Еврейские звезды американского джаза.
Еврейские звезды американского джаза
13.03.2012
Начну с трех цитат: 1-ая принадлежит писателю и историку Джеральду Ерли: «Я думаю что только 3 достижения Америки будут известны через 2000 лет. Это конституция, бейсбол и джаз»; 2-ая музыканту Ахмаду Алладину: «Джаз не принадлежит какой либо расе или культуре, но это подарок Америки миру»; 3-я певцу Рею Чарльзу: «Настоящий джаз могут играть только черные и евреи. Они связаны одной судьбой. Имя ее - преследование. Именно поэтому Америка стала родиной джаза». Нацисты называли джаз еврейско-негритянской дегенеративной музыкой и запретили его в Германии, также как он был запрещен только еще в одной стране — Советском Союзе. (Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь). Я заболел джазом в 50-х, когда нашел на коротких волнах большого зеленоглазого ящика «Востока» тоненькую, исчезающую волну музыкальной передачи Голоса Америки, которую вел незабываемый Уильям Коновер. Из моей поэтической автобиографии: Нас приводил тогда в экстаз Глушилки пробивавший джаз.// Чрез шум и вой мы слушали Бродвей И гениальный хит ТАКЕ ТНЕ TRANE A.// И слаще был любой эстрады номера Шикарный бас Уильяма Коновера.
Гарри Кандель Бенни Крюгер (слева второй)
Джаз зародился в конце 19 века в Новом Орлеане с его афро-американской музыкальной историей и культурой, а затем через Чикаго быстро достиг Нью-Йорка, куда в то же самое время хлынула огромная волна эмигрантов: черных американцев из южных штатов, двинувших на север после Гражданской войны, и евреев беженцев от российских погромов. В этом огромном плавильном котле эмиграции джаз стал быстро совершенствоваться, втягивая в себя нью-орлеанский блюз, регтайм (уже форма джаза, но без импровизаций) и еврейский фрейлехс клейзмерской музыки. У Леонида Утесова есть замечательная пластинка «Как начинался джаз», на которой он показывает, как клейзмерский мотивчик легко превращается его оркестром в джазовый стандарт. Кстати, главным солирующим инструментом в джазе белых музыкантов евреев (как и в клейзмерских составах) долгое время был кларнет. Знаменитыми джазовыми кларнетистами были Бенни Гудман, Арти Шоу, Эдди Даниэльс, Ричард Стольцман и др. Одним из пионеров раннего джаза в сочетании с клейзмерской музыкой был Гарри Кандель (1885–1943), окончивший Одесскую консерваторию, игравший в оркестре царской армии и оказавшийся в Нью-Йорке в 1905 г., где он играл сначала в водевильных оркестрах, а затем в оркестре знаменитого композитора военных маршей и парадов Джона Суса ( John Sousa). В1916 г. Кандель организовал свой клейзмер-джаз оркестр, где играл на 9-и инструментах . Главным стилем раннего джаза был диксиленд (дикси- так называлась на Юге 10-и долларовая купюра). Бенни Крюгер (1889-1967) играл на саксофоне в знаменитом диксиленде Original Dixieland Jazz Band, музыканты которого называли себя основателями джаза не без оснований, поскольку первыми в истории джаза сделали запись джазовой композиции в 1917 г. При этом фирма грамзаписи настояла, чтобы в составе диксиленда был саксофон, который до этого не входил в подобный состав и, таким образом, Крюгер оказался первым саксофонистом в истории джазовых записей. В 20-х годах он создал один из самых известных джаз-оркестров того времени. В прекрасно изданной книге «Джаз» Уорда и Барнса есть большая фотография этого оркестра играющего на пляже Брайтона. Еще один пионер раннего джаза Бен Поллак (1903–1971), которого называют отцом джаза, поскольку он первый, как писал Бенни Гудман, создал биг-бенд белых музыкантов, игравший настоящий джаз. Надо отметить, что изначально джаз играли только черные музыканты и белые, пытавшиеся с ними играть, подвергались расистским нападкам и гонениям. Один из пионеров диксиленда кларнетист Мез Мезроу игравший в черных составах получил презрительную кличку пархатый черный. Однако его ценили не только за игру, но и за способность снабжать своих черных коллег марихуаной (Мез его кличка и на сленге означает марихуану).
