- Дьяконова Елена Дмитриевна Дата рождения: 26 августа 1894 Дата смерти: 10 июня 1981 года
Биография Елены Дмитриевны Дьяконовой (ГАЛА)
Елена Дьяконова более известна под именем Гала. Ее называли музой сюрреалистов, она была музой Поля Элюара и Сальвадора Дали, других известных поэтов и художников. Умная и незаурядная женщина, Гала оставила заметный след в богатом на события XX веке.
Есть женщины, чей дар - очаровывать, соблазнять и покорять. К таким женщинам относится Гала. В ее жизни были Арагон, Бретон, Макс Эрнст, Тзара. После трудного развода с Полем Элюаром она стала женой гения сюрреализма Сальвадора Дали. Рядом с этой женщиной мужчины обретали бессмертие.
Поначалу жизнь не сулила Елене Дьяконовой ничего хорошего. В детстве потеряла отца (он был скромным казанским чиновником), в семнадцать лет переехала в Москву и, поселившись с матерью у отчима-адвоката, заболела чахоткой. Лечиться ее отправили на знаменитый швейцарский курорт Давос, и здесь она назвала себя Гала с ударением на втором слоге. Так звал ее юный (на год моложе ее) парижанин Эжен Грендель, тоже легочный больной.
Эжен писал стихи, которые с энтузиазмом читал своей новой подруге и которые ей чрезвычайно нравились. Нравились настолько, что она даже сочинила небольшое, в полтора десятка строк предисловие к его изданному на собственные средства крохотному сборничку, объявив на весь мир, что ей эта скромная книжица «представляется маленьким шедевром, необыкновенным проявлением души». На обложке книжицы стояла фамилия автора Грендель, но вскоре эта не слишком благозвучная фамилия сменилась другой, позаимствованной у покойной бабушки Элюар. Имя же одолжил у своего родного дяди - Поль...
Но общим у этих двоих молодых людей - француза и русской - оказалось не только пристрастие к эффектным псевдонимам, не только любовь к поэзии, но и нечто большее. Словом их отношения не были мимолетным курортным флиртом, как это случается обычно.
После выписки из санатория Гала уехала на родину, но связь их не прервалась.
«Я очень часто и регулярно получаю письма из России», - говорил Поль отцу. Отец был категорически против столь раннего брака, да еще с этой капризной, больной и небогатой девицей из холодной и загадочной России. «Я не понимаю, зачем сейчас обсуждать вопрос об этой русской девочке», - искренне удивлялся он в ответ на осторожный намек сына, что не мешало бы пригласить его возлюбленную в Париж.
«В настоящий момент, - заявил отец, - это невозможно».
И дело было не только в молодости Поля, в шаткости его материального положения, в отсутствии профессии (не стишками же зарабатывать себе на хлеб насущный), но прежде всего в том, что Европа была охвачена войной.
Письма Гала (их, правда, уцелело всего полтора десятка, остальные Элюар незадолго перед смертью уничтожил) не отличаются ни изощренностью стиля, ни лирической тонкостью, ни хотя бы кокетством. «Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого». Нехитрое признание это варьировалось на разные лады, разве что время от времени Гала сдабривала его ласковыми, но тоже весьма незамысловатыми обращениями:
«Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик». И даже «мой ребенок». Это материнское начало в отношениях к сильному полу, это пристрастие к мужчинам, которые моложе ее - и подчас моложе намного, - сохранилось у нее до конца жизни.
Поля призвали в армию, но по состоянию здоровья он был способен разве что ухаживать в госпиталях за ранеными, чем с самоотверженностью и занимался. Письма из России находили его и здесь. Гала подписывала их кратко и выразительно:
«Твоя жена навсегда». Она с юных лет отличалась решительностью, и не только на бумаге. Поздней весной 1916 года Елена Дьяконова, которой не исполнилось еще и двадцати двух, отправилась в вожделенный Париж.
К сожалению, отлучиться из госпиталя, чтобы встретить возлюбленную, Поль не мог, и тогда он поручает эту деликатную миссию матери: в отличие от отца, по-прежнему решительно настроенного против женитьбы, мать держала сторону сына. К тому же хитрая Гала заблаговременно отправила ей из России ласковое и в высшей степени уважительное послание, смиренно подписанное «русская девочка Гала».
И вот русская девочка оказалась на перроне по-военному мрачного вокзала. Отсюда мать Поля препроводила ее в комнату сына. Прошло еще некоторое время, и заждавшийся, сгорающий от нетерпения Поль получил недельный отпуск. Он показывал ей свой город, покупал ей духи (духи - ее слабость), он вдохновенно рисовал планы их будущей семейной жизни. Вот только эта проклятая война... Ему хотелось приблизить ее окончание, и он, вернувшись в свой госпиталь, рвался, охваченный патриотическим чувством, на фронт, на передовую, в самое пекло.
Гала была в панике.
«Если ты меня любишь, ты сбережешь свою жизнь, потому что без тебя я как пустой конверт... Если я потеряю тебя, то потеряю себя саму тоже, я уже не буду больше Гала - я буду бедной женщиной, каких существует многие тысячи».
