Can альбом Tago Mago (1971)
Can
Can — экспериментальная рок-группа, основанная в 1968 году в Западной Германии. Один из наиболее влиятельных краут-рок-коллективов, сочетавший элементы этнической музыки и минимализма. Музыка Can строилась на свободной импровизации и обработке; этот принцип был обозначен басистом Хольгером Шукаем как «мгновенные композиции». Основанный в 1968 году в Кельне, коллектив уже через четыре года заслужил в Melody Maker эпитеты "самого талантливого и выдающегося экспериментального рокового ансамбля в Европе", которому "трудно подобрать аналогии в британской музыке". Органист Ирмин Шмидт (род.29.5.1937), "один из сильнейших роковых музыкантов нашей планеты" (Ричард Уильямс), восемь лет обучался у знаменитого мастера электронной музыки Карлхайнца Штокхаузена, а затем работал дирижером в театральном и симфоническом оркестрах.
Бывший швейцарский студент, изучавший право, гитарист Михаэль Кароли играл ранее в различных джаз- и поп-группах. Басист Хольгер Шукай два года работал в студиях электронной музыки со Штокхаузеном, Пуссером, Кенигом и Брауном.Яки Либецайт барабанил у знаменитого джазмена Чета Бейкера и в группе Manfred Schoof Quintet. Вокалист из Японии Дамо Сузуки, сменивший в 1970 году американского негра Малькольма Муни, неплохо владел гитарой, кларнетом и саксофоном и уже четыре года гастролировал по разным странам.Их отточенные композиции, тяжелые роковые импровизации в сопровождении филигранной электроники с наполненными пацифистским содержанием текстами были сделаны без какой-либо поддержки записывающих фирм в небольшой студии Inner Space в старом здании кельнского кинотеатра.Группа, работавшая без менеджера, продюсера и гастрольной агентуры, не признавала в своей работе никаких компромиссов. Первыми в Западной Европе они синтезировали элементы современного джаза, музыкального авангардизма, концепции американского андеграунда, а также фольклорные мелодические традиции стран Ближнего Востока и африканскую полиритмию. Новаторским было и использование в студийной работе метода так называемого электронного коллажа для достижения особо сложной полифонии. "Любая другая музыка, если ее сравнивать с Can, - высказывала свое мнение английская газета Spectator, - воспринимается как возвращение в школу после каникул на седьмом небе".
Третий студийный альбом краут-рок-группы Can, изданный в 1971 году фирмой United Artists на 2-х пластинках.Tago Mago нередко называют самым сложным, экспериментальным альбомом Can за всю их историю. Он был встречен критиками с огромным одобрением и позднее назывался многими рок-музыкантами в числе источников их вдохновения.
Can
Tago Mago (1971)
Лэйбл United Artists
Продюсер Can
Арт-директор Ulli Eichburger
Страна Германия - Япония -Польша
Продолжительность 73:30
Состав:
Дамо Судзуки — вокал;
Хольгер Шукай — бас-гитара;
Михаэль Кароли — гитара;
Яки Либецайт — ударные;
Ирмин Шмидт — клавишные, вокал на «Aumgn».
После того, как изначально числившийся вокалист Малкольм Муни покинул группу вскоре после выхода дебютного альбома «Сап» «Monster Movie» в 1969 году, бас-гитарист Хольгер Кзукай и барабанщик Джейки Лейбецайт случайно наткнулись на игравшего в Мюнхене японского уличного музыканта Дамо Сузуки и пригласили его в тот же вечер выступить вместе с группой. Гибкий голос Сузуки, ранжированный от спокойного шепота до дикого вопля, заставил полуторатысячную аудиторию спешно покинуть концертную площадку.
Can - Paperhouse 1971
«Tago Mago» открывается легкими восточными мелодиями «Paperhouse», почти потусторонним звучанием «Mushroom» и взрывным, мистическим бэк-вокалом «Oh Yeah». После столь замечательного начала безжалостное, ритмичное совершенство «Halleluwah» (испробованное «Primal Scream» в «Kowalski» 1997 года) выдвигает на первый план тевтонский фанк- спурт гитариста Майкла Кароли и пленочные петли Кзукая, наряду с блюзовым пианино, измочаленными скрипками и промышленным шумом, прежде чем вспухнуть огромной психоделической кульминацией.
Проникнутый влиянием Алистера Кроули «Aumgn» вовлекает в дальнейшее экспериментирование: вокальная медитация клавишника Ирмина Шмидта окутана зловещим саваном. Заключительный «Bring Me Coffee Or Tea» после этих тестов на музыкальную выносливость кажется немалым облегчением.
Наличие других групп, таких как «Kraftwerk» и «Faust», слияние ранних электронных экспериментов «Stockhausen» в лице «Сап» и арт-рок «The Velvet Underground» - все это доказало, что немецкие рок- группы начали обретать собственную идентичность, не прибегая к имитации американских или британских образцов. Даже через 30 лет «Tago Mago» звучит свежо, современно и восхитительно экстремально.