- АМЕТ-ХАН СУЛТАН Дата рождения: 20 (по другим данным - 23 и 25) октября 1920 года Дата смерти: 1 февраля 1971 года.
Приказом командующего 8-й воздушной армии № 018/н от 7 апреля 1944 года командир эскадрильи 9-го гвардейского ИАП 6-й гвардейской ИАД, Герой Советского Союза гвардии майор Амет-Хан Султан был награжден орденом Александра Невского № 13280.
После непродолжительного отдыха летом 1944 года и переучивания на новый истребитель Ла-7, С. Амет-Хан воевал в Восточной Пруссии, участвовал во взятии Берлина.
Последний свой воздушный бой гвардии майор Султан Амет-Хан провёл 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф-190». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года помощнику командира по воздушно-стрелковой службе 9-го гвардейского истребительного Одесского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии гвардии майору Амет-Хану Султану было присвоено звание дважды Героя Советского Союза и вручена вторая медаль "Золотая Звезда" (№ 66).
За время войны летчиками полка было уничтожено 558 самолетов. В этом полку сражались 28 Героев Советского Союза, из которых 25 летчиков получили это звание, воюя в составе полка. Кроме С. Амет-Хана еще три летчика полка были удостоены звания Героя Советского Союза дважды: А. В. Алелюхин, П. Я. Головачев и В. Д. Лавриненков, с октября 1944 года возглавлявший полк.
После окончания Великой Отечественной войны, по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. В августе 1945 года С. Амет-Хан стал слушателем Военно-воздушной академии в Монино, однако, в связи с недостаточным образованием учёба шла очень трудно. В начале 1946 года, по личному рапорту Амет-Хана, его отчисляют из Академии и в апреле увольняют в запас.
Благодаря поддержке и помощи боевых друзей, в феврале 1947 года С. Амет-Хан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему был присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года – второй класс, а уже в сентябре 1952 года Султан Амет-Хан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные тяжелейшие и опаснейшие испытания.
Так, в качестве второго пилота он поднял в небо и провел испытания истребителя-перехватчика И-320 (Р-1) и лично провел уникальные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС ("Комета-3"), разработанного ОКБ А.И. Микояна совместно с КБ-1. На самолете-аналоге С. Амет-Ханом были совершены: первый взлет с земли - 4 января 1951 г., первый старт с самолета-носителя Ту-4 - в мае 1951 г., первый вылет КС - 23 июля 1955 г. За проведение этих испытаний Султану Амет-Хану была присуждена Сталинская премия 2-й степени (впоследствии переименованная в Государственную премию СССР).
Амет-Хану пришлось однажды испытывать и опытное катапультное кресло. В момент катапультирования парашютиста-испытателя Головина разорвался цилиндр стреляющего механизма. Взрывом пробило топливный бак. Горючее хлынуло в кабину, каждую минуту мог произойти пожар и взрыв всего самолета. Конечно, можно было бы спастись катапультированием, но в задней кабине оставался парашютист-испытатель. Рискуя собственной жизнью, Амет-Хан все же благополучно посадил самолет, который, к счастью, не загорелся. Он спас самолёт и своего товарища.
Большой вклад Амет-Хан внес в испытания новых авиационных двигателей на летающих лабораториях ЛИИ. За время работы он участвовал в испытаниях 100 типов самолетов и их модификаций. 23 сентября 1961 года С. Амет-Хану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
Когда медицинская комиссия отстранила его от полетов на истребителях, Амет-Хан успешно освоил тяжелые машины и хорошо на них работал до рокового дня 1 февраля 1971 года. В тот день в испытательном полете Ту-16ЛЛ, произошла катастрофа, унесшая жизни пяти испытателей: инженера, штурмана, бортрадиста и двух летчиков, одним из которых был дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный летчик-испытатель СССР подполковник Амет-Хан Султан – кавалер трех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и «Знак Почета». Он был награжден также несколькими медалями.
Именем Героя названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане, Махачкалинский аэропорт и площадь в Симферополе. Он является почетным гражданином города Ярославля. Бронзовые бюсты прославленного лётчика установлены в Алупке, Махачкале и ауле Цовкра. В Феодосии установлен гранитный бюст на Аллее Героев.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Сл. и муз. Виталия Теринга
Есть над Волгой обрыв,над обрывом как взрыв-
Нержавеющей стали крыло!
Рядом чёрный гранит,он молчанье хранит,
Сберегая людское тепло.
А в граните строка ,а в строке имена,
Тех,кто к небу рукой прикасался,
Тех,кто в небо ходил,тех,кто с небом дружил,
Тех,кто в небе навеки остался.
