- Фальконе Этьен Дата рождения: 1 декабря 1716 года Дата смерти: 24 января 1791 года
Биография Этьена Фальконе
ФАЛЬКОНЕ (Falconet) Этьен Морис (1 декабря 1716, Париж - 24 января 1791,там же), французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма середины - второй половины 18 в.
Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу "Милон Кротонский" (авторский гипс - 1744, Эрмитаж); в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ ("Франция, обнимающая бюст Людовика XV" по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.
Работы для церкви св. Роха В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Девы в парижской церкви св. Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна ("Моление о чаше"), остальные погибли в годы Французской революции. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).
Этьенн Морис Фальконе
Произведения1750-60-х годов В работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо. Статуи "Музыка", "Амур", "Купальщица" (все - 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см. рокайль) изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, - аллегорические образы по-земному конкретны. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей ("Психея", 1758, Эрмитаж).
Образ Амура чрезвычайно характерен для французского искусства 18 в., для стиля рококо. "Амур" Этьена Мориса Фальконе был исполнен для украшения будуара в парижском особняке маркизы Помпадур. Имея огромный успех на выставках, статуя привлекла внимание коллекционеров и многократно повторялась скульптором. "Амур", хранящийся в Эрмитаже, был заказан графом Строгановым.
Маленький бог любви изображен сидящим на облаке. Лукаво улыбаясь, он достает стрелу из колчана. Скульптор обрабатывает мрамор с таким совершенством, что нежная шелковистая поверхность детского тела и мягкие вьющиеся волосы Амура воспринимаются почти иллюзорно. С таким же мастерством переданы капризно изогнутые лепестки розы, лежащей у его ног.
Статуэтка Enfants jouant а-ля loterie,1757. Севр, Национальный музей керамики
Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. "Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне", - эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног ("Флора", 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках ("Нежная грусть", 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион ("Пигмалион и Галатея", 1763, Лувр), исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя "Зима" (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. и завершена в 1771), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды. "Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша", - писал Фальконе.
Пьетро Стаджи. Пигмалион и Галатея, 1797. Мрамор. Государственный Эрмитаж
В 1766 году скульптор Фальконе прибыл в Россию, чтобы изваять по приказу императрицы Екатерины памятник Петру I.
Стремясь выразить свое благоволение новой императрице и одновременно засвидетельствовать поддержку ее действиям, в июле 1762 году Сенат постановил соорудить ей памятник.
Через месяц начальник Конторы строений И.И.Бецкий подготовил соответствующую программу. Осенью 1763 года Екатерина неожиданно отказалась от создания собственного памятника и сочла более разумным поставить памятник Петру I.
"Петр - создатель, преобразователь, законодатель", - так определил для себя главную идею скульптор Фальконе. Он видел своего героя в неразрывной связи с судьбой России, с судьбами ее истории и народа.
Сначала создавалась так называемая "Малая копия" с ее принципиально важным для Фальконе решением - Петр верхом на вздыбленном коне, остановившийся на краю обрыва и жестом правой руки утверждающий могущество новых идей. Екатерине модель понравилась, и скульптор приступил к работе.
Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. Натурщиками коня для памятника Петру были самые горячие кони из дворцовой конюшни - Бриллиант и Капризник. Кони на какое-то мгновение застывали, поднявшись на дыбы, а художник в это время лихорадочно зарисовывал положение ног коня, посадку и поворот головы всадника.
Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться опасно неустойчивым. И у скульптора возникла мысль - бросить под копыта змею. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой.
Русский скульптор Гордеев вылепил змею, и она вошла в общий комплекс монумента. Работа над моделью заняла полтора года. В мае 1770 года модель была выставлена для "всенародного зрелища".
«Медный всадник»
При отливке памятника форма дала течь, и хлынувшая из печи раскаленная бронза вызвала пожар. Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась. Когда памятник был отлит и отшлифован, возник вопрос о постаменте, для которого была необходима огромная гранитная скала.
Скалу для памятника Петру I искали почти год. Ее обнаружили в деревушке Лахта, в восьми верстах от Петербурга. Длина его была более тринадцати метров, ширина примерно шесть-семь, а высота восемь метров.
Камень перевозили в Петербург в течении четырех месяцев.
Когда "Гром-камень" был водружен на Сенатской площади, в Петербурге в честь этого события выбили специальную медаль с надписью: "Дерзновению подобно. Генваря 20. 1770".
После первой отливки, которая в целом была превосходной, все же голова всадника пострадала. Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ.
