Fela Ransome-Kuti And The Africa ’70 With Ginger Baker альбом Live! (1971)
Fela Ransome-Kuti And The Africa ’70 With Ginger Baker
Live! (1971)
Лэйбл Celluloid
Продюсер Jeff Jarratt
Арт-директор He обозначен
Страна Нигерия - Великобритания
Продолжительность 45:19
«Я отказываюсь жить в страхе… Если кто-то хочет причинить тебе вред, лучше не знать об этом. Так что я об этом не думаю. Мне наплевать. Я готов ко всему.»
Фела Кути, 1974
Дружба Джинджера Бейкера и Фелы Кути, которая зародилась еще на заре 60-х, была особенно активной в 70-е. Настоящая глыба рок-музыки, Бейкер после своих выдающихся работ в Cream, Blind Faith и Air Force, в начале 70-х бросил все и перебазировался на несколько лет в Нигерию, где жил, черпал вдохновение в африканской культуре и наслаждался местным колоритом. Там эксцентричный барабанщик открыл свою собственную студию, на которой, в частности, Пол Маккартни записал знаменитый "Band On The Run". Всю первую половину 70-х Бейкер активно тусовался и с Фелой, сотрудничая с ним на некоторых проектах. Фела засветился на сольном диске Джинджера "Stratavarius", а тот, в свою очередь, помогал Феле с некоторыми его альбомами. Самая известная совместная работа этой парочки - концертный диск "Live!", по мнению издания Rolling Stone, например, входящий в 50 лучших живых альбомов. Кстати, и сам Бейкер считает эту пластинку одной из лучших. Рейтинги рейтингами, но запись получилась безумно классной. Бейкер, правда, играет не на всех четырех треках, но зато на CD-изданиях к этим оригинальным записям начала 1971-го года присоединен дополнительный сумасшедший трек - 16-минутный барабанная дуэль Бейкера и барабанщика Africa 70 Тони Аллена, записанный во время джазового фестиваля в Берлине в 1978-м году.
Все звучит круто, мощно и неистово. Бейкер безупречно поддерживает и дополняет эти интригующие афро-ритмы, и он, безусловно, вместе с Фелой, находится в центре внимания, при этом ничуть не перетягивая на себя внимания и вообще не выпендриваясь, гармонично дополняя происходящее.
Fela Ransome Kuti & The Africa '70 with Ginger Baker
Записано все очень качественно и с умом. Хороший звук, аранжировки, попадаются цепкие мелодии и ходы. Ясное дело, что будущие альбомы Фелы, являющиеся классикой афробита, в общем, идеальны и безупречны. Ранние работы выглядят порой шероховато и, возможно, не столь ярко. Но прелесть этих ранних пластинок, помимо всего прочего, в их самобытности и оригинальности. Каждая из этих работ имеет свои особенности и фишки, которых, в общем, больше нигде и не встретить. Здесь становится еще понятнее план дальнейшего развития музыки Фелы: продолжительные треки с мощными грувами и смесью африканских и фанковый ритмов. Но здесь ощущается еще и смесь элементов фьюжена и Джеймса Брауна, что придает музыке еще большей особенности. Все это очень, очень впечатляет.
Фела Кути вернулся в Нигерию из Америки и Европы, как будто бы открыл табак и картофель. Он принес с собой одновременно фанк, или афробит, и современно политизированные тексты. Проблема заключалась в том, что, несмотря на долгоиграющую пластинку «London Scene» (первый альбом группы «Africa170») и синглы, такие как «Lady» и «Buy Africa», родина была не готова принять их.
Помощь пришла со стороны: Джеймс Браун в декабре 1971 года впервые отправился в турне по Западной Африке. Нигерия была первой в списке. Вскоре после отбытия Брауна Кути написал свой первый серьезный хит «Jeun K'oku». Группа сменила свое название на «The Africa (или Afrika)'70», перенесла штаб-квартиру в клуб больших размеров, после чего отправилась в Лондон для записи на студии «Abbey Road».
Джинджер Бейкер, давний любитель африканской музыки, переехал в Лагос в 1971 году вместе с шестнадцатитрековой студией. Он работал с Кути в Лондоне в качестве сопродюсера некоторых ранних записей группы, поэтому сотрудничество было следующим логичным шагом. Бейкер занимает место Тони Аллена за барабанами в первом треке «Let's Start», прямом, недвусмысленном приказе заниматься сексом. Однако именно в песне «Ye Ye De Smell» бывший участник группы «Cream» развернулся в полную силу: в то время как Фела начинает фортепианное соло, Аллен берет дирижерскую палочку, а Бейкер добавляет страсти и блеска ритму. К тому времени, когда Кути переходит на саксофон, трек принадлежит ударникам. А уж они никого не пропускают вперед.
Вскоре после этого, те же самые музыканты снова собрались для записи альбома Бейкера «Stratava- rious», который сам по себе являлся знаковой долгоиграющей пластинкой, благодаря которой стало больше известно о существовании африканского рока. В течении полугода Кути приобрел мировую известность.