили в кассетные хранилища Beach Boys, чтобы загрузить избранные записи на свой ноутбук. Саханаджа ознакомился с бутлегами, которые он собирал с начала 1980-х годов, а также с архивом литературы, принадлежащим Дэвиду Листу, который включал фотокопии рукописных текстов песен, которые первоначально были переданы иллюстратору Фрэнку Холмсу в 1966 году.
Загрузив файлы сессий Pro Tools в свой Apple G3 iBook, Саханаджа много работал с Уилсоном у него дома, чтобы прослушать записи и определить, как они изначально должны были функционировать вместе. Чтобы избавить Уилсона от бремени деконструкции и реконструкции его собственной музыки, Саханаджа справился с задачей за него, переписав записи настолько, насколько это было возможно, а затем представив ему получившуюся работу для необходимых корректировок. Сначала Саханаджа представил только повторяющиеся мотивы и аккорды песен, прежде чем перейти к текстам песен. Уилсон сопротивлялся прослушиванию оригинальных записей, но в конце концов сделал это. Позже он сказал, что прослушивание записей "пробудило неприятные ощущения от наркотиков, а не от музыки. Музыка была хорошей. Наркотики вызывали неприятные ощущения. У меня было неприятное воспоминание, но мы сразу же с этим справились".
Паркс вернулся к своей первоначальной роли автора текстов проекта. Уилсон позже заявил, что он мог вспомнить очень мало о Smile, пока Паркс не присоединился к проекту. Сам Паркс не слушал музыку Smile десятилетиями.По словам Саханаджи, Брайан напевал мелодию, и я не знал, была ли она новой или что-то, что было там всегда. Ван Дайк слушал, поднимал глаза, а затем указывал в воздух и кивал головой, словно подтверждая какую-то нить, которую он оставил позади.
По словам Уилсона, BWPS переосмыслила оригинальную концепцию улыбки "с нуля". "Мы [сначала] думали об этом как о рок-опере в 2 частях. Затем мы добавили третью [и] назвали ее рок-оперой из 3 частей". Субтитры к этим частям ("Американа", "Цикл жизни" и "Духовное возрождение —элементы") были изобретением композитора Питера Реума. Согласно биографу Стивену Гейнсу, Уилсон объявил о намерении завершить Smile в трех частях в 1980 году.
В первый же день репетиций у Уилсона случился приступ паники, и он сам поехал в отделение неотложной помощи ближайшей больницы, но через несколько часов успокоился. Его присутствие на остальных репетициях оставалось непоследовательным, так как в некоторые дни он уходил с них преждевременно, а другие пропускал и полностью. Саханаджа говорил биографу Марку Диллону: "Всегда возникает вопрос, не заставляете ли вы Брайана делать что-то, чего он не хочет делать. Но, в конце концов, хотите ли вы Брайана Уилсона, который просто сидит дома и смотрит телевизор, или вам следует попытаться зажечь в нем искру и довести его до того состояния, когда это станет для него продуктивным, позитивным занятием?"
Премьера "Brian Wilson Presents Smile" состоялась в Королевском фестивальном зале 20 февраля 2004 года. Альбом был дополнен двумя сет-листами, состоящими из обычных хитов Beach Boys, таких как "Sloop John B" и "God Only Knows", менее известных песен, таких как "You're Welcome" и "Time to Get Alone", и песен из Gettin' in Over My Head. Первый сет был сыгран акустически в стиле Beach Boys' Party!; Уилсон сидел на табурете в окружении своей группы, которая обеспечивала дополнительный вокал, две гитары, бонго и иногда партию флейты или губной гармоники.
Когда Smile завершили свой дебют, Уилсону в течение десяти минут аплодировали стоя, прежде чем он смог пригласить Паркса, который был в слезах, на сцену. По словам Саханаджи, "овации стоя были неописуемыми. Я никогда не видел ничего подобного ни как зритель, ни как исполнитель. [...] Они не позволили ему выступить или вообще что-либо сказать. Саханаджа сообщил, что после шоу Уилсон раскачивался взад—вперед за кулисами — от облегчения, что он, наконец, победил свой страх перед Улыбкой" - восклицая "Дариан! Дариан! Мы сделали это! Мы сделали это!"
