Даниил Крамер в гостях у Б. Алексеева (15.05.09)
Памяти Бориса В. Алексеева, коллекционера, радиоведущего (22.11.37 - 02.12.13)
Даниил Крамер: «Никогда ни о чем не просите». Эксклюзивное интервью для JazzMap&News (выдержки)
- Мама говорит, что я начал заниматься музыкой, когда мне было три с половиной года, может, четыре... Ко мне пригласили флейтиста, который научил меня, что такое ноты и нотный стан, каким-то общим вещам. Уже через месяц он пришел к родителям и сказал: "Все, что я мог дать ему в общем плане, Даня уже знает, теперь ищите инструмент, на котором хотите его учить".
********
Я думаю, что состоялся позднее как музыкант, потому что всегда имел фантастических учителей, каждый из которых становился мне “мамой и папой”. В моей жизни не было ни одного равнодушного учителя, ни одного дилетанта. Это редкость, но вот так повезло. В Харькове на тот момент жила целая когорта потрясающих педагогов, которые души не чаяли в своих учениках и выращивали таких как Владимир Крайнев, таких как Леонид Чижик, таких как я... . Моя харьковская учительница Елена Владимировна Йолис, которая меня буквально выпестовала, сама села на поезд и привезла меня, выпускника музыкальной спецшколы, в Москву, чтобы показать Евгению Яковлевичу Либерману в ГМПИ им. Гнесиных и передать меня “с рук на руки”.
*******
- Я смутно помню первые концертные выступления в 6 лет и свою первую учительницу Галину Даниловну... Зато я очень хорошо помню, как я из простой музыкальной школы уходил в специализированную музыкальную. Мама однажды сказала мне по дороге домой: "Сыночка, у тебя есть возможность поступить теперь в специальную школу, где ты будешь профессионально заниматься музыкой". Это была школа того же уровня, что ЦМШ в Москве. На всей Украине их было всего четыре - в Харькове, Львове, Киеве и Одессе. При этом мама честно и очень красочно описала все, что со мной будет - что я лишусь детства, что “она с меня не слезет”, что прощайте, футбол и телевизор. Ну вообще все - прощай. И еще она мне объяснила, что мне придется перескакивать через класс, в спецшколе другие требования, я отстал и надо нагонять. И значит - до свиданья, лето. Мне было лет 11 в это время. И я прекрасно помню этот разговор. Мама впервые разговаривала со мной как со взрослым мальчиком, хотя я был всего лишь в 4-м классе. И я подумал и сказал: "Да, мам, я хочу". Это было первое самостоятельное решение, касавшееся моей судьбы. Конечно, я не слишком отдавал себе отчет - на что иду. Но я сам решил и сам согласился. Таким образом, мама получила полное право претворить в жизнь все свои грозные обещания, что она и сделала.
*****
- Я рос абсолютно “классическим” мальчиком. И когда ребята в школе начали произносить "джаз, джаз, джаз..", что это за джаз я особо и не знал. Кто-то выучил экзотически звучащие аккорды... Все-равно было непонятно.
- Поскольку учительница Чижика и моя были подругами, я попросил свою учительницу связаться с педагогом Чижика, чтобы я мог прийти и показаться Леониду Аркадьевичу. И с этого момента начались мои профессиональные занятия джазом. Я принес рэгтайм и рассчитывал, что меня встретят с восторгом и похвалами за то, что так замечательно играю. Чижик меня разнес на всю ивановскую. И правильно сделал. Потому что я хреново играл рэгтаймы. Играл как классический музыкант, не понимая, что такое свинг. Так что разнес за дело. Я получил от него за всю свою жизнь шесть уроков, единственные мои шесть профессиональных джазовых уроков. Все мое джазовое образование.
Хотя нет, конечно... Был еще в моей жизни великолепный и мало известный вне профессиональных кругов джазовый гитарист Михаил Есаков. Он был фантастическим преподавателем и сумел разложил в моей голове джаз по полочкам. А я благодаря его теории могу так же ясно все объяснить своим сегодняшним ученикам.
Символично, что мою первую импровизацию спровоцировал именно "классический" педагог Евгений Либерман. Услышав мои первые опыты в джазе, показал на меня пальцем и сказал: "Это твое, но классику ты закончишь, потому что всегда будешь играть и одно, и другое". И как в воду смотрел! Встреча с ним - именно та везуха, которая у меня всегда была.
На одном из классных концертов в институте, когда я закончил свою игру, все похлопали и собрались уходить, он встал, постучал палочкой и сказал: "Так, никто, никто не уходит, сейчас нам Даня будет играть джаз". У Дани отвиcает челюсть, потому что Даня не понимает что такое происходит... Не понимает, но начинает играть!
Ведь что случилось? Он взял меня как щенка и в ведерко с водой! Видимо, он знал, что это со мной будет происходить постоянно. И он бросил меня как щеночка - выплывай, а не сможешь - твои проблемы. Если выплывешь - ты музыкант! Только тот мудрый учитель, кто знает, когда надо быть любимым, а когда надо быть жестоким, ведь жизнь не всегда состоит из сладких конфет. И я выплыл.
Вот так мой джаз и начался с “щенячьего броска”, который мне устроил Евгений Яковлевич Либерман, за что я ему буду по гроб жизни признателен. Я потом, кстати, неоднократно это проделывал со своими учениками.
