Две самые безумные рок-группы СССР
В истории общественного явления, которое сейчас принято называть «русским роком», был весьма интересный период. Длился он с 1984 по 1989 год. Чем же он так интересен? А тем, что в музыкальное пространство Страны Советов ворвалась рок-группы и исполнители, которых смело можно назвать безумными – настолько они были необычные и неформатные.
Дело в том, что любое новаторство очень быстро становится обыденностью с толстым налетом банальщины. Так и русский рок. Никто не спорит, в конце 70-х «Машина времени» и «Воскресенье» просто взорвали сознание юных строителей коммунизма, но… вскоре появилась шаблонность. «Рашн рок» той поры – это волосатые музыканты в джинсах поющие песни с заумным подтекстом. Движение на сцене отсутствовало напрочь - парни играли на гитарах и пели в микрофон. Единственным атрибутом шоу являлась самодельная цветомузыка и пара софитов. Этого казалось достаточным – при первых же аккордах, публика вставала на рога и царапала ими паркет.
Прошло несколько лет, бывшие полулегальные группы обрели вполне себе легальный статус и уже могли гастролировать от имени филармонии. Увы, формат выступлений при этом нисколько не поменялся: та же цветомузыка, те же софиты, те же микрофонные стойки к которым намертво «приросли» музыканты. В середине 80-х народ уже свободно посещал концерты рок-групп, но «свистел и вопил» больше по привычке, ибо так надо было. На само же деле, становилось скучно. В этот период я побывал на концертах «Машины времени», «Динамика», «Автографа», «Форварда», «Аракса» etc. И, знаете, всеми фибрами ощущал начало музыкального застоя.
И тут на сцену вырвались те самые… безумные советские рокеры. Таки у мирового музыкального бизнеса есть аналогии и параллели. Задыхающуюся от попсы западную граммофонщину спасли панки. У нас, в СССР, эту роль взяли на себя аналогичного склада товарищи. С той лишь разницей, что на Западе панки взбодрили финансовые потоки, а наши – тряхнули (или трахнули) эмоциональную составляющую.
Без «смотреть» бессмысленно «слушать» - это утверждение в полной мере соответствовало новой волне «русского рока» 80-х. На IV Ленинградском рок-фестивале я впервые узрел «АукцЫон» с Олегом Гаркушей и… офигел. Вот это было воистину свежо! Как и положено представителям авангарда, группу сразу обвинили в пошлости и дурном вкусе. А ребята просто отзеркалили на сцене то общество, в котором мы тогда жили. Это же гениально! Одна из комсомольских газет тех лет напечатала: «Нарочито-дегенеративная исполнительская манера группы «АукцЫон» смотрится дискредитацией советского рока». Лучше рецензию сложно придумать! Парни сумели-таки «дискредитировать» русский рок, а это дорогого стоит.
До сих пор Гаркуша держит марку – в 2019 он выпустил отличный альбом «23».
Петр Мамонов и «Звуки Му» - это сейчас они считаются классикой отечественной психоделии и золотым стандартом пост-панка. А тридцать лет назад… 16 февраля 1987 года «Звуки Му» выступили в Ленинграде, дав совместный концерт с «Зоопарком». Я тоже побывал на этом мероприятии. Зал воспринял песнопения и рваный движняк Мамонова с явным недоумением и даже враждебностью. В зале повис вопрос: «Что это? Зачем это». Позволю себе привести цитату из самиздатовского журнала «Рокси»: «Петя не поёт, у него, наверное, нет голоса, он вырывает из себя, выплёвывает, а иногда и создаёт звуки». Неоднократно и настоятельно Мамонову советовали обратиться к психиатру. Известно, что «большое видится издалека» и «бесполезно искать пророков в своем Отечестве». Осенью 1988 года «Звуки Му» выступают в Венгрии и Италии. Тогда же музыканты знакомятся с Брайаном Ино, который называет Мамонова -«удивительным и страшным архетипом, явившимся словно из какого-то глубокого средневековья». Ино организовывает совместный гастрольный тур по США «Звуки Му» с группой The Residents. После одного из концертов вокалист «резидентов» Рэнди Фокс сказал: «Я не мог и предположить, что какая-то группа из России окажется куда более дикой, чем все американские группы, которые я когда-либо видел»…
АукцЫон - Вернись В Сорренто (1986)