Концерты повторялись в одном и том же месте каждый вечер до 26 февраля, причем каждое выступление записывалось инженером Марком Линеттом для потомков на пленку и 48-дорожечный магнитофон Genex на жестком диске. На все концерты были аншлаги , среди участников были Пол Маккартни, Джордж Мартин и Джейсон Пирс из Spiritualized.
26 сентября 2004 года в CenterStaging в Бербанке, Калифорния, был записан живой концерт SMiLE, который позже был выпущен на DVD вместе с документальным фильмом "Прекрасный мечтатель: Брайан Уилсон и история "Улыбки" режиссера Дэвида Лифа.
Реакция критиков была в высшей степени благоприятной. The Guardian объявила, что это была "одна из величайших американских симфоний". Джон Малви написал в NME: "Редко бывает, чтобы вы могли честно сказать, что присутствовали при моменте подлинного исторического значения. И еще реже реальность этих мероприятий соответствует ажиотажу". В марте GQ включил BWPS в число "Пяти лучших концертов всех времен". Паркс посетил еще несколько концертов Уилсона, прокомментировав: "Это абсолютно захватывающе. Я отыграл два концерта в Лондоне, два в Нью-Йорке и два в Лос-Анджелесе, и вы не можете не быть вовлечены в просмотр спектакля. Зрители были в значительной степени частью того, о чем шло представление".
И наоборот, Стивен Далтон из The Times скептически отнесся к мифу об альбоме и счел, что большая часть исполнения "звучит как причудливая ювеналия. Для своей эпохи это был явно авантюрный альбом, но при всем желании нетрудно понять, почему [...] коллеги Уилсона по Beach Boys отказались его выпускать". Джим Ирвин из Mojo был также не в восторге; хотя ему понравились песни, он написал: "Для того, чтобы утверждать, что это шоу было трансцендентным, значит игнорировать фигуру, лежащую в его основе, - сбитого с толку мужчину 61 года, который едва играет на пианино, за которым сидит. [...] трудно чувствовать себя в приподнятом настроении как таковом". Критик Барни Хоскинс написал, что это был "довольно великолепный вечер", хотя апатичное поведение Уилсона напоминало поведение аутичного человека. Хоскинс размышлял: "Каким бы странным ни казался Брайан во время всего этого, он, казалось, наслаждался собой настолько, насколько это было в его силах. Время от времени он размахивал руками и придавал большое значение представлению "Marcella" как настоящей "рок–н-ролльной" песни - как будто это было то, чего мы втайне жаждали".
Воодушевленный положительным приемом, Уилсон согласился записать студийную версию Smile после двух недель обдумывания. Запись началась 13 апреля 2004 года с его гастрольной группой из десяти человек, дополненной струнной секцией из десяти человек и акустическим басистом. Основные треки были записаны на Sunset Sound Recorders за четыре дня, а наложение и микширование продолжалось до июля с некоторыми остановками в студии Your Place или Mine инженера Марка Линетта.
При живом исполнении использовались цифровые клавишные для воспроизведения звучания различных инструментов, таких как клавесин и пианино, а вместо литавр использовались электрические барабаны. Эти цифровые клавишные были сохранены для записи альбома, хотя использовались настоящее вертикальное пианино и литавры. Некоторые изменения были также внесены в конкретные аранжировки треков, поскольку они были составлены с учетом аудитории, а также логистики, предусматривающей присутствие на сцене всего десяти исполнителей. Линетт объяснила: "Для студийной версии Smile Брайан и группа устранили некоторые завитушки, которые были предназначены только для живого исполнения, и существенно переработали инструментальные аранжировки". Большая часть инженерных разработок альбома была выполнена в соответствии с практикой, которая была распространена в 1960-х годах, и треки были записаны и упорядочены по отдельным разделам так же, как они были бы на оригинальном Smile. Вокал был записан с использованием микшерного пульта Universal Audio tube, идентичного тому, который использовался The Beach Boys в United Western Recorders в 1960-х годах.
Альбом был записан на специальной установке Pro Tools HD. Сведение было завершено в конце июля, как раз перед началом тура группы по Европе. Уилсон в основном избегал сессий микширования. Линетт сказала: "Брайан приходил, делал комментарии, забирал материал домой, затем делал еще комментарии. Когда он пришел в третий раз, я дала ему компакт-диск и сказала: "Эй, вот он. "Улыбка", готовая заиграть на вашем CD-плеере."Клянусь, в нем что-то изменилось. И с тех пор он стал другим". По словам Саханаджи, Уилсон прижал диск к груди и сказал: "'Я буду хранить его, это дорого моему сердцу'. Он дрожал".