В феврале 1917 года в церкви Святой Женевьевы, стены которой помнили Жанну д’Арк, состоялось венчание. Родители в качестве свадебного подарка преподнесли молодоженам огромную, из мореного дуба кровать. Не без озорства описав ее в одном из писем, Элюар заметил:
«На ней мы будем жить и на ней умрем». Увы! Жизнь показала, что он оказался неважным пророком.
Спустя год у них родилась дочь Сесиль. Они были счастливы, Поль становился все более известным. Но тут появился Дали. Он познакомился с Элюаром, который, по собственным его словам, показался ему «легендарным героем», а уж потом - с его женой. «Лицо Гала Элюар было, на мой взгляд, очень интеллигентным, но выражало усталость и досаду». Это - из книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», книги, переведенной на все основные языки мира, в том числе и на русский, и посвященной Гала - «той, что вела меня вперед».
Дали до конца жизни оставался трубадуром Гала, он восхвалял и боготворил ее, он писал ее портреты, объяснял ее благотворным влиянием все свои триумфы («Я по-настоящему научился владеть кистью только благодаря страху прикоснуться к лицу Гала»). А вот она отнеслась к нему поначалу весьма сдержанно, о чем он откровенно говорит в «Тайной жизни»...
«Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, я целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненные белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье».
Итак, первое впечатление Гала было негативным, тем более что сама она предпочитала в одежде стиль строгий и даже аскетичный. Но она не была бы Гала, если б не разглядела в этом человеке с ужасными манерами и частым неуместным смехом гения.
«Она распознала во мне наполовину сумасшедшего гения, способного на большую отвагу».
Не только распознала, но решила сделать все возможное, чтобы гений этот реализовался. Не сразу, но решила, что явилось для него в некоторой степени неожиданностью. Однажды они отправились на прогулку в обожженные солнцем горы, и тут, вспоминал впоследствии Дали, она сказала:
«Малыш, мы больше не расстанемся».
Ее законный супруг Поль Элюар стал к тому времени знаменитым и богатым («первым поэтом Франции», как называл его щедрый Дали), а тот, к кому ушла она, влачил полунищенское существование и никому практически не был известен. Ее это не испугало. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть», - объявила она ему, и он ей поверил. «Я слепо верил всему, что она предсказывала мне».
Но она не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, и не одними советами, но и делом: пыталась заинтересовать разных влиятельных и - главное - богатых людей его проектами, один фантастичней другого, всеми мыслимыми способами норовила продать его картины, организовывала, не жалея сил, выставки. «Никогда не сдавались мы бытовой прозе, - писал Дали. - Мы выкручивались благодаря чудесам стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себя платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник». Его еще удивляло, что находятся чудаки, которые покупают его картины.
«Я гений, а гениям предназначено умирать с голоду».
А как же муж - теперь уже бывший муж, хотя формально они оставались в браке вплоть до 1932 года? Как же дочь? Обоими Гала не колеблясь пожертвовала ради своего гения. Дочь воспитывала бабушка (мать Поля), а сам он в отчаянии пытался вернуть себе жену. Он посвятил ей свою книгу «Любовь поэзия», на титуле которой написал: «Гала... все, что я сказал, - только для тебя. Мой рот так и не смог расстаться с твоими глазами».
Сестра Марины Цветаевой, Анастасия - их обеих Гала хорошо знала в юности - писала о ней: «Вот и пытались художники (не только Дали) запечатлеть ее в картинах, поэты (не только Элюар) - в стихах, мемуаристы - в воспоминаниях». «Казалось, писал один из них, что эта худая славянка с пламенными глазами одержима какой-то невероятной силой (силой зла?); было что-то колдовское в ней, в молодой и очаровательной колдунье».
Элюар, продолжавший любить ее даже тогда, когда не осталось ни малейших надежд на ее возвращение, сразу после их официального развода, буквально на другой день, написал ей:
«Ты всегда моя жена, навечно. Утром, просыпаясь, вечером, засыпая, и каждую минуту повторяю твое имя: Гала!»
С этим же именем на устах умер и Сальвадор Дали.
"Мама в саду"
Гале Дьяконовой
Мама стала на колени
Перед ним в траве.
Солнце пляшет на прическе,
На голубенькой матроске,
На кудрявой голове.
Только там, за домом, тени...
Маме хочется гвоздику
Крошке приколоть, -
Оттого она присела.
Руки белы, платье бело...
Льнут к ней травы вплоть.
- Пальцы только мнут гвоздику. -
Мальчик светлую головку
Опустил на грудь.
- "Не вертись, дружок, стой прямо!"
Что-то очень медлит мама!
Как бы улизнуть
Ищет маленький уловку.
Лена Дьяконова (или Галя, как любила называть ее мать), была замкнутой и очень застенчивой девочкой, дружившей с сестрами Цветаевыми - Мариной и Анастасией - ученицами гимназии в Большом Кисловском., где училась и Лена Дьяконова
Одноклассницей была младшая, Настя, но Марина Цветаева искренне любила подругу сестры и даже посвтяила ей одно из первых своих стихотворений.