Бен Поллак Беннни Гудман
В оркестре Поллака начинали играть Бенни Гудман, Глен Миллер, Харри Джеймс и другие знаменитые музыканты джаза. Великолепным трубачом нью-орлеанского стиля и лидером своего диксиленда был Макс Каминский (7-ой ребенок эмигрантов из России), которого называли Тигр Регтайма (прозвища музыкантов, иногда становившиеся их вторыми именами – характерная черта джаза). Конечно, оркестры 20-30-х годов были главным образом танцевальными, но также были участниками различных Бродвейских шоу, варьете и ревю. Важный вклад в развитие джаза сделал Поль Уайтмен (1890–1967) классический музыкант, игравший в симфоническом оркестре Сан-Франциско. Однажды услышав нью-орлеанский джаз он понял, где его призвание. Уайтмен создал новый тип джаз-оркестра, расширив его состав с обычных 10 до 35 музыкантов и привив ему культуру симфонического оркестра. Элегантный стиль, красивые аранжировки и строгие рамки импровизации позволили оркестру Уайтмена быстро завоевать признание солидной белой публики. Заказав Гершвину джазовую пьесу, Уайтмен в 1924 г. сыграл знаменитую теперь «Рапсодию в голубых тонах», где солировал сам Гершвин. После того как оркестр снялся в первом большом музыкальном фильме «Король джаза» Уайтмана так стали и называть. В 30-х годах джаз достиг своего совершенства в стиле, который получил название свинг. Не касаясь профессиональных особенностей этого стиля, можно сказать, что свинг это единое для музыкантов и слушателей психофизиологическое состояние радостного и захватывающего подъема. Для музыкантов это то чувство, без которого они считали невозможно играть джаз. Без свинга нет джаза – так назвал Дюк Эллингтон свою композицию 1932 г. Свинг и сейчас считают главным течением (мейнстримом) джаза. И положил начало эпохе свинга, совпавшей с временем Великой Депрессии Бенни Гудман (1909-1986), который был восьмым из 11 детей семьи бедного портного, змигрировавшей из царской тогда Варшавы. Бенни начал играть в 10 лет на кларнете, взятом в аренду в синагоге. В 1934 г. он создал свой знаменитый биг-бенд, который во время турне по Америке, начинавшегося холодным непониманием в нескольких городах, закончился неожиданным триумфом в Сан-Франциско, где переполненный зал пришел в восторг, а критики на следующий день захлебывались от похвал. Так началась в полной мере эра свинга, эта золотая пора джаза с ее маниакальными фанатами, с ее необыкновенными акробатическими танцами, которые дошли до студенческой советской среды через 20 лет в 50-х , с ее стилем в одежде, с ее мироощущением, так хорошо описанном в романах Фитцжеральда. Гудман один из первых стал вводить в состав своего оркестра черных музыкантов, сметая сильные тогда расовые барьеры. В 1938 Гудман первый из джаза выступил в историческом концерте в Карнеги-Холле. В1962 во время оттепели дал несколько концертов в СССР. Упросив московских родственников достать билеты, я поехал в Москву, где, не осознавая своего счастья, слушал во Дворце спорта прекрасный свинг оркестра Гудмана. Еще один гигант эпохи свинга, лидер биг-бенда соперничавшего с биг-бендом Гудмана, король кларнета, как его называли, Арти Шоу (1910-2004), который родился в семье еврейских эмигрантов Аршавских из России.
Пол Уайтмен
Арти Шоу
Организованный им оркестр стал знаменит после того как вышла пластинка с композицией Begin the Beguine, ставшая главным хитом эры свинга и сделавшая Шоу знаменитым. Радиоконцерты его оркестра слушала вся страна. Арти не испытывал никакого уважения к музыкальному бизнесу, к своим маниакальным фанатам и несколько раз бросал оркестр, занимаясь литературным трудом и своими многочисленными
Арти Шоу
любовными историями. Красавец и большой охотник за юбками он был женат 8 раз, в том числе на знаменитых кинозвездах Аве Гарднер, Лане Тернер и др. Лидерами популярных биг-бендов были виртуозы джазовой трубы Харри Джеймс (1916–1983) и Зигги Эльман(1914–1968), которые начинали в оркестре Гудмана. Оркестр Джеймса, организованный им в 1939 г. и ставший 1-ым в рейтинге биг-бендов 1941 г. просуществовал до 1983, став одним из самых больших долгожителей. Джеймс открыл Френка Синатру и записал 1-ые его пластинки.
