Джазовая певица Арета Франклин
Джазовая певица Арета Франклин
В Детройте 15 августа 2018 года умерла джазовая певица Арета Франклин, которая с конца 1960-х носила неофициальный титул «королевы музыки соул». Франклин было 76 лет. Она умерла у себя дома в кругу семьи.
В феврале 2017 года Франклин объявила, что из-за проблем со здоровьем уйдет со сцены, но выпустит еще один альбом. Пластинка A Brand New Me вышла в ноябре 2017 года и стала 42-м ее альбомом. В том же месяце состоялось последнее выступление певицы на сцене.
За свою карьеру Франклин получила 18 «Грэмми» и продала 75 млн пластинок по всему миру.
Певица установила рекорд по количеству песен, попавших в хит-парад Billboard, — 112 ее песен попали в рейтинг. 20 ее песен возглавили хит-парад R&B синглов, среди них: Respect, Chain Of Fools, I Never Loved a Man (The Way I Love You) и Bridge over Troubled Water.
И два главных ее альбома
Aretha Franklin альбом
I Never Loved A Man The Way I Love You (1967)
Лэйбл Atlantic
Продюсер Jerry Wexler
Арт-директор He обозначен
Страна США
Продолжительность 32:51
Арета была королевой соула, хотя вряд ли можно сказать, что ее карьера складывалась без помех. До подписания контракта с лэйблом «Atlantic» в 1966 году, Франклин провела шесть лет и записала девять альбомов на лэйбле «Columbia», который сдерживал ее врожденную задушевность, делая из нее стандартную певицу фешенебельного ночного клуба.
Освободившись от этих кандалов с помощью Джерри Векслера из «Atlantic», в феврале 1967 года Франклин отправилась на студию «Fame Studio» в город Масл Шоулз, штат Алабама. Проблемы начались, когда муж и менеджер Ареты Тед Уайт поссорился с одним из музыкантов полностью белой сессионной группы после того, как была записана лишь одна с половиной песня. Им пришлось быстро перебраться в нью-йоркские студии «Atlantic».
Франклин, аккомпанировавшая себе на фортепиано и написавшая четыре трека альбома, пыталась бороться с традицией, согласно которой для соул музыкантов студии сами писали и аранжировали песни. Игра Ареты на фортепиано сравнивалась с мастерством Рэя Чарльза, став основанием, вокруг которого были выстроены все треки.
Альбом «Я никогда не любила никого так, как люблю тебя» открывается кавер-версией песни Отиса Реддинга «Respect», которая превратилась в гимн феминисток. Классическая композиция Сэма Кука о гражданских правах «А Change Is Gonna Соте» подверглась аналогичному смещению акцентов, выражая идеи самой Франклин. Песня «Dr. Feelgood» удивительно уверенна и наполнена сексуальностью, что ранее было редкостью для черной певицы.
Арета, освободившаяся от пут лэйбла «Columbia», вскоре стала королевой соула благодаря своему впечатляющему умению выражать чувства, равно как и самим чувствам. Этот замечательный альбом никого не может оставить безучастным.
Aretha Franklin альбом Aretha: Lady Soul (1968)
Лэйбл Atlantic
Продюсер Jerry Wexler
Арт-директор Loring Eutemey
Страна США
Продолжительность 28:39
Нельзя сказать, что дочь госпел-певицы К. Л. Франклин Арета появилась ниоткуда. Но лишь после подписания контракта с лэйблом «Atlantic Records», то есть спустя 12 лет после начала ее карьеры, Арета Франклин была названа «Леди Соул». Предыдущий лэйбл «Columbia» заставлял ее исполнять мягкий поп, и лишь продюсер лэйбла «Atlantic» Джерри Векслер объединил сильный от природы голос певицы с игрой «Muscle Shoals Sound Rhythm Section» из Мемфиса, после чего восторженный соул Ареты вырвался на свободу.
Альбом «Aretha: Lady Soul» был их третьим совместным альбомом, и самым лучшим. Арета обрела уверенность в себе после выхода дебютного на лэйбле «Atlantic» альбома «I Never Loved A Man The Way I Love You», а последовавшая за ним более эклектичная пластинка «Aretha Arrives» продемонстрировала силу и размах ее таланта. В альбоме «Aretha: Lady Soul» этот талант использован для демонстрации двойного пристрастия Ареты к ритм-энд-блюзу (в задиристом гимне Дона Ковэя «Chain Of Fools» и «Since You've Been Gone» бэк-группа «The Sweet Inspirations» обеспечивает сочный вокальный фон, обращаясь к якобы ушедшему бойфренду) и госпел-сонгу (оркестровая интерпретация песни Кертиса Мейфилда «People Get Ready», аранжированная Арифом Мартином).
Наряду с тем, что соло Клэптона в горячем блюзе «Good То Me As I Am To You» служило признанием современных тенденций в рок-н-ролле, альбом «Aretha: Lady Soul» содержит также кавер-версии песен признанных мастеров (Мейфилд, Джеймс Браун, Рэй Чарльз), исполненных с особым стилем и авторитетом. Настоящим шедевром можно считать песню «А Natural Woman»; паломничество музыкантов группы «Muscle Shoals Sound Rhythm Section» на студии лэйбла «Atlantic» в Нью-Йорк для записи этой песни отражает творческую эволюцию самой Ареты.
Она привнесла в песню, написанную песнотворцами из «Brill Building- Кэрол Кинг и Джерри Гоффином, искренность и страсть, научившись этому в Мемфисе и обретя в процессе свой подлинный голос.
Франклин в 1987 году стала первой женщиной, чьё имя было занесено в «Зал славы рок-н-ролла». Певицу называли «королевой соула».