Что может заставить человека в одиночку спасать храм
Александр и Изабелла Слепинины в деревне, пожалуй, самые улыбчивые. По ним и не скажешь, что именно их силами устоял храм XVII века и появился проект "Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера".
Древние деревянные церкви, часовни, крестьянские дома — больше 13 сотен уникальных деревянных построек спасено от ветхости и разрушения. Однако всего этого могло бы и не быть, если бы однажды Александра Слепинина, жителя деревни Ворзогоры Архангельской области, не шокировало разрушение храма, который он знал с детства. Александр и Изабелла Слепинины решили спасти памятник архитектуры XVII века и почти в одиночку, без сколь-либо значимой финансовой помощи сделали, казалось бы, невозможное. А потом волей случая у них появились последователи и единомышленники.
Как церковь купола теряла
Деревня Ворзогоры находится на живописных холмах побережья Белого моря. Чтобы добраться до нее, нужно проехать больше двухсот километров от Архангельска до переправы через реку Онега, а затем еще около часа — по кочкам разбитой грунтовой дороги. В самих Ворзогорах сегодня прописаны около 100 человек, но, как говорят здесь, "зимуют" лишь 20. Ясно, что шансов сохраниться у деревянного храма Николая Чудотворца XVII века практически не было. Если бы этим не занялся Александр Порфирьевич Слепинин.
Несмотря на то что Слепинин почти всю жизнь был неверующим, крестившись только в 2000-х, его жизнь оказалась странным образом связана с жизнью ворзогорского храма. Он уезжал, терял храм из вида, потом возвращался, и храм снова был на глазах. Так было несколько раз, пока их окончательно не свел случай.
Александр родился в 1933-м. В эти же годы храм чуть не разрушили. "Он был обезглавлен — собрались комсомольцы, один смельчак, Желобов его была фамилия, забрался на крышу и стал подрубать главки топориком, а внизу люди с песнями, частушками: комсомольцы за веревку тянут, главки на землю падают. И в это время, хоть верь, хоть не верь, получилось так, что дом Желобова загорелся. Он с высоты это видит, спустился и побежал к дому, видно, внутри у него было что-то припрятано, он внутрь забежал, да уже и не вышел… теперь ему поставлен камень наш природный, северный у церкви на кладбище и красиво вырублено имя и инициалы", — рассказал дядя Саша.
Так храм лишился трех из пяти своих деревянных главок. Но сам сруб устоял, в нем долгое время был склад. Колокольне со временем тоже нашли применение — оборудовали на ее верхушке наблюдательный пункт для пограничников, которые должны были защитить район Онеги от немцев в случае, если те решат десантироваться на берег. Юный Саша Слепинин тогда помогал красноармейцам во время учебных стрельб, носил записки солдат ворзогорским девушкам и даже сопровождал военных на охоту. Конечно, на колокольне мальчик бывал не раз.
Пожар и первый ремонт
Вскоре Александр из деревни уехал: его отправили на Кольский полуостров на рыболовецкое судно, где он получил неожиданное назначение и работал поваром.
Затем была служба в армии на Урале и возвращение в Ворзогоры. После армии Александр женился на молодой учительнице с красивым именем Изабелла, они построили дом, все там же — у храма. Впрочем, на разбитый и заброшенный памятник старины молодая семья тогда еще не обращала никакого внимания, пока все не изменил пожар.
"Маленькие пацаны случайно подожгли колокольню — курили там наверху. Все люди сбежались, стали цепочкой ведра подавать. Потушили, я усталый пришел домой, лег — а ночью стучатся в дверь родители этих ребят и кричат, что я убил их детей, закопал, угрожают. В это время с рыбалки шел человек, услышал разговор и сказал, что видел следы на мокром песке, на отливе. Мы побежали, бежим километр, другой, третий — на берегу стоит избушка, пацаны там в обнимку спят. Дети перепуганные, а родители радуются. Правда, никто не пришел извиняться потом", — рассказывает Александр Порфирьевич.
После этого случая Слепинин понял, что полуразрушенный храм может быть небезопасен, особенно для детей, и стал его понемногу ремонтировать — то дверцу приколотит, то доску поменяет. Односельчане его заботу тогда не разделяли: для большинства это был только склад. Но отсутствие признания Александра не беспокоило.