Еврейские интонации трубы Зигги Эльмана и его оркестра называли фрейлехс в свинге или еврейский свинг. Многие выдающиеся еврейские джазовые музыканты создавали свои оркестры и играли в них. Один из самых выдающихся барабанщиков всех времен Бадди Рич (1917-1987)начал выступать вместе с родителями, артистами варьете и, трудно поверить, но это так, в 1,5 года, а с 4-х участвовал в Бродвейских шоу. В 11 лет он был лидером оркестра и вскоре выступал с лучшими джазменами 40–60-х годов. Ишам Джонс(1894–1956,) игравший на многих инструментах и сочинивший 200 песен, из которых 40 стали хитами, был лидером самого популярного танцевального бенда 20-30х годов. Скрипач Бен Берни(1891–1943) был лидером оркестра, который стал знаменит своим участием в популярных радиошоу в дотелевизионнную эпоху и записями целого ряда хитов, ставших джазовыми стандартами. Бен Селвин (1898–1980) со своим оркестром вошел в книгу рекордов Гинесса, как записавший самое большое количество сторон граммпластинок на 78 оборотов за все времена их выпуска. Одна из них с хитом «Дарданелла» была раскуплена в рекордном количестве для того времени 5 млн. экземпляров.
Во время войны и после нее в Америке произошла настоящая революция в джазе, когда появились новые музыкальные стили и в первую очередь бибоп(1945-1953) с его невероятно быстрым темпом, диссонансными звуками и сложными импровизациями. Бибоп был воспринят фанатами свинга да и многими музыкантами и критиками как скандал. Он оттолкнул от джаза широкую публику, но приблизил ее интеллектуальную часть, что видно когда читаешь «Преследователь» Хулио Кортасара, писателя безумно любившего джаз. Затем появились и другие музыкальные стили: кул (cool) 1949–1958, 3-е течение (1957–1963), свободный (free) джаз (1959–1974), фьюжин(1969-1979). На смену большим оркестрам пришли небольшие составы музыкантов (комбо). Пионерами бибопа стали выдающиеся черные музыканты Чарли Паркер (прототип главного героя «Преследователя») и Диззи Гиллеспи. В квартете Паркера играл на трубе еврей Рэд Рондей (1927-1994), но наверное самым знаменитым еврейским бопером, имя которого вошло во все энциклопедии джаза, стал Арт Пеппер (1925-1982), который несмотря на сильное влияние Паркера создал свой стиль бибопа. Однако не все музыканты увлеклись диссонансами нового стиля. Выдающийся саксофонист Зут Симс (1925-1985) продолжал играть свинг в малых составах с такими легендами джаза как Джерри Маллиган, Каунт Бейси, Оскар Питерсон. С другим знаменитым еврейским саксофонистом Алом Коэном (1925–1988) он создал оркестр мейнстрима, который был очень популярен в Нью-Йорке многие годы. Стиль cool пришедший на смену бибопу отличался отсутствием агрессивных темпов и эмоциональной сдержанностью. В 1949 г. появилась пластинка титана джаза Майлса Девиса «Рождение кула», в записи которой принимал участие культовый саксофонист Ли Кониц (1927). Также одним из пионеров этого стиля считают выдающегося музыканта Стена Гетца (1927–1991), которого за теплый и деликатный звук его тенор-саксофона называли «Мистер Саунд». Гетц также прославился своими записями музыки самбо и боса-новы композитора Антонио Карлоса Джобима. Он трижды получал престижную премию Гремми. Великолепным музыкантом игравшим кул-джаз был Пол Дезмонд(1924–1977) с его неповторимым звучанием альт-саксофона в квартете еще одного