Две картины одной женщины двух разных художников
Франсуа Буше ( 1703- 1770 ) - французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.
Картины Франсуа Буше современники называли зеркалом, отражающим французскую придворную жизнь. Он был любимым художником Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур, но позже его критиковали за «легкомысленность и фривольность».
Казанова дал художнику 6 луидоров, чтобы тот написал портрет Марии-Луизы. Девушке исполнилось всего 15, но сложена она была так, что глаз не оторвать. Картина вскоре попала к одному придворному, который показал ее королю. Людовик Пятнадцатый, большой ценитель хорошеньких женщин, пожелал познакомиться с натурщицей, позировавшей Буше. Так дочь сапожника стала королевской фавориткой.
Позировать художнику девушка согласилась сразу. Она была «милой, оборванной и грязной», как описывал ее Казанова в «Исторической книге». Звали юное существо Мария-Луиза Мерфи, и родилась она в Руане 21 октября 1737 года. Отец по происхождению был ирландцем: его предок в XVII веке последовал во Францию за свергнутым королем Яковом II. Считалось, что он работал сапожником, но в "полицейских сводках" значился как шпион, и даже оказался в Бастилии в 1735 году по этой причине. Мать девушки неоднократно арестовывали за проституцию. Эта чудная пара познакомилась во французской столице, но была вынуждена уехать в Нормандию: Даниэлю Мерфи официально запретили жить в Париже.
Из двенадцати детей Мерфи выжили пятеро, и все они были девочками: Маргарита, Бриджит, Мадлен, Виктория и Мария-Луиза. Поскольку денег в семье всегда было в обрез, по крайней мере, две девушки быстро пошли по стопам матери. Бриджит считалась самой некрасивой и набожной, а потому ее к профессии не привлекли. А вот младшенькая подавала надежды.
В 1753 году умер глава семьи. Матушка, подбоченясь, дала дочерям сутки, чтобы собрать вещи. Она была намерена вернуться в Париж: вот где можно развернуться по-настоящему! Переезд состоялся тотчас же, а спустя пару месяцев Мария-Луиза и попалась на глаза Казанове.
Несмотря на свой юный возраст, девушка уже не была неискушенной. Портрет, который заказал знаменитый сердцеед, лишь подтверждает это: ни тени стыда. Для XVIII века – смело и дерзко. Конечно, когда картину увидел король, он пришел в восторг!
Мария-Луиза стала любовницей Людовика XV с «титулом» Petite maîtresse. Так называли фавориток, которых не устраивали при Дворе, а селили где-то поблизости от дворца, чтобы король в любой момент мог насладиться их обществом. Для девицы Мерфи приготовили квартиру в Парк-о-Серф, рядом с Версалем, где она прожила 2 следующих года. В воспоминаниях маркиза Аржансона есть такой факт, относящийся к 1753 году: «Лебель (камердинер короля) привез новую деву, а портнихе Флер было поручено обшивать ее».
Чувственные встречи чуть не убили молодую натурщицу: в 1753 году, после выкидыша, Мария-Луиза тяжело хворала. А в 1754 году родила дочь. Эту девочку немедленно крестили и отправили подальше (позже она получила хорошее воспитание и ни в чем не нуждалась)
А маленькая фаворитка продолжала пользоваться расположением короля, и в какой-то миг ей показалось, что Людовик XV целиком в ее власти. Тогда у Марии-Луизы возникла шальная идея: а если удастся прогнать мадам де Помпадур? И занять ее место в Версале? Увы, девушка была неопытной интриганкой. Ее игру скоро разоблачили, и вслед за этим пришла опала. Король решил избавиться от девицы Мерфи и велел подыскать ей мужа.
25 ноября 1755 года Мария-Луиза Мерфи вышла замуж за Жака де Бофранше. Небогатый, но хорошего происхождения, он должен быть дать отставной фаворитке то, о чем она мечтала: собственный дом и дворянское звание. Правда, родственники жениха, наслышанные о знаменитом «позировании» и о том, что из этого вышло, грудью встали против брака. Пришлось пойти на компромисс: за невестой дали 200 тысяч ливров, и записали ее в свидетельстве о браке как «мадмуазель де Буафайли». Дескать, она и сама аристократка.
На свадьбе не было ни родных жениха, ни семьи невесты. Одни нотариусы и случайные свидетели. Но так бывает, что случайность оказывается счастливой. Молодожены зажили вполне себе неплохо, и вскоре у них появились дети: дочь Луиза (умерла в 2 года) и сын Луи Шарль Антуан. Однако господин де Бофранше своего сына никогда не видел – он погиб в битве при Россбахе 5 ноября 1757 года.
Второй раз Мария-Луиза вышла замуж в феврале 1759-го года, за Франсуа Николя Ла Норманна, графа де Флагак. Удивительный факт, но этот человек был связан родственными узами с… мадам де Помпадур!
Незадолго до революции Мария-Луиза овдовела второй раз, а в начале 90-х попала в тюрьму. В отличие от другой королевской фаворитки, Дюбарри, ей удалось выжить. И она еще раз вышла замуж после освобождения, в 1795 году за депутата Национального собрания на 28 лет младше ее самой.
Когда к власти снова пришли Бурбоны, король с удивлением узнал, что та самая известная дама, позировавшая для откровенного полотна Буше, еще жива, и назначил ей хорошую пенсию. Но Мария-Луиза даже не успела распорядиться этими деньгами – она умерла 11 декабря 1814 года в 77 лет.
Портрет, который восхитил короля Людовика XV, для которого Мария-Луиза позировала – вероятно, по просьбе Казановы – существует в двух версиях. Одна картина находится в Кельне, а другая – в Мюнхене.