Второе рождение храма
В 1970-е годы Слепинин вновь покидает родные Ворзогоры — подросшим детям надо было учиться, а школы тогда в деревне не было. Поэтому вся семья переехала в райцентр. Назад супруги вернулись только в 1990-е, выйдя на пенсию. И увидели плачевную картину. "Пока мы в городе жили — тут все разломали: колокольня была как решето, у нее совсем не было верха, все переломали, все разгромлено", — вспоминает Изабелла Ефимовна.
Самый большой вред наносили храму приезжие: из райцентра Онега к берегу Белого моря приезжали группы, которые снимали со здания последние доски. "Приедут пьяницы, обрывают доски, обшивку у церкви и колокольни, разжигают костер", — вспоминают Слепинины. На все замечания ответ один: не мешайте отдыхать.
Так и настал день, когда старый храм, казалось, был обречен. Но именно тогда Слепинины взялись за его восстановление. "Если бы я не спасал тогда церковь, теперь бы ее и не было уже. А ведь если бы не было бы церквей, не было бы и деревни. Клич бросили собрать деньги — кто сколько мог приносили: кто 500 рублей, кто 10, кто 20, — вспоминает Александр Порфирьевич, — с малыми ребятками деревенскими я пошел в лес, взяли мы топоры. Чтобы сделать леса, надо было нарубить толстых стволов, высушить их. Учил их пилить вдоль и поперек бревна, строгать, гвоздики собирать, кто-то из них потом хорошим мастером стал".
Изабелла Ефимовна тем временем составляла проект, чтобы получить финансирование на восстановление памятника. Но в результате денег хватило только на "воз горбыля и четыре бруса". Впрочем, самым сложным тогда было не отсутствие денег и не аварийное состояние, в которое пришла церковь.
"Самым сложным было, чтобы не разломали сегодня то, что вчера сделал", — говорит Слепинин. Работы на колокольне продолжались ровно месяц. Потом Слепинин взялся за само здание храма. "У него как время в выходные — взял доску, взял молоток и пошел чинить: там ступеньки нет, там — перил", — рассказывает Изабелла Ефимовна. Так прошел не один год. Именно в тот период и произошла встреча, благодаря которой появился проект "Общее дело".
"Общее дело"
В 2003 году в Ворзогоры вместе с подругой приехала Татьяна Юшманова — студентка-художница из Москвы. Девушки писали на Севере этюды, изучали деревенскую жизнь. Старая колокольня, с которой открывается удивительное Белое море, им приглянулась. "Саша на колокольне тогда ступеньки делал, они к нему полезли, а он на них ругается: "Не ходите туда, тут ступеней нет, убьетесь, у меня там жена живет за колокольней, идите, она чаем вас напоит", — смеется Изабелла Ефимовна.
И деревня, и гостеприимные Слепинины Татьяне запомнились. Через несколько лет она приехала сюда снова — сначала одна, потом с мужем — священником отцом Алексеем (Яковлевым). Они стали помогать Слепининым ухаживать за храмом, а потом и вовсе купили дом в деревне, чтобы приезжать сюда на лето. Именно пример Слепинина привел их к мысли создать добровольческое движение "Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера".
В рамках проекта волонтеры из разных городов и даже стран ездят по Русскому Северу и на пожертвования и деньги благотворителей восстанавливают старинные деревянные церкви, часовни, крестьянские дома, которые погибли бы без этой работы. Прежде всего добровольцы проводят противоаварийные работы, которые позволяют другим памятникам старины дождаться реконструкции и восстановления.
Благотворитель
А тем временем у храма Николая Чудотворца появился благотворитель — московский предприниматель, который свое участие в проекте предпочитает не афишировать. Именно он вернул храму давно утерянные главы.
"Зайдешь на эту колокольню, у тебя прямо душа летит, море все видно, с моря идут корабли, и их можно увидеть — это такая красота, просто невозможно описать, я всегда приезжала в город, а меня спрашивают, как ты там в этой деревне живешь. Я говорю: там рай, можно наслаждаться без конца", — говорит сегодня Изабелла Слепинина.
Кроме того, в деревне открылся небольшой музей, который уже привлекает туристов. Только в минувшую зиму их побывало здесь около двух тысяч. Конечно, пока нельзя сказать, что Ворзогоры сегодня зажили новой жизнью, но благодаря усилиям таких неравнодушных, как Слепинины, деревня не только перестала умирать, но даже внесена как кандидат в Путеводитель самых красивых деревень России, а у людей появился смысл здесь жить. Сейчас купить жилье в Ворзогорах почти невозможно: никто из жителей свои дома продавать уже не хочет.
Константин Крылов - ТАСС, 14 августа 2018