По ушедшим скорбим,по ушедшим грустим,
Про ушедших,гитара споёт,
Но только кажется мне,что где-то там,в вышине,
Нескончаем их вечный полёт.
Ведь если небо любить,как без неба прожить?
И пусть в любви этой риск непомерен,
Каждый лично решал,каждый сам выбирал-
И был тот выбор единственно верен!
Громко сердце стучит,и рука не дрожит,
И ликует душа и поёт-
Как прекрасен тот миг,если цели достиг-
В небо новый поднял самолёт!
Рёв турбин,полный газ и взрывает форсаж
Неба южного звёздную сыть
И раскалённой иглой сшито небо с землёй,
И ради этого стоило жить!
В. Чмыхалов...
Аметка – так называли дважды Героя
Советского союза Амет-хана Султана
его друзья, испытатели самолётов.
Амет-хан и Султан,
Амет-хан и Аметка,
насбивавший врагов
хладнокровно и метко,
ты согласно ль прописке,
без боли и грусти,
проживаешь в своём
впечатляющем бюсте?
Или, может, на взлёте
двузвёздно- крылатом,
утвердил себя в бронзе
самозахватом?
Что с семьёй?
Хорошо ли в Москве обустроена?
Так, как должно ль семье
знаменитого воина?
Вспоминаешь ли время,
когда оказался не нужен,
Когда водка
нужнее бывала чем ужин,
И когда твои Звёзды
геройского звания
превращались в ничто,
меж бутылок
пропаще позванивая?
Ты почти что был сбит.
Ты упал бы, товарищ,
в том разгуле обид
и похмельных пожарищ,
если б не был спасён
(так спасаться и мне бы)
братством рук и имён,
упоённостью в небе.
Амет-хан и Султан,
Амет-хан и Аметка,
расцветает в Алупке
шиповника ветка.
Гаснет злость
в налетающем
северном ветре,
прикоснувшемся
к женственным соснам
Ай-Петри.
Опускаются кручи
всё круче,
террасой.
Озабочены люди
трудом и сберкассой.
Но над всей над земной,
над живой
и безжизненной массой
прошивается синь
реактивной
космической трассой,
чтобы каждой своей
бронзобюстовой клеткой
ты взлетал, становясь
Амет-ханом,
Аметкой!
Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся вверх, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мертвые…
— Амет-Хан Султан, 25 октября 1970 года (за три месяца до гибели).............
АМЕТ-ХАН СУЛТАН
Родился 20 (по другим данным - 23 и 25) октября 1920 года в крымском городке Алупка (в настоящее время - в черте города Ялта).
По окончании семи классов школы поступил в Симферопольское железнодорожное фабрично-заводское училище. После завершения учебы работал слесарем в симферопольском железнодорожном депо и одновременно учился в местном аэроклубе, программу которого окончил в 1938 году.
В Красной Армии – с февраля 1939 года. Окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и до начала Великой Отечественной войны проходил службу в строевых частях. 4-й истребительный авиационный полк, в составе которого встретил войну младший летчик Амет-Хан, дислоцировался под Кишиневом. В первый же день войны Амет-Хан выполнил несколько боевых вылетов на разведку и штурмовку колонн противника, а осенью 1941 года уже прикрывает небо Ростова-на-Дону.
Зимой 1941-1942 гг. летный состав полка переучивается на английские «Харрикейны» и с марта 1942 года осуществляет противовоздушную оборону города Ярославля. Именно здесь, в небе над Ярославлем, 31 мая 1942 года Султан Амет-Хан одержал свою первую воздушную победу: израсходовав в воздушном бою весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». При ударе самолет Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе», но лётчику удалось выбраться из кабины и выпрыгнуть из падающих обломков на парашюте…
Летом 1942 года С. Амет-Хан воюет под Воронежем, а с августа 1942 года участвует в Сталинградской битве. 21 сентября 1942 года в одном из воздушных боев лейтенант С. Амет-Хан был сбит. С группой товарищей он сопровождал девятку бомбардировщиков Пе-2 из 30-го бомбардировочного авиационного полка, ведомую командиром эскадрильи капитаном Ф. С. Токаренко. "Петляковы" наносили удар по скоплению танков и мотопехоты противника в овраге Долгий у южных скатов Мамаева кургана. Скопление войск прикрывалось с воздуха двенадцатью истребителями Ме-109, которые яростными атаками встретили группу Токаренко. Амет-Хан Султан первым устремился в атаку, но в неравном бою его самолет был поврежден. Перетянув через Волгу, отважный летчик произвел посадку на фюзеляж в 6 км юго-восточнее Верхней Ахтубы. Однако, даже оставшись без ведущего, ведомые продолжали самоотверженно отражать атаки вражеских истребителей и не допустили потерь "петляковых", а экипажи бомбардировщиков сбили два "мессершмитта".