Майк Лав
Последовала реакция остальных бывших участников Beach Boys, без которых обошлись при создании этого альбома. Бывший вокалист Майк Лав посчитал, что участников Beach Boys не оценили по достоинству за работу, которая привела к появлению "Улыбки" Уилсона в 2004 году Он поделился своими мыслями об альбоме в интервью в ноябре 2004 года: "Я думаю, это хорошо для Брайана. Друг прислал мне копию, но у меня еще не было времени ее послушать, потому что мы были в туре". В более раннем интервью он сказал, что ему не было бы интересно слушать альбом, и, сославшись на юридическую концепцию "корпоративных возможностей", упомянул, что это, скорее всего, было нарушением права интеллектуальной собственности The Beach Boys. Лав утверждал, что, поскольку группа коллективно оплатила сессии записи 1960-х годов и все внесли свой вклад в работу над оригинальными треками, "было бы справедливее выпускать работу как the Beach Boys".
Во многих интервью, которые Уилсон давал в связи с выходом этого альбома, он пренебрежительно отзывался о прежних коллегах по Beach Boys, называя их уступающими его нынешней группе. В интервью 2007 года Майк Лав выразил разочарование , услышав о таких высказываниях Уилсона. "Я рад, что он счастлив с людьми, с которыми выступает, но, знаете, я думаю, печально, что он так думает. Лично я считаю, что оригинальные записи группы для Smile были лучше".
Гитарист и вокалист Beach Boys Брюс Джонстон тоже обиделся, написав в электронном письме биографу Питеру Эймсу Карлину: "Я потратил годы, демонстрируя полную поддержку Брайану, но теперь все изменилось из-за его нынешней точки зрения". Джонстон сказал об альбоме в интервью 2008 года: "Я думаю, что как упражнение в том, чтобы занять [Уилсона], это было интересно. ".
Гитарист и вокалист Beach Boys Эл Джардин сказал в 2013 году, что он "не придавал этому большого значения; в то время я не хотел работать над этим альбомом . Они были достаточно любезны, чтобы прислать мне копию.Я послушал несколько фрагментов, и это было неплохо. Но нет ничего лучше [винтажных записей]"
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die", альбом продержался в книге до издания 2008 года :
"Впервые задуманный в 1966 году, альбом Brian Wilson's Smile пользовался репутацией Святого Грааля поп—музыки - пластинка, которая намекала на видение захватывающей красоты и хрупкости, если судить по нескольким песням с нее, которые были опубликованы публично, в частности, "карманной" симфонии поп-музыки "Good Vibrations". Однако его поступление в магазины грампластинок казалось невероятным. После вызванного наркотиками срыва во время записи Уилсон попытался поджечь мастер-кассеты. Впоследствии он запер их, тем самым подняв пластинку до почти мифического статуса.
Окончательно выпущенный в 2004 году, после перезаписи Уилсоном и его талантливой бэк-группой, "Smile " представляет собой радостную оду солнечным гармониям The Beach Boys. Альбом открывается песней "Our Prayer", гимном а капелла, прежде чем перейти к красочному столкновению "Героев и злодеев". "Surf's Up", пронзительный панегирик молодежи, переходит в вызывающее "Я в отличной форме" и комическое "Вега-столы".
На протяжении всего выступления голос Уилсона — хотя иногда и дребезжащий от возраста, перенесенных болезней и неправильного использования — доказывает, что пластинка является самым универсальным инструментом. Человек, который когда-то сидел в песочнице и сочинял подростковые симфонии, посвященные Богу, заглянул в бездну своей собственной судьбы; с улыбкой он, наконец, признал свой талант.
"Smile", получивший почти всеобщее признание критиков, по-прежнему остается лишь копией оригинального видения Уилсона — "Good Vibrations", "Герои и злодеи" и "Cabin Essence" уже видели свет как классические релизы Beach Boys."
Label - Nonesuch
Producer - Brian Wilson
Art Direction - Mark London
Nationality - USA
Running Time - 46:55