******
- После окончания института я стал преподавателем музыкального училища им. Гнесиных и солистом Московской Государственной Филармонии (с 1984 года). И часть моих концертов я просто импровизировал на темы из публики. Собственно, это и было началом моей известности.
Как-то я принимал участие в популярном фестивале “Звуковая Дорожка” газеты Московский Комсомолец. Заявки на импровизацию присылали в записках, я их обыгрывал на рояле, время шло, я уже совершенно “наимпровизировался” и устал, а публика все аплодирует. И тогда встал Павел Гусев, главный редактор и хозяин праздника, и сказал: "Все! Даня сыграет сейчас одну последнюю импровизацию, но только если вы пришлете ему такую записку, которую ему вообще никто и никогда н присылал, дадите такую тему, что вообще и сыграть невозможно, что-нибудь совершенно невообразимое. А если нет - заканчиваем!" И я получил записку со следующим текстом (такие вещи запоминаются навсегда): "Пианист выходит на сцену, открывает крышку рояля и обнаруживает, что клавиш нет. Сыграйте, пожалуйста". Паша прочитал вслух эту записку, посмотрел на меня круглыми глазами. Ну, а я что? Сыграл все, что мне написали. Я закрыл рояль. Вышел. Потом зашел, поклонился. Публика умирает. Я открыл крышку рояля и сделал лицо, как будто клавиш нет. И все - открыл большую крышку и начал выдавать импровизацию на струнах и стенках. Тогда я впервые попробовал стучать по роялю, как иногда сейчас на концертах делаю. Вот это была школа!
- Я никогда не уходил из классики. Я потратил несколько лет, чтобы заниматься джазом, но я не считаю себя полностью джазменом. Я не тот тип музыканта, который вырос джазом. Я тот, кто всегда плавает между классикой, джазом, кроссовером. Я нахожусь где-то посередине и мне это очень нравится.
Сейчас я владею несколькими музыкальными языками и грех было бы использовать только один из них. Я так слышу!
Когда мне было 50 лет, моя жена меня спросила: "Там собираются девиз твоей жизни повесить, что бы ты хотел?". И я сказал: "Повесьте, пожалуйста, слова Окуджавы каждый слышит, как он дышит, потому что это именно то, что я играю”. Если удается, а удается не всегда.... Очень сложно услышать как ты дышишь, это самая страшная вещь - услышать самого себя.
- Год назад, 25 февраля 2012 года указом Президента РФ за большие заслуги в области музыкального искусства Вам было присвоено почетное звание "Народный Артист Российской Федерации" и орден... Расскажите об этом, пожалуйста.
- Горжусь тем, что я не подавал на звание и я не подавал на орден, что могут подтвердить все, кто имеет ко мне отношение. Я это говорю открыто и очень многие люди могут засвидетельствовать правду моих слов. Я не подписал ни одного документа, не открыл ни одну дверь и не сделал ни одного звонка. Мне присвоили это звание и меня наградили этим орденом.
Я очень уважаю позицию Святослава Рихтера, который не стал, насколько мне известно, профессором Московской консерватории, просто потому что не захотел писать слова "прошу" в заявлении. Это принцип, который сформулировал Михаил Булгаков - "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
Да, получил я звание чуть попозже, чем мог бы... И что, я расстроен? Да ничуть! Оно ничего в современной жизни не меняет с точки зрения почета или привилегий. Это в советские времена, когда ты получал “народного”, предоставлялась личная машин, люксы и бесплатные санатории два раза в год. Сейчас, насколько я знаю, мне могут снизить квартплату и бесплатно похоронить за счет государства. О'кей, спасибо, но я надеюсь, что если сдюжу, то похоронюсь все-таки за свой счет.
Если честно, в данный момент это звание помимо приятного ощущения уважительного, статусного отношения ко мне других людей, ничего в моей жизни не поменяло. Та же публика приходит ко мне в те же залы. И меня звание “народного” не поменяло. Мой нос уже не тот, что был в 14 лет, я слишком много прошел. Но мне было очень приятно, когда прошлый министр культуры позвонил мне в семь утра в Данию, в Копенгаген и сказал "Я хочу поздравить Вас первым"!
Международные джазовые фестивали и конкурсы
«Munchner Klavier sommer» (Германия)
«Manly Jazz Festival» (Австралия)
«European Jazz Festival» (Испания)
«Baltic Jazz» (Финляндия)
«Foire de Paris» (Франция)
Арт-директор российских джазовых фестивалей — в Тюмени, Екатеринбурге, Омске, Перми, Сургуте, Самаре, Нижнем Новгороде, Суздале, Уфе и Саратове
«Джазовая музыка в академических залах» (концертно-гастрольный абонемент)
Первый международный конкурс джазовых пианистов. Председатель жюри. (открыт в марте 2005 года, совместно с Павлом Слободкиным)
Фестиваль «Jazz collection»
«Звезды джаза над Енисеем»
Фестиваль «Усадьба Jazz»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Кредо
2. Данс
3. От 7 до 11 (обработка)
4. Разве я плохо себя веду?
(Я берегу свою любовь)
5. Квартет Соль-минор. Рондо
аллегро модерато. Моцарт
6. All The Things You Are
7. Darn That Dream
Палыч, большое спасибо!