гиганта джаза Дейва Брубека (еврей?). Композиция Дезмонда «Take Five» стала визитной карточкой квартета и вечнозеленым хитом, приводящим публику в полный восторг(свидетельствую как слушатель концерта, который дал 88-летний Брубек прошлым летом на открытой эстраде Линкольн-Центра). Основателем 3-го течения, соединяющего классику с джазом, считают композитора и трубача Гюнтера Шуллера (1925) который и придумал этот термин. Авангардный композитор и саксофонист Джон Зорн(1953) играл свободный джаз и создал группу Масада, играющую модерный джаз с интонациями клейзмерской музыки, а также фирму грамзаписи с еврейским лейблом «Цадик». Фьюжин(сплав разных стилей джаза и рока) играли одни из самых знаменитых музыкантов 2-ой половины 20 века братья Бреккеры. Саксофонист Михаил Бреккер (1849-2007) и трубач Рэнди Бреккер(1945), выступая вместе со своим ансамблем, получили 8 премий Гремми, при этом у Михаила еще 7 Гремми за записи с другими музыкантами. Блестящий вибрафонист Терри Гибс (1924) играл со многими выдающимися джазменами. Организовав в 1957 г. большой оркестр он записал несколько композиций, которые назвали еврейский фьюжин. Большую роль в джазе играли певцы, среди которых были и еврейские звезды. В 20-30х годах многие из них стали известными, участвуя в знаменитых эстрадных ревю Ziegfeld Follies, созданных еврейским импрессарио Флоренцом Зигфельдом по типу парижского ревю Фолли Бержар. Здесь в первую очередь надо назвать Эла Джолсона (1886-1950), эмигрировавшего в 1915 г. из Литвы и снявшегося в 1-ом звуковом фильме «Певец джаза». У него 3 Звезды на аллее славы Голливуда. Софи Таккер(1884-1966) родилась в России, и в Америке стала самой популярной актрисой и певицей раннего джаза 20-30х годов, также как и другие звезды ревю и водевилей комические актеры Фанни Брайс (1891-1951) и Эдди Кантор (1892-1964). Одним из самых выдающихся джазовых певцов в более поздние времена был Мэл Торме(1925-1999). Он также был композитором, барабанщиком, актером кино(более 20 фильмов) и ТВ. Родился (как и практически все о ком я пишу) в семье еврейских эмигрантов из России. Музыкальный вундеркинд, он уже в 4 года пел в ресторанном джазе, с 8-ми в радиошоу, в13 написал свою 1-ую песню, которая стала хитом оркестра Харри Джеймса. Всего он написал 200 песен, многие из которых стали джазовыми стандартами.
Ирвинг Берлин Джордж и Айра Гершвин
Блистательно владел джазовым пением в стиле скэт(без слов). Его джазовая карьера продолжалась 65 лет. Он пел с оркестрами Арти Шоу, Билли Мэя, Бадди Ричи и др. Джазовыми стандартами стали и многие песни знаменитых американских композиторов еврейского происхождения Гершвина, Берлина, Керна, Роджерса, Лоу, Вайля, написавших самые известные мюзиклы, поставленные на Бродвее. Берлин(1888-1989), создавший 900 песен, 19 мюзиклов и музыку к 19 фильмам, написал в 1911 г. и один из первых джазовых хитов Alexander’s Ragtime Band. Наверное самым знаменитым хитом ,отмеченным несколькими премиями, стало исполнение Армстронгом зонга «Мегги Нож» из «Трехгрошовой оперы» Курта Вайля, бежавшего из Германии от фашизма в США. В зале славы джаза журнала Down Beat имена Джорджа Гершвина, Арти Шоу, Бенни Гудмена, Стена Гетца, Зигги Эльмана. В зале славы премии Гремми за лучшие записи джаза Арти Шоу, Стен Гетц, Бадди Рич, Зут Симс, Пол Дезмонд, Арт Пеппер, Майкл Бреккер.