В октябре 1942 года по инициативе командующего 8-й воздушной армии генерал-майора авиации Т. Хрюкина, на базе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка майора Шестакова был организован «полк асов» с задачей противодействия лучшим немецким истребителям, господствовавшим в небе над Сталинградом. Звания асов неофициально удостаивались наши летчики-истребители, сбившие десять и более вражеских самолетов. Все они направлялись в 9-й гвардейский полк, который еще со второй половины сентября был выведен на тыловой аэродром Житкур для переукомплектования и переучивания. Так вместе в одном полку оказались майор Б. Н. Еремин, капитан М. Д. Баранов, старшие лейтенанты А. Ф. Ковачевич и Е. П. Дранищев, старшина В. Д. Лавриненков, служившие до этого в разных частях. Имевшего в своем активе несколько сбитых самолетов противника, старшего лейтенанта Амет-Хана так же переводят в состав этого полка и вскоре назначают командиром 3-й эскадрильи. В составе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка он будет воевать до победного окончания войны.
10 декабря 1942 года 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, закончивший переучивание с самолетов ЛаГГ-3 на Як-1, вновь был введен в бой. Уже на следующий день летчиками полка вместе с летчиками 3-го гвардейского ИАП были сбиты в воздушном бою 18 вражеских самолетов, следовавших со стороны Котельниково через Зеты на Нариман к окруженным войскам. В течение зимы 1942 года – весны 1943 года летчики полка продолжали сражаться в небе над Сталинградом, участвовали в освобождении Ростова-на-Дону, после очередного переучивания летом 1943 года на американскую «Аэрокобру», воевали на Кубани, участвовали в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма…
К началу операции советских войск по освобождению Крыма грудь гвардии капитана Амет-Хана украшала Золотая Звезда Героя Советского Союза (№ 1136), три ордена Ленина, два ордена Красного Знамени и орден Красной Звезды. Звание Героя Советского Союза командиру эскадрильи 9-го гвардейского истребительного Одесского Краснознамённого авиационного полка гвардии капитану Амет-Хан Султану было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года.
К очередной боевой награде гвардии майор Амет-Хан был представлен за боевые заслуги, проявленные в ходе операции по освобождению Крыма. Командир полка, представляя комэска к награде, отмечал:кавалер ордена Александра Невского, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан
«За период боевых действий против германского фашизма, находясь на различных участках фронта, тов. Амет-Хан произвел 522 боевых вылета с налетом 479 часов, произвел 103 воздушных боя, в которых сбил 42 самолета противника, из них лично – 23.
После последней правительственной награды тов. Амет-Хан произвел 59 боевых вылетов с налетом 51 час, из них 15 эффективных штурмовок, в результате которых уничтожено 3 цистерны с горючим, до 15 автомашин, до 5 повозок, до 10 лошадей, до 40 солдат и офицеров и на аэродроме самолет противника типа Ю-52. За это время провел 13 воздушных боев, в которых сбил лично пять самолетов противника: два Ме-109, Ю-88, Ю-87 и Ю-52.
8.2.44 г., вылетев на свободную охоту по тылам противника во главе четверки, в р-не Берислав встретили группу бомбардировщиков типа Ю-88. Дав команду своим подчиненным атаковать самолеты противника, первым бросился в атаку и с первой очереди сбил одного Ю-88, который упал западнее Берислав.
13.3.44 г., вылетев на свободную охоту в паре со своим ведомым в район Очаков, встретили пару Ме-109. Приняв решение навязать бой, тов. Амет-Хан с высоты бросился в атаку на ведущего и с первой очереди сбил его, который упал севернее Очаков.
22.3.44 г., патрулируя в р-не Александровка, на перехвате транспортных самолетов, встретили группу Ю-52. Зайдя строго в хвост, тов. Амет-Хан с короткой очереди зажег одного Ю-52, который упал восточнее Александровка.
Тов. Амет-Хан как командир эскадрильи отлично организовал боевую работу среди летно-технического состава. За период командования эскадрильей, его эскадрилья произвела 850 боевых вылетов, провела 375 групповых воздушных боев, в которых сбила 67 самолетов противника.
За это время он воспитал двух Героев Советского Союза. Только за последний месяц его эскадрилья сбила в воздушных боях 9 самолетов противника и уничтожила на земле 8 самолетов противника.
Тов. Амет-Хан отличный летчик-истребитель, умело сочетающий летно-тактические данные своего самолета с тактикой противника.
На все сбитые самолеты противника имеются подтверждения в штабе части.
За отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом героизм и мужество, за лично сбитые самолеты противника, за умелое руководство боевой работой эскадрильи, тов. Амет-Хан достоин правительственной награды – ордена Александра Невского».