Captain Beefheart And His Magic Band альбом Safe As Milk (1967)
Captain Beefheart And His Magic Band
Safe As Milk
Лэйбл / Buddah
Продюсер / Bob Krasnow и Richard Perry
Арт-директор / Tom Wilkes
Страна / США
Продолжительность 35:40
Американский музыкант-экспериментатор и художник, работавший с группой The Magic Band.
“Safe As Milk” дебютный альбом Капитана Бифхарта и его Волшебного Оркестра - Captain Beefheart and his Magic Band - вышедший в США в сентябре 1967 года на Buddah Records (BDM 1001 - моно, BDS 5001 - стерео). Альбом примечателен, помимо всего прочего, участием в нем 20-летнего Рай Кудера, который играл в нем на гитаре и сделал аранжировки.
«Я никогда не стремился стать пророком или спасателем» Боб Дилан, 2004 |
ИСТОРИЯ
Как известно, Ван Влит по прозвищу Капитан Бычье Сердце, имел с детства множество дарований в художественной сфере, а музыкой занимался постольку, поскольку ей занимались его друзья. Про дружбу Ван Влита с Фрэнком Заппой сказано много, но был среди его друзей также Алекс Снауффер. Он тоже учился в одной школе с Заппой, в школьном оркестре Снауффер играл на трубе, а Заппа - на ударных. Свою первую гитару они оба купили себе примерно в одно время. Снауффер еще в 1959 году организовал свою первую группу - The Omens, и Ван Влит время от времени пел в ней. После школы Снауффер уехал из города, но вернувшись в 1965, образовал новую рок-группу, куда позвал петь Ван Влита. На гитарах играли Дуг Мун и Ричард Хепнер, Джерри Хэндли - на басу, а Алекс Сент-Клэр барабанил. Это был самый первый состав Волшебного Оркестра (Magic Band).
Ван Влит присоединился и для пущей важности сменил себе имя на Дон Ван Влит, утверждая, что его предком был Питер Ван Влит, голландский художник, лично знакомый с Рембрандтом. Его отец - владелец автосервиса - Глен Алонсо Влит действительно имел голландское происхождение, но все остальное было красивым вымыслом. Романтик Ван Влит сменил имя и своему другу Снауфферу, назвав его Алекс Сент-Клэр, причем последний объяснял смену имен тем, что их преследовала полиция за контрабанду морских губок в штат Неваду. А вскоре Ван Влита все стали именовать Капитаном Бифхартом.
Волшебному Оркестру удалось заключить контракт с крупной фирмой грамзаписи A&M Records, и в 1966 году они выпустили две сорокопятки. Если первая - "Diddy Wah Diddy" кавер Бо Дидли - имела небольшой успех в Лос-Анджелесе, то вторая - "Moonchild" просто провалилась. Кроме того, в 1966 году группа сделала демо-записи своего первого альбома: сначала на Original Sound Studio, потом - на солидной студии Sunset Sound, где был 8-канальный магнитофон - последнее достижение техники того времени. Однако менеджеру A&M Records Джерри Моссу эти демозаписи не понравились, он назвал их "слишком негативными" и, несмотря на контракт, перестал иметь дела с Magic Band.
Тогда группа познакомилась с Бобом Красноу, который устроил им контракт с Buddah Records - филиалом компании Kama Sutra Records, где он работал. Боб Красноу и Ричард Перри перегнали большую часть демозаписей на 4-канальный магнитофон на голливудской студии RCA, где и была завершена запись этого альбома. Большую часть текстов Safe as Milk написал Капитан Бифхарт в союзе с Хербом Берманном, который подружился с Ван Влитом, увидев однажды его выступление в каком-то баре в Ланкастере. Музыкальную часть альбома во многом аранжировал будущий звезда Рай Кудер, а в то время еще безвестный 20-летний гитарист. Бифхарт взял его в группу вместо Дуга Муна, который ушел по причине "музыкальных расхождений". А подогнал Кудера звукоинженер Гари Маркер, делавший демозаписи альбома на студиях Original Sound и Sunset Sound. Он надеялся довести эту запись до конца, но на дальнейшем этапе сотрудники Buddah Records подвинули Гари в сторону.
К записи в студии RCA Magic Band пришел в таком составе: Джерри Хэндли - на басу, Джон Френч - на ударных, Алекс Сент-Клэр - на гитаре и Рай Кудер дополнял гитарные партии. Safe as Milk базируется преимущественно на класическом блюзе из дельты Миссиссиппи. Уже в первой вещи альбома слышна классическая вещь Мадди Уотерса "Rollin' and Tumblin'". На второй стороне есть кавер другой классики блюза - "Grown So Ugly" (Вырос таким гадким) Роберта Пита Уильямсав аранжировке Рай Кудера. "Abba Zaba" - это фирменное название любимых сладостей Ван Влита в детстве. Он хотел также назвать альбом, но когда испросили разрешения у производителя этих конфет, тот отказал (вероятно в ужасе от прослушанного альбома!). Обложка сохранила следы первоначального названия в черно-желтом конфетном оформлении. Переименовали в Safe as Milk - Надежно как молоко.