Норман Гранц
Выдающуюся роль в джазе сыграли Норман Гранц и Боб Вейншток, записавшие игру многих корифеев джаза (удивительно как современно сейчас звучат зти записи 50-60х годов). Норман Гранц (1918–2001) вывел джаз из танцевальных залов и ресторанов в филармонические залы и концертные эстрады, создав Jazz at the Philharmonic. Он привлекал в свою звукозаписывающую студию знаменитых музыкантов тем, что записывал их в стиле джем-сешн, т.е. практически без репетиций. Гранц также первый начал записывать джаз не только в студии, но и на концертах. Он был менаджером Эллы Фитцжеральд и открытого им великого джазового пианиста Оскара Питерсона. Ирвин Миллс(1894–1985), выросший в еврейском гетто Ист-Сайда, однажды услышав оркестр Дюка Эллингтона, только приехавшего в Нью-Йорк и никому неизвестного, немедленно предложил свои услуги в качестве менаджера Вскоре Эллингтон с подачи Миллса уже играл в знаменитом гарлемском Коттон-клубе и быстро стал популярным в Нью-Йорке. Миллс первым начал записывать черных музыкантов на своей студии Коламбиа, за что они назвали его Абрахам Линкольн джаза. Альфред Лайон(1909–1987) и Френсис Волф((1908–1971) 2 эмигранта из нацисткой Германии основали в1939 г. звукозаписывающую компанию Blue Note, которая благодаря их музыкальной направленности к мейнстриму и записям выдающихся музыкантов, сумела повернуть массовую аудиторию к джазу, с которым она потеряла связь во времена би-бопа. Еще один импрессарио Джо Глезер сыграл важную роль в судьбе великого трубача и певца Луиса Армстронга (Сачмо), менаджером которого он был 43 года с 1935 г. вплоть до смерти Армстронга. Между ними были теплые, дружеские отношения и Армстронг, не знавший родного отца, любовно называл Глезера папой. Величайший джазмен 20 века Армстронг родился вместе с джазом в одно время и в одном месте – Нью-Орлеане. Беспризорного подростка опекала большая еврейская семья Мориса Карновского, которая окружила его теплом и вниманием. Этого Армстронг никогда не забывал и всю жизнь носил на груди подаренную ими звезду Давида, с которой его и похоронили. «Я обязан евреям всем на свете, включая собственную жизнь музыканта и человека» – написал он в своей автобиографии.
Юрий Шоткин. www.forumdaily.com
Коротко об авторе. Юрий Шоткин.
Родился 1 января 1938 г. в Горьком (Нижнем Новгороде). Закончил канавинскую школу № 52 с серебряной медалью. Учился в горьковском политехе на металлугическом факультете по специальности металловедение, одной из самых любимых и доступных тогда для евреев СССР. После окончания работал в ОКБ завода «Орбита». Защитил кандидатскую диссертацию по композиционным и порошковым материалам. В 2003 году эмигрировал в США, где пишет очерки о знаменитых евреях и ведёт раздел памятных дат в газете Форум в котором за 6 лет опубликовано около 2000 минибиографий знаменитых, известных и не очень известных евреев: учёных,писателей, поэтов, музыкантов, художников, героев, политиков, изобретателей, религиозных мыслителей, философов, бизнесменов, актёров, режиссёров, спортсменов, живших в разные времена и в разных странах..
Отличный пост! Компактный и одновременно содержательный. Спасибо.
Спасибо,друзья,за положительные отзывы! Я решил разместить этот материал после того,как прочёл высказывание Рэя Чарльза. Дело в том,что эту же мысль высказывал когда-то радиоведущий Б.Алексеев и как пример приводил оперу "Порги и Бесс". Еврей написал негритянскую "народную" оперу! И я решил привести этот же пример...
https://tunnel.ru/post-mikki-katc-tipichno-evrejjskijj-produkt
Микки Кац - "типично еврейский" продукт.
Спасибо,Борис Палыч!Интересная статья
У Леонида Утесова есть замечательная пластинка «Как начинался джаз», на которой он показывает, как клейзмерский мотивчик легко превращается его оркестром в джазовый стандарт(Юрий Шоткин)
Где родился джаз)))
Музыкальная шутка. Запись сделана на одном из последних концертов Леонида Утёсова в 1966 году.
Спасибо автору ролика...а вам-ЗДОРОВЬЯ,дорогой Борис Палыч!
(Хоть вы и не очень чтобы очень любите ролики, но без картинок тут не обойдешься!!)))))
С ними интереснее))