Мама плачет. На колени
Ей упал цветок.
Солнце нежит взгляд и листья,
Золотит незримой кистью
Каждый лепесток.
- Только там, за домом, тени...
Марина Цветаева, 1910 год
Галя часто приходила в гости к девочкам в их дом в Трехпрудном переулке. По воспоминаниям Анастасии Цветаевой, она была одной из самых самобытнейших среди встреченных в юности - с необыкновенным чувством юмора и еще какой-то ланьей пугливостью, в которой отмечалось интеллектуальное начало.
Марина читала Гале свои стихи, а та слушала юную поэтессу так, "будто глотала живую воду"...
Такая вот ГалА
Москва, Большой Кисловский, 4.
Дом Коншина, "дом с кариатидами" - бывшая классическая женская гимназия Брюхоненко в одном из старых переулков Арбата. Здесь училась будущая жена и муза великого Сальвадора - Гала Дали.
Молча простояв семь часов над гробом любимой, Сальвадор Дали тихо произнес: «Видишь, я не плачу».........
Однажды шестилетнему Сальвадору один из друзей родителей подарил авторучку, внутри которой, как в стеклянном шаре, медленно падал снег, и куда-то ехали маленькие сани с невероятной красоты брюнеткой в пушистой шубке.
Ребенок влюбился в этот образ навсегда и хранил ручку, как талисман.
Позже, когда его познакомили с Гала, он был потрясен настолько, что не соображал ничего, кроме того, что эта темноволосая девушка из России – стране, где очень много снега и люди ездят на санях.
А значит, его мечта сбылась......
Фотография обнаженной жены, с которой Дали рисовал свой знаменитый "Портрет Галарины" до сих пор висит над лестницей в его доме в том же виде, со старым скотчем, которым он прикреплял снимок к мольберту.
По его утверждению, он нарисовал на картине хлеб. Скрещенные руки Гала - это переплетенные прутья корзины для хлеба, а ее грудь - горбушка хлеба. Пусть так. На то он и Дали.
"Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто".
Сальвадор Дали.....
СЕТЬ
Вот стихотворение Сальвадора ДалИ, посвященное дорогой супруге Гале. Говорят, ей не нравились его стихи...))
Книжечка,
если к ней приглядеться,
обернется самой обыкновенной
чашкой
родом из Португалии,
где имеется плохонький посудный заводик.
Ибо помянутая чашка —
такой уж ее слепили! —
если на что и похожа, так только
на переплетенья арабской вязи,
что радуют взор в южном пригороде столицы
(так радуют сердце
глаза той Прекрасной Дамы,
самой прекрасной дамы,
что я называю Гала).
Да, это он, запах шершавой ткани —
так пахнут руки,
руки моей любимой,
и фонари, и сальные шутки.
Да, это именно так — я могу
присягнуть, если будет угодно.
Книжечка,
если к ней приглядеться,
обернется самой обыкновенной
чашкой
родом из Португалии,
где имеется плохонький посудный заводик.
Ибо помянутая чашка —
такой уж ее слепили! —
если на что и похожа, так только
на переплетенья арабской вязи,
что радуют взор в южном пригороде столицы
(так радуют сердце
глаза той Прекрасной Дамы,
самой прекрасной дамы,
что я называю Гала).
Да, это он, запах шершавой ткани —
так пахнут руки,
руки моей любимой,
и фонари, и сальные шутки.
Да, это именно так — я могу
присягнуть, если будет угодно.....
Перевод Н. Малиновской
Спасибо, Дмитрий, очень интересно
На самом деле её звали: Елена Ивановна(Дмитриевна) Деулинова-Дьяконова.
Из Википедии:
Как сообщает французский писатель Доминик Бона, Елена родилась в Казани в 1894 году.
Её отец Иван Дьяконов был скромным чиновником, скончавшимся в 1905 году. Мать, Антонина Деулина, вторично вышла замуж за адвоката Димитрия Ильича Гомберга. Елена называла последнего своим отцом и взяла себе отчество по его имени.
.........
Сеть)
ГалА не просто вдохновляла Дали, но прошла с ним через все жизненные перипетии. Она познакомилась с Дали благодаря первому мужу. Решительная, настойчивая и жадная до жизни, Гала стала подходящей спутницей мягкому и чересчур оригинальному гению.
Да, она не всегда была верна, но всегда была рядом: в горе и радости, богатстве и бедности. Гений Дали неоспорим, но он не давал художнику вести жизнь хотя бы с минимальным достатком. Гала делала всё, что могла: искала покупателей и заказчиков для картин, уговаривала Сальвадора ставить цены на картины чуть выше, делала из Дали бренд — именно Гала сделала усы Сальвадора фирменным знаком.
Она поддерживала творческий огонь и искала для мужа работу, которая могла принести деньги. В частности, именно ГалЕ мы обязаны дизайном логотипа карамельки чупа-чупс и потрясающим мультфильмом студии Уолта Диснея «Дестино». Увы, задуманный еще в 1946 году мультфильм увидел свет лишь в 2003 году......
Лене Дьяконовой 16 лет....