Для раскрутки альбома группу записали для участия на поп-фестивале в Монтерее (16-18 июня 1967). За неделю до фестиваля устроили небольшое выступление, так сказать, для разогрева на другом фестивале под Сан-Франциско (Fantasy Fair and Magic Mountain Music Festival, собравший за два дня около 36 000 человек и бывший в то время большим событием, но оставшийся в истории почему-то не таким известным.). А Ван Влита в то время мучили панические состояния вечной тревоги. Он панически боялся сердечного приступа, во-первых, потому что чрезмерно употреблял ЛСД, во-вторых, потому что его отец недавно умер от сердечного приступа. И вот когда группа вышла на сцену и заиграла песню "Electricity", Капитан Бифхарт внезапно замер, потом поправил галстук и шагнул с 3-метровой сцены, упав прямо на своего менеджера Боба Красноу. Позже он объяснял свое состояние тем, что увидел среди публики девушку, которая превратилась в рыбу и пускала изо рта пузыри.
Рай Кудер после этого случая решил больше не иметь дела с Ван Влитом и ушел из группы. Таким образом, запланированное выступление в Монтерее сорвалось, ибо найти достойную замену Кудеру, чтобы исполнить его сложные гитарные партии, в такой короткий срок было нереально.
КАПИТАН БИФХАРТ И БИТЛЗ
По выходе в свет Safe as Milk не имел ни малейшего успеха ни в США, ни в Англии. Его оценили только музыканты и немногочисленная богемная публика - такие же фрики, как и Капитан Бифхарт. Среди его первых почитателей были Джон Леннон и Пол Маккартни. Леннон приклеил рекламные наклейки с первого издания альбома у себя на стенке в комнате, где проводил большую часть времени. Когда Битлы создали свою компанию Apple, они хотели подписать Бифхарта на свой лейбл Zapple, предназначенный для самой авангардной музыки. (Эти планы порушил их менеджер Аллен Кляйн, взяв руководство компанией в свои руки.)
Однако любовь Капитана Бифхарта и Битлз не была взаимной, Ван Влит часто подвергал Битлз нападкам. Он например, придирался к фразе "I'd love to turn you on" из песни "A Day in the Life" - "Я с удовольствием "подрублю тебя" считая это верхом самодовольства и чванства: "Кто ты такой, что всех "подрубаешь", как будто люди без тебя "не врубятся". В своем следующем альбоме Strictly Personal (1968) он записал песню "Beatle Bones 'n' Smokin' Stones" с саркастическим припевом "strawberry fields, strawberry fields forever". Позже у Ван Влита появился еще один повод придраться к Битлз. В 1969 году, когда Джон и Йоко Оно устроили "постельную забастовку" за мир, Капитан Бифхарт послал им в поддержку телеграмму, но в ответ ничего не получил. Что побудило его поносить Джона Леннона всякими нехорошими словами.
Не повезло Бифхарту и с Маккартни. Ван Влит уверяет, что встречался с Полом в Каннах в 1968 году во время европейского турне Волшебного Оркестра по Европе. Однако Маккартни позже сказал, что не припоминает такой встречи.
Со временем альбом Safe as Milk обрел культовый статус, как и все, что связано с Капитаном Бифхартом. Современные группы стали делать каверы вещей из этого альбома, наиболее известная из которых "Electricity" была записана Sonic Youth на расширеном издании альбома Daydream Nation, выпущенном на 4 LP в 2007 году. За оригиналами Safe as Milk 1967 года выпуска теперь гоняются, и цены на них растут. Тираж был мизерный, но как-то умудрились выпустить его с разными ярлыками. Вначале ярлыки были красные, затем "калейдоскопические", затем черные. Первые издания имели рекламные наклейки (стикеры).
Дебютник пользовался гораздо большим успехом в Европе, чем в США.
У Джона Леннона в его Sun Room и на бампере висели два рекламных стикера с этого пласта ...
После изгнания с лэйбла «А&М» Бифхарт подписал контракт с представителем лэйбла «Buddah» Бобом Красноу, принявшим все «негативные» песни, которые отказался выпускать совладелец «А&М» Джерри Мосс.
Возможно, консервативный вид Кэпа и его команды на обложке в настоящее время не кажется чем-то революционным, однако в 1965 и 1966 годах, когда британский ритм-энд-блюз был в США течением андеграунда, а в эфире царили «The Beatles» и «Tamla», альбом «Safe As Milk» должен был иметь каждый уважающий себя любитель джазовой музыки.
Вопреки всем прогнозам сочетание консервативного поп-продакшна Красноу и Перри с впечатляющим образом неподражаемого Бифхарта породило бурю. Кэптэн не забывал о коммерческой выгоде, поэтому пригласил басиста и профессионального композитора-песенника Херба Берманна для шлифовки некоторых мелодий; Рай Кудер, который на тот момент был членом несостоявшейся группы «The Rising Sons», обеспечил аранжировку и фирменный гитарный слайд. Джазовый виброфонист Милт Джексон и будущие столпы «Magic Band» Алекс Снуффер и Джон Френч довершили эту смесь блюза дельты Миссисипи, джаза, психоделии, ритм-энд-блюза и традиционного для США середины 1960-х годов фолк-рока.
Шедевров здесь в изобилии, от почти детского восторга в «Yellow Brick Road» до насмешливой композиции «Dropout Boogie». «I'm Glad» - чистый соул, «Autumn's Child» - амбициозная кислотная симфония, a «Electricity» является классикой с главенствующим терменвоксом. На всем протяжении альбома мы слышим шершавый блюзовый голос Бифхарта - и отрекающиеся сюрреалистичные стихи Хаулина Вулфа.
Получившийся альбом - хорошо сбалансированный и даже форматный для радио гибрид, в котором содержатся намеки на то, что ждало прямо за поворотом - альбом «Trout Mask Replica»
классно!