Евгений Рудницкий. Музыка и музыканты Третьего рейха - М.: "Классика-XXI", 2017.
В последнее время об обстановке этого периода распространяется
слишком много нелепостей...
ЧАСТЬ I. НА ГРЕШНОЙ ЗЕМЛЕ
Глава 1. Первоочередные задачи
Глава 2. Имперская музыкальная палата
Глава 3. Идеология и культура I. О партийности музыки
(Ганс Пфицнер. Пауль Хиндемит. Карл Амадеус Гартман.)
Глава 4. Идеология и культура II. Борьба с «вырождением»
Глава 5. Оркестры и их дирижеры
(Берлинский филармонический. Мюнхенский филармонический. Саксонская государственная капелла. Лейпцигский Гевандхауз. Венский филармонический оркестр.)
Глава 6. Оперетта, легкая музыка и джаз. Кино и радио
Глава 7. Песни рейха
Глава 8. Музыкальное воспитание в Третьем рейхе
Глава 9. Эмиграция
Глава 10. О тех, кто остался
Глава 11. Кнут и пряник
Глава 12. Музыкальные пристрастия фюрера
ЧАСТЬ II. НЕБОЖИТЕЛИ
Глава 13. Первый музыкант рейха [Рихард Штраус]
(Рождение и первые успехи. Капельмейстер в Мюнхене и Веймаре. Снова в Мюнхене.
В Берлине. Во главе Венской оперы. Последние годы перед приходом к власти нацистов.
В Третьем рейхе. )
Глава 14. Гений при диктатуре [Вильгельм Фуртвенглер]
Глава 15. Начало одной блестящей карьеры [Герберт фон Караян]
Глава 16. История Золушки, ставшей владетельной принцессой [Винифред Вагнер]
Глава 17. Байройт, украшенный свастиками
Глава 18. Зальцбург в Третьем рейхе
ЧАСТЬ III. В ПРЕИСПОДНЕЙ
Глава 19. Станции и полустанки на пути в ад
Глава 20. Трагическая история баловня судьбы
ЧАСТЬ IV. ЧИСТИЛИЩЕ
Глава 21. Избавление от прошлого
Глава 22. Трудный путь возвращения к оркестру
Глава 23. Еще раз сначала
Глава 24. Свежие ветры на Зеленом холме
-----------------
Данная книга - первая на русском языке о немецкой музыкальной культуре 1930–1940-х годов. Она является «свободной компиляцией важнейших современных немецкоязычных исследований культуры Третьего рейха».
Евгений Рудницкий - не музыкант. Специалист по физике металлов, некогда член легендарного Московского общества филофонистов, словом, просвещённый любитель музыки. В 1997 году эмигрировал в Германию, где осуществил русские переводы «нескольких десятков немецких книг» о Вагнере, Малере, Мейербере, Фуртвенглере и Караяне.
Евгений Рудницкий: «Эта книга не музыковедческое исследование, а музыкально-историческая разработка». По сути, это материалы к социальной истории немецкой музыки 1920–1940-х годов. Редкостный, по нынешним времена разгула авторского эгоцентризма, жанр. Достоинством книги является то, что автор явно считает свой материал интереснее своих о нём суждений. Не нужно усилий, чтобы понять, что для Рудницкого неприемлемы идеология нацизма, антисемитизм и концлагеря, но он не позволяет себе превратить насыщенное фактами повествование в фельетон
с предсказуемыми обличениями.
Спасибо. Для полного удовлетворения, остается пожелать, чтобы книга содержала музыкальные иллюстрации.
Когда служил, у нас начальник оркестра был энтузиаст своего дела. И каждую пятницу во время "читки приказов" устраивал музыкальное информирование (командование заботилось культурном развитии подчиненных ). Припоминаю, было несколько информирований посвященных немецким "ударным" маршам, где разбирались "истоки", заимствования, пересечения с советской музыкой 30-х. К сожалению, "писать" служебные нарады, мягко говоря не рекомендуется, да и не было у меня тогда девайса способного качественно записать с микрофона музыку.