То, что по каким-то причинам не удавалось Фальконе, блестяще исполнила его ученица, которая к тому времени была уже незаурядным мастером.
Памятник был открыт 7 августа 1782 года - столетие со дня вступления на престол Петра I.
В качестве пьедестала для памятника был использован гранитный монолит, так называемый "Гром-камень", найденный на берегу Финского залива, недалеко от деревни Конная Лахта. Доставка в Петербург громадного монолита весом около 1600 тон была осуществлена крайне изобретательным способом. Камень был погружен на специальную платформу с желобчатыми полозьями, которая при помощи 32 бронзовых шаров опиралась на деревянные переносные рельсы с желобами.
По рельсам платформа доехала до причала, где уже стояла специально построенная большая баржа. Для удобства погрузки баржу затопили, погрузили на нее камень, а затем откачали воду из трюма и баржа всплыла. По воде "Гром-камень"; был доставлен на сенатскую площадь, где в момент его выгрузки 26 сентября 1770 года собралась огромная толпа горожан. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить памятную медаль. На одной стороне ее изображен "Гром-камень", а на другой - надпись: "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".
История жизни Этьена Фальконе
"Медный всадник" (1766-1778) Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, - воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан еще в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной".
Грозящий Амур, 1755.
Мрамор. Лувр, Париж
Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом "Гром-камне", весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название "Медный всадник") выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись "Petro primo Catharina secunda" ("Петру первому Екатерина вторая") сделана по предложению Фальконе. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.
В истории французского искусства XVIII века Этьен Морис Фальконе (1716-1791) занимает особое место. Он известен не только как выдающийся художник, но и как писатель-теоретик.
Купальщица. 1757. Лувр
Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием. Творческая деятельность его протекала в атмосфере предреволюционных настроений, когда в художественных Округах шли споры о новых путях развития искусства. Общность взглядов связывала его тесной дружбой с Дени Дидро, видным идеологом революционной буржуазии. Смело отстаивая свою точку зрения на задачи искусства, Фальконе возражал против слепого подражания античности. "Природу живую, страстную - вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне,"-говорил он. И даже в период своей наибольшей близости к утонченному, несколько манерному, окрашенному эротикой искусству рококо, господствовавшему в это время, Фальконе оставался верен своим принципам.
Во второй половине 1750-х годов он работал на Севрской мануфактуре, вначале выполняя модели по рисункам художника Буше, в дальнейшем он вступает на путь самостоятельного творчества. К этому периоду относится его мраморная статуя "Грозящий Амур".
К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков. Во французском искусстве XVIII века в соответствии со вкусами и представлениями легкомысленного, ищущего вечного праздника светского общества Амур был веселым, кокетливым, подчас жестоким богом любви. Летая повсюду со своим луком и колчаном, наполненным стрелами, он властно управлял сердцами людей, неся им радость и счастье, а порой и жестокие муки любви.
Амур Фальконе - это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Лукаво улыбаясь и как бы грозя или предостерегая, он собирается совершить очередную шалость - пустить одну из своих губительных стрел в намеченную жертву. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. Сама тема и та легкость и изящество, с которым она воплощена, говорят о вкусах и требованиях эпохи, но силою своего дарования Фальконе превратил холодный мрамор в живую пластическую форму, наполненную дыханием жизни.
Зима, 1771. Мрамор. Эрмитаж
Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Мягкий наклон его головы,хитрый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам,-все это придает живость композиции. Скромными, но очень выразительными средствами передана прелесть пухлого, почти осязаемого детского тела, его естественная ребячья грация, его крылья, нежные перышки которых как бы трепещут. Кажущаяся простота и легкость, с которой Фальконе решает свою композиционную задачу, исключительная жизненная правдивость изображения говорят о высоком мастерстве скульптора, создавшего бога любви в образе ребенка, покоряющего своей искренностью.
В простом пластическом мотиве сидящей женской фигуры скульптор гениально сочетал некоторые внешние черты господствовавшего тогда стиля рококо с реалистическими устремлениями, присущими его многогранному таланту. Весь облик девушки - воплощение юности, какой-то особенной чистоты и женственного обаяния - передан свободно и выразительно; он подкупает своей жизненностью и непосредственностью. Богатая игра света и тени, мягкая и уверенная моделировка мрамора создает иллюзию живой поверхности обнаженного тела. Необычайный дар композиционных решений позволяет Фальконе создавать бесконечные вариации в изображении обнаженного женского тела. Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения.
Его нимфы, купальщицы, венеры, различаясь деталями поз, причесок, аксессуарами, пользовались колоссальным успехом и создали ему всемирную славу.