Елена Камбурова альбом Страна Дельфиния (2010)
Елена Камбурова
Есть на эстраде звезды, которые светят очень ярко, но недолго. То ли человеческой мощи им не хватает, то ли таланта, то ли их личностные устремления перестают соответствовать запросам времени…
Иные исполнители живут на подмостках долго, состариваясь вместе со своим поколением, но при этом оставаясь для этого самого поколения интересными и нужными.
Однако существуют и звезды совершенно иного качества, пусть не столь броские и раскрученные, но не стареющие, ибо изначально творят они нечто, не вписывающееся в определенные рамки, не сделанное «на потребу», не рассчитанное на понимание и ответную реакцию решительно всех. Это «звезды навсегда». К этой категории, несомненно, относится Елена Камбурова.
Она обладает редким богатством — голосом в несколько октав. От негромкого шепота, неяркого речитатива он обрушивается почти к оперному басу, а потом взлетает к верхней хрустальной «до». Этому голосу подвластно самое неожиданное интонирование, что привлекало еще Булата Окуджаву: «Поражаюсь… точностью переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта».
Она может петь дискантом, как мальчишка, или в манере оперной певицы, исторгать надтреснутое бормотание старухи или смешного зверька, может звучать высоко и низко, звонко и хрипло, весело и мрачно, с юмором и трагически, таинственно и распахнуто, остро, лукаво, сильно, холодно, задыхаясь, торжествуя, вдребезги разбивая сердце и сгорая в полете, она кричит, плачет, признается, томится, вопрошает, молится, знает, дает надежду, скорбит и утешает.
Елена КАМБУРОВА рекордсменка по количеству спетых «за кадром» песен советского кино
Елена Камбурова известна своим оригинальным исполнением песен Булата Окуджавы, Елены Критской и Новеллы Матвеевой. Скажем больше, она была любимой исполнительницей этих известных авторов, которые зачастую доверяли Камбуровой первое исполнение своих песен. Некоторые произведения писались специально под её индивидуальные способности. Голос ее отличается потрясающим диапазоном. Он то низкий и глубокий, то по-детски звонкий.
Булат Окуджава говорил о певице: «Природа позаботилась о её вокальных средствах, но разве у нас мало исполнителей с прекрасными голосами? Я поражаюсь широте возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью её переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова…».
Молодая певица набирает популярность, особенно в среде студентов и интеллигенции. Её песни разительно отличаются от развлекательной и патриотической эстрадной культуры тех лет. Творчество Камбуровой – это поэтические сборники, положенные на мелодию. Певица исполняет песни на стихи Мандельштама, Тютчева, Маяковского, Цветаевой. Её творчество скорее можно отнести к бардам, для которых поэзия стоит на первом месте, а музыка все же вторична. Я бы определил творческую концепцию Елены Антоновны, как «авторская баллада». Певицу всегда увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии, возможность лирического решения гражданской тематики.
Первый сольный диск-гигант Елены Камбуровой выходит на фирме «Мелодия» в 1970 году. В него вошли песни Ларисы Критской на стихи Левитанского, песни Таривердиева и Саульского на стихи Поженяна, Кима и др. Пластинка пользуется популярностью, весь тираж раскупается в считанные дни.
В середине 80-х Елена Камбурова добавляет в свой репертуар песни выдающихся французских шансонье - Бреля, Ферре и др.
Стоит отметить: в творческом багаже певицы есть рекорд, который уже никто не сможет «побить». Елена Камбурова «пела за кадром» в более чем, 120 советских фильмах, мультфильмах и телепередачах.
Уникальный вокал этой певицы звучит в фильмах «Приключение Электроника», «Раба любви», «Чехарда», «Дульсинея Тобосская», «Пассажир с «Экватора», «Нас венчали не в церкви», «Ярославна, королева Франции», «Без семьи», «Большое космическое путешествие», «Пони бегает по кругу» и многих других.
В 1974-м певица записала песню-заставку киножурнала «Ералаш» - да, да, ту самую «Мальчишки и девчонки, а также их родители». Также Елена Камбурова исполняет песню «Спи, моя радость, усни» для культовой программы нашего детства «Спокойной ночи, малыши».
Вначале 90-х Елена Камбурова открыла в Москве Театр музыки и поэзии, где идут необычные спектакли-представления и концерты авторской песни.
Страна Дельфиния – пронзительно-лирический, ностальгический альбом, составленный из записей 60-70-х годов, большая часть которых издаётся впервые.
Список композиций:
01. Синее море (Н.Матвеева)
02. Новогодняя (Л.Иванова)
03. Страна Дельфиния (Н.Матвеева)
04. Фокусник (Н.Матвеева)
05. Тихо музыка играла… (Ю.Мориц, И.Егиков)
06. Сигареты (Л.Ашкенази, М.Таривердиев)
07. Верочка (Л.Ашкенази, М.Таривердиев)
08. Женщины (Л.Ашкенази, М.Таривердиев)
09. Я такое дерево... (Г.Поженян, М.Таривердиев)
10. Капли Датского Короля (Б.Окуджава, И.Шварц)
11. Песня клоуна (Ю.Ким)
12. Вальс клоуна (Г.Поженян, Ю.Саульский)
13. Воспоминание о шарманке (Ю.Левитанский, Л.Критская)
14. Как показать зиму (Ю.Левитанский, Л.Критская)
15. Осень (Ю.Левитанский, Л.Критская)
16. С няней (М.Мусоргский из цикла «Детская»)
17. С куклой (М.Мусоргский из цикла «Детская»)
18. В углу (М.Мусоргский из цикла «Детская»)
19. Куда? (В.Мюллер, пер. И.Тюменева; Ф.Шуберт из цикла «Прекрасная мельничиха»)
20. Форель (К.Ф.Шубарт, пер. В.Костомарова; Ф.Шуберт)
21. В путь (В.Мюллер, пер. И.Тюменева; Ф.Шуберт из цикла «Прекрасная мельничиха»)
Ансамбль электромузыкальных инструментов п/у В.Мещерина (3-4),
эстрадный ансамбль п/у Ю.Силантьева (5),
Л.Критская, ф-но (6-9, 13-15),
инструментальный ансамбль п/у К.Кримца (10-15),
ансамбль «Мелодия» п/у Г.Гараняна (12)